Двухлетний юбилей на литературном сайте

Александр Щербаков 5
Сегодня, 22 февраля 2019 года, исполнилось ровно 2 года, как я начал публиковаться на литературном сайте. Хотя писать я начал намного раньше. Первым моим произведением стали мемуары под названием «Воспоминания дальневосточника». Написать я их решил после прочтения мемуаров своего дяди, известного партийного и государственного деятеля советского периода, Виктора Степановича Пастернака. Из них я и многие родственники, знакомые,  узнали много из того, о чем даже не подозревали.  Дядя свои мемуары решил написать в первую очередь для родственников и своих потомков, но они стали популярны и среди его коллег по работе в партийных и советских органах, в первую очередь Хабаровска. Вот и я решил написать свои воспоминания, которые  я постарался написать до отъезда в город Новосибирск на сложную и рискованную операцию на сердце после перенесенного инфаркта.  Я не только успел написать, но и отпечатать на принтере один экземпляр. Так что сумел оставить о себе память для родных.

Моими первые критиками стали два человека. Первый – член Союза писателей России, известный хабаровский поэт Александр Урванцев, мой земляк. Когда мы начали с ним переписываться на сайте «Одноклассники», он заметил, что мне удается связно излагать мысли, и попросил написать для планируемого им альманаха два рассказа – про моего отца, многолетнего директора школ в наших родных местах, оставившего о себе добрую память у всех знавших его.  А второй рассказ - про Херпучинский прииск, где прошло наше детство и юность. И когда я выполнил эту работу, он высоко оценил её. И тогда я решился прислать ему свои мемуары.  Они ему понравились. Забегая далеко вперед скажу, что Саша был готов написать мне рекомендации в Союз писателей, если я вдруг надумаю туда вступать.  Но я об этом  даже не помышляю.

Вторым моим беспристрастным критиком был тоже мой земляк, профессор,  доктор исторических наук, заведующий кафедрой в Красноярском Университете, Сергей Тихонов. Мы с ним стали переписываться, когда на сайте «Одноклассники» я написал о мемуарах В.С.Пастернака, и потом по его просьбе прислал книгу с воспоминаниями своего дяди.  Поэтому я решился прислать ему для оценки уже свои воспоминания, и он счел их очень интересными.

Еще одной каплей на весы при решении – публиковать или нет мои воспоминания, было мнение еще одной моей землячки, очень начитанной женщины, Татьяны Чеботарь. Её я попросил написать в альманах, который готовил Урванцев, рассказ о своем отце, многолетнем завуче школы, и о своих земляках. Таня попросила прислать ей мой рассказ про отца для образца. И потом оба наших произведения показала своему знакомому, профессиональному корректору в издательстве. Тот, прочитав всё, сказал Тане, что у меня есть способности для написания коротких рассказов.

Наконец, окончательно развеяли все мои сомнения мнение моей нынешней жены Галины. Я ей прочитал свои воспоминания, и она не только внимательно их выслушала, но и настояла, чтобы я опубликовал их, считая интересными и познавательными. И сама 22 февраля два года назад зарегистрировала меня на литературном сайте Проза.Ру в качестве подарка к Дню защитника Отечества.

Первым опубликованным произведением стали мои мемуары, которые вошли в сборник «Воспоминания дальневосточника».  На следующий день я с волнением зашел на литературный сайт, ожидая уничижительной критики в свой адрес.  Её не было, но зато было несколько читателей, которые прочли мои мемуары. Затем последовало несколько коротких рассказов, сюжеты для которых были в моей голове долгие годы, как мои детские и юношеские воспоминания. Я сообщил о том, что начал публиковать рассказы Тане Чеботарь, которая прочла их,  и дала несколько дельных советов.

