Ботанический детектив

Юрий Панов 2
   Могут ли растения   быть убийцами?  Конечно, могут, но наш детектив не о растениях- убийцах. Могут люди убивать растения? Вряд ли,  у  растений, говорят, нет души. Правда,  есть знаменитые частные детективы-ботаники, такие как Ниро Вульф. Вряд ли Вульф мог раскрывать самые сложные преступления, если бы не разводил орхидеи. Может ботаник провести расследование, как сыщик профессионал? Сплошь и рядом. Настоящие ботаники только этим и занимаются. Но есть сыщики-любители,  и эти герои часто нравятся читателям, вспомним хотя бы отца Брауна у Агаты Кристи. Каждый из нас с удовольствием играл в детстве в сыщиков, разведчиков и шпионов.  Как это соблазнительно для ботаника-дилетанта раскрыть убийство. Значит,  все-таки ботанические убийства бывают? Может быть!

    Я нашел ее на берегу крошечной сибирской речушки, что почти пересыхает летом, распадаясь на омутки, заросшие желтыми кубышками.  Хотя на противоположном берегу глухо гремела крупная трасса, здесь было тихо, травы росли нетронутыми, разве что иногда попадался след пешего рыбака, машины по овражкам проехать не могли. И это был не труп.  Сентябрь был в разгаре, в зелени травы появились желтые пряди и среди этой желто-зеленой палитры вдруг сверкнул ярко-синий цветок.  Такими яркими осенью могут быть только горечавки. И правда, это была горечавка, но какая! С верхушки почти безлистного стебля, вместо обычных гладких, холодных лепестков,  на меня взглянули почти человеческие глаза, через ярко-синие реснички блеснул белый зрачок.  Такого странного цветка я никогда не видел. Верхушечный цветок, как и положено у горечавок,  раскрылся полностью, а боковые ждали своей очереди в бутонах. Мне повезло, зев венчика смотрел в безоблачное небо. В пасмурную погоду бокальчики закрываются. Закрываются бокальчик и на ночь, в таком убежище любят ночевать мелкие жучки, с удовольствием до утра питаясь сладким нектаром - и стол и дом! Долго ползал я возле горечавки, снимая ее своей мыльницей и сверху,  и снизу,  и сбоку. Горечавка была одна, хотя почти все другие осенние растения   на берегу еще цвели целыми полянами. Уезжать не хотелось. Найду ли я ее еще раз?

     Где искать разгадки  ботанику дилетанту? Конечно, дома я начал расследование, обратившись  к определителю. В определителе горечавка была и называлась она, конечно, реснитчатой. И конечно, она была редкой. И сам синий цвет такой интенсивности в природе тоже редок. Вспомните, как ценили лазурную краску ( не простецкая охра!)  художники, старые мастера. Если хотели они выделить на картине библейского героя, окрашивали его одежду в лазурный цвет. А зачем горечавке реснички на лепестках?  С удовольствием поместил я фото горечавки на ботанический сайт. Еще бы! Во многих областях она в Красных книгах. Горечавка горькая вся - от листьев до корней, как и положено лекарству.  Древние наивно верили, что это растение спасет от любой болезни, даже от чумы! Вырывали ее нещадно! Описана  эта горечавка из Швейцарии, она растет там возле вечных снегов, среди каменных россыпей. Но и в Европе стала редкой. Как же она попала в Сибирь? Следующий день удивил меня еще больше. Мое фото горечавки с сайта исчезло.


.