А добровольным корректором моих рассказов  на первых порах стала виртуальная знакомая на сайте «Одноклассники», вдова офицера-подводника», с которой мы познакомились при обсуждении некоторых материалов в «Одноклассниках» - Галина Северинчик. Я посылал ей по электронной почте свои тексты, она вносили коррективы, и потом возвращала их мне, и уже тогда я их публиковал.  Я ей очень благодарен за помощь и поддержку.  Далее я уже писал сам, так как счел, что пишу довольно грамотно, и допускаю лишь описки, бороться с которыми мне помогает еще одна моя землячка, Вера Малинина. 

Шло время. Сюжеты в моей голове так и просились на бумагу, мне оставалось только облегать их в удобоваримую форму. Я понял, что мои произведения относятся к жанру беллетристики, легкого «чтива», но все же старался вносить в них здравые рассуждения и дельные советы. Многие читатели писали мне, что мои произведения легко читаются, и прочитываются на одном дыхании. Число читателей на моей странице вначале достигло тысячи, потом 2-х, и далее каждый месяц росло примерно на 1 тысячу новых читателей, а число прочитанных за день произведений достигало  50. Мне захотелось продолжать заниматься этим, тем более что физически я становился все менее мобильным, пришлось взять в руки костыли.

И такое мое времяпровождение продолжается уже два года. Каждое утро я публикую написанное ранее произведение, потом сажусь писать новое, задумки которого есть в голове. Причем, написав первое предложение, иногда я даже не знаю, чем закончится произведение, особенно если это вымышленный рассказ, а не какое-то историческое повествование, до которых я очень охочь.
 
20 июня  2017 года мне исполнилось 70 лет. На юбилей приезжали мои дети, сыновья Сережа и Саша, дочь Наташа, две мои землячки – Вера Малинина и Галя Коршунова. Причем если первая из Питера, то вторая аж из Хабаровска, привезла дальневосточные гостинцы от земляков.  Галя убила двух, а вернее, даже трех зайцев – побывала на юбилее, посмотрела красоты Санкт-Петербурга, а потом и Москвы.  Затем на продолжение юбилея я сам поехал в град Петров, в Питер, в гости к своему дяде, который всего на 1 год старше меня. Я его никогда не считал дядей, а старшим братом, и слушался его. И когда он предложил пожить под Питером на даче с еще одним моим дядей, и тоже Володей, только вот отчества разные, я поехал.  Мы много времени проводили втроем, разговаривали, вспоминали.  К этому времени я уже 4 месяца публиковал свои произведения на литературном сайте Проза.ру, поэтому  взял флешку с опубликованными рассказами, и прочитал двум своим дядям воспоминания об отце, которые я писал для Урванцева. Обоим Пастернакам (писательская фамилия, согласитесь) они понравились, и уже не помню, кто-то из них сказал, что было бы интересно написать о всей жизни достойного человека.  Хотя бы для тех, кто учился у него, знал хорошо, но в первую очередь  для родных и близких.  По возвращению домой я решил попробовать написать об отце отдельную повесть. Надо было подобрать материал. О жизни родителей в моем родном поселке я многое знал, кое-что мне написали мои земляки из школы, где он был директором. О его детстве я кое-что помнил из рассказов моей тети, младшей сестры отца, у которой я был в гостях лет 15 назад. И еще мне помогла моя кузина, Ирина, которая воспроизвела на бумаге  воспоминания своих родственниц из нашего большого рода Щербаковых. Кое-что я нашел в Президентской библиотеке, где рассказывалось о родном поселении отца, одним из основателей которого был его дед. Так и вырисовалась глава о жизни маленького Котьки Щербакова в селе Больше-Михайловское на нижнем Амуре.

А вот написать главу о жизни спецпереселенцев Щербаковых, раскулаченных по доносу односельчан, а через 9 лет реабилитированных, в еще одном селе на Амуре, Чля, мне помогла еще одна землячка, Люба Димаева (Хохлова), которая жила в этом селе. Она прислала мне три книжки местного краеведа  Александра Кудрина, в которых рассказывалось о жизни на Чля,  на Колчанском прииске, в том числе в предвоенные годы. Причем очень подробно, с обилием фактического материала, схемы поселка в те годы, когда там жили спецпереселенцы Щербаковы, с фамилиями жителей села. Все это было использовано при написании главы «Испытания», о жизни маленького Кости в этом селе, об учебе в школе, потом в педагогическом училище, первые годы работы учителем до ухода на фронт.  Кое-что я знал от отца  о его участии в боевых действиях с японцами на Дальнем Востоке, что-то сказали его боевые награды и листок по трудоустройству, трудовая книжка, партийный билет, которые хранятся у меня. А дальше пошло описание жизни молодого мужчины, попавшего на работу учителем начальных классов в Херпучинкую школу, его любовь к учительнице Александре Пастернак, ухаживания, женитьба, рождение первого сына Саши, т.е. меня.  У меня набралось много воспоминаний о своем отце, чтобы раскрасить фактами и событиями сухое изложение жизни человека, который отличался самобытностью.

Так появилась «Повесть о настоящем Учителе». Именно так, Учителе с большой буквы. Я ничего не приукрасил, именно так и оценивали моего отца его ученики, которых через его руки прошло немало. Желающие могут убедиться в этом на страницах литературного сайта.  Я выслал материал своему дяде в Питер, тот договорился с издательством в институте, где работает, они связались со мной, мы решили все организационные вопросы. Вскоре я держал в руках первую свою книгу, которая была разослана по родным и близким, моим землякам, кто хорошо знал моего отца, а теперь узнали еще лучше. Все 40 экземпляров тиража нашли своего читателя. Это был мой подарок к 95-летию со дня рождения моего отца, Константина Ивановича Щербакова.

После этого у меня появился зуд творчества. Я никогда не забывал советы еще одного моего земляка по району имени Полины Осипенко, доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой Красноярского Университета Сергей Тихоновича Гайдина, который читал на литературном сайте мои произведения, и советовал издать книгу. Он обещал мне содействие в редакционно-издательском отделе Университета по изданию книги. И я решился.  У меня уже набралось на литературном сайте более 10 тысяч читателей, которые благосклонно отмечали некоторые мои произведения, поэтому в свою книгу я решил поместить свои произведения, которые рассказывают о заселении берегов Амура, о трудной жизни первых переселенцев, об истории золотодобычи в Приамгунье, о жизни нашего родного поселка. Эти произведения особенно нравились многим моим землякам, они уже писали мне, что хотели бы иметь книгу с этими произведениями. А трое моих земляков – Виктор Глотов, Александр Манякин и Любовь Хохлова, написали свои воспоминания о жизни в нашем поселке, которые я решил тоже поместить в эту книгу.

Все сложилось как нельзя лучше, и к Новому, 2018 году,  мне пришли первые 10 экземпляров книги «Возвращаясь к истокам», а позднее и все остальные 170 книг.  И начались мои ежедневные походы на почту, чтобы послать почти 150 бандеролей по всему земному шару, от Камчатки до штата Колорадо в Америке. Все они, за исключением одной бандероли, которая потерялась на почте в моих родных Херпучах, нашли своих получателей. Эта книга появилась в районной,  во многих сельских, школьных библиотеках района имени Полины Осипенко. И мне пошли письма с благодарностью от читателей, которые много нового узнали из этой книги.

И тогда я задумался об издании альманаха, о котором говорил Александр Урванцев, тем более, что неумолимо приближалась дата – 150 лет со дня появления на земле двух поселков – Херпучи и Оглонги, которые составляли единое целое в механизме прииска, добывающего золото в северном районе Хабаровского края, который носит имя легендарной летчицы Полины Осипенко. Сам Урванцев по состоянию здоровья не мог завершить задуманное.

 Я снова обратился к своим землякам с просьбой написать свои воспоминания в альманах. На этот раз к моей просьбе все отнеслись благосклонно. Земляки поняли, что издание альманаха не прожект, а реальность, что я могу его издать. И я стал получать весточки от тех людей, к кому обратился с просьбой написать воспоминания. Они шли мне на сайт «Одноклассники», по электронному адресу, в простых конвертах и бандеролях. Я их печатал, редактировал, составлял схему, искал фотографии разных лет. Когда все было готово, отправил материал по знакомому адресу – в редакционно-издательский отдел Красноярского Университета. Опять помог Сергей Тихонович Гайдин своим содействием, а две землячки – Татьяна Чеботарь и Галина Коршунова,  - софинансированием издания книги, альманаха с названием «По волнам нашей памяти», название которой предложила еще одна моя землячка Ольга Девятова. 

И к лету прошлого, 2018  года книги были отпечатаны и отправлены по четырем адресам. Наученный горьким опытом отправки 150 бандеролей, я решил отправить основную массу в 110 экземпляров по трем адресам – в Хабаровск Гале Коршуновой, в Херпучи Зинаиде Зиганшиной и в Комсомольск-на-Амуре Александру Манякину, которые согласились их принять, и реализовать тем землякам, кто заказал книги и живет в этих местах. Я очень благодарен этим моим землякам. А оставшиеся 40 книг уже отправлял я бандеролями для всех остальных, кто заказал. Альманах получился действительно уникальным.  В нем рассказ о жизни наших поселков, их жителей, трудовых достижениях, история прииска за сто с лишним лет его существования. Это и память тем моим землякам, которые сейчас живут, и рассказ о трудной жизни предков для потомков, и как правильно написала Татьяна Чеботарь, чтобы не прерывалась связь поколений. На мой взгляд, я сделал немало для этого. 

24 года назад я последний раз был на своей малой родине. Когда я ходил по улицам поселков Херпучи и Оглонги, со мной здоровались многие жители. Они узнавали во мне сына Константина Ивановича Щербакова, который долгие годы был директором школ в обоих поселках,  пользовался уважением и учеников, и их родителей, и просто людей, знавших его.  Но он оставался только в памяти людей, и когда наше поколение покинет этот мир, о нем могут забыть, как и о тысячах других тружеников нашего прииска, которые честно трудились на благо нашей страны. Теперь же, с изданием этого альманаха, они останутся в памяти и наших потомков.

Сейчас  книги «Возвращаясь к истокам» и альманах «По волнам нашей памяти»  могут брать читатели в  библиотеках моего родного  поселка Херпучи – в поселковой и школьной, в сельской библиотеке Оглонгов, в районной библиотеке района имени Полины Осипенко.  Есть они и в Дальневосточной научной библиотеке в Хабаровске. На фотографии к заставке этого рассказа изображена полка из этой хабаровской библиотеки, которая пользуется большим спросом у хабаровчан. Так что мои мысли и труды нашли свой путь к читателям не только на литературном сайте Проза.ру, но и любого неравнодушного к своей малой родине человека.

Но могут прочитать работы моих земляков и читатели на литературном сайте. Все они опубликованы под названием «Альманах нашей памяти, и далее фамилия и имя автора». В Интернете эти произведения смогут прочитать и наши далекие потомки, узнавать, как жили их предки, через что прошли. Жаль, что возможности литературного сайта не позволяют делиться многими фотографиями из книжного варианта альманаха.

Хотя у меня много времени занимало редактирование присланных мне воспоминаний, оправка книг по заявкам моим землякам на почте, я старался все равно что-то написать. Чаще к концу дня очередное произведение было готово, потому что в течение дня я минимум 8 часов сижу за клавиатурой компьютера. Даже гуляя или идя в магазин, я продолжаю выстаивать фразы, которые по возвращению остается только набрать на клавиатуре. Я Близнец по гороскопу, а у этого знака самое слабое место – голова, потому что мыслительная работа продолжается даже во сне. И иногда сюжеты для очередного произведения появляются из сновидений. Хотя я редко помню то, что увидел во сне, но иногда бывает и такое.

Некоторые материалы пишу дольше, хотя стараюсь не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Потом на свежую голову прочитываю, выискивая опечатки и грамматические ошибки, нахожу подходящие фотографии по написанному сюжету, и на следующее утро публикую.  Всего за эти два года из-под моего пера вышли 547 произведений, еще 23 принадлежат другим авторам, которые не имеют своей странички на литературном сайте, и разрешили мне публиковать свои рассказы на моей страничке под их именами.  За первый год на литературном сайте у меня появилось 12 тысяч читателей, а вот за второй год их стало 18 тысяч, т.е. увеличилось на 50%, и сейчас  за эти два года мою страничку посетили свыше 30 тысяч человек. Каждый  день появляется до 90 новых читателей, прочитывается в настоящее время не менее 100 произведений, а рекорд составляет 363 произведений, прочитанных за сутки. Правда,   18 февраля т.г. неизвестный читатель под № 1165 якобы прочитал все мои произведения, потому что общее число прочитанных за день составило 720 человек, но это вряд ли возможно, скорее всего, эта какая-то ошибка на литературном сайте.

Я считаю себя начитанным человеком, неплохо разбирающимся в политической жизни, в медицине, спорте, имеющим воображение.  Политикой стал интересоваться более глубоко во время членства в КПСС, около 10 лет являясь парторгом большой городской больницы.  И медицину знаю изнутри, имею две высшие квалификационные категории по рентгенологии и организации здравоохранения, более десяти лет был одним из руководителей здравоохранения регионального уровня. И спорт меня всю жизнь интересовал, и сам был чемпионом Хабаровского края по легкой атлетике и волейболу, и до сих пор болею за отдельные наши команды, хотя и без фанатизма, как в молодые годы.  Так что личный опыт, наблюдательность и память позволяют мне писать произведения на самые различные темы, которые находят отклик у читателей.

Но больше всего мне нравится писать материалы на исторические события в мире, в нашей стране, на моей малой родине в районе имени Полины Осипенко Хабаровского края.  Особенно когда мне становятся известны некоторые события, о которых мало кто знает. Ну и пишу публицистические произведения, которые, как мне кажется, наиболее популярны у читателей. Для этих произведений мой стиль написания вполне подходит.  А вот сказать тоже самое про художественные произведения, написанные мной, не могу.

Сейчас, когда я временами прослушиваю произведения некоторых авторов, которые читают профессиональные дикторы, в полной мере оцениваю их сочный, с обилием всевозможных деталей язык русских классиков, явственно понимаю, что я подмастерье по сравнению с ними. Мой язык более простой, но в тоже время более доступный, к тому же я пишу искренне, и читатели это чувствуют. Одна моя читательница и землячка из Хабаровска, в прошлом преподаватель Хабаровского института культуры,  Людмила Лашина,  сравнивает меня с Паустовским, но это, конечно, преувеличение.

Увы, не все мои читатели могут писать свои комментарии на страницах литературного сайта. Для этого надо регистрироваться, сообщать некоторые свои данные, в том числе номер мобильного телефона. Напуганные многочисленными мошенниками, не все на это решаются. Поэтому пишут свои впечатления в социальных сетях, направляют мне по электронной почте.  Некоторые я обобщил, и с указанием авторов опубликовал в виде отдельных материалов на своей странице.

Я всю жизнь был человеком увлекающимся, и эти увлечения со временем у меня проходили. Хотелось бы верить, что мое последнее увлечение не только поможет мне жить более полноценной жизни, но и доставит приятные минуты чтения моих произведений читателям. Желаю, чтобы это увлечение продлилось как можно дольше, пока работают пальцы и мозги, не подводит память.  И я всегда буду следовать своему многолетнему девизу – «Будем жить!!!»