Демидов серафим васильевич, мой учитель в мархи

Сергей Чибисов
О жизни и судьбе
7 сентября 2007 года, я зашёл на выставку дипломов Московского архитектурного института. Между стендов с планшетами, я вдруг увидел руководителя свего дипломного проекта, (который я делал ещё в 1973 году), профессора Серафима Васильевича Демидова, он казался мне человеком достаточно почтенного возраста ещё в те годы.
-Надо же, подумал я, он до сих пор ещё находит в себе силы выходить из дому.-
Лет 10 назад, я видел публикацию о нём в журнале и удивился, что он ещё преподавал!

Я подошёл, представился, мы разговорилились, Через 35 лет он вспомнил, улыбаясь, дипломы моих друзей Генки Перлина и Вовки Шарапова, с подробностями. Потом, улыбаясь так же, показал мне книгу, автором которой он был, которая стала лауреатом всеросийского конкурса учебно-методических изданий, и сказал мне,
-Скажи, давно никуда не ездил, сколько до Сочи ехать, и сколько билет стоит? Пригласили на вручение диплома победителя, ни разу в Сочи не был.-
-Полтора суток,-
ответил.я.
-Далековато, ну буду думать.-
-Серафим Васильевич, говорю, там выпускников наших много , вон Олежке Козинскому позвоню,
вас встретят прямо на перроне.-
- Ой не люблю я провожатых, везде один езжу и хожу. Хочется конечно поехать, да вот всё сомневаюсь, мне ведь 89 уже,- он почему-то стеснительно пропустил слово лет,- но я подумаю, подумаю.-

Мы долго ещё говорили. Чувствовалось, что ему не хватает общения. Он проявил поразительную память и интелект, которым мы восхищались, ещё в том далёком 1973 году. Рассказал, что лет 6 назад был последний раз руководителем на дипломе, а сейчас стал много рисовать. Пригласил на традиционную выставку живописи и графики в "Союзе архитекторов", где он предполагал выставить свои работы. ( администратор выставки дипломов, как и все сотрудники МАРХИ, хорошо знающая Демидова, рассказала мне, что у него обалденная живопись, которую он продаёт по бросовым ценам!) Мы распрощались,
-Ну, состыкнёмся, как нибудь,-
весело и молодо улыбнувшись, сказал он, и постукивая палочкой, совершенно один, всё с той же, гордой, прямой осанкой, пошёл к выходу,(провожатых у него не было, и на метро он приехал один.)
Ногу он потерял, в первые дни после Отечественной войны, пройдя её от начала и до конца на фронте, случайно попав под трамвай, в праздничной, послевоенной Москве..
С той поры палочка всегда была его спутницей.


А это я скопировал из википедии:



Биография
Родился 6 января 1919 года в Москве, на Таганской улице, в многодетной семье служащего (кроме него было два старших брата и сестра). Мать умерла в 1920 году от испанского гриппа, когда мальчику было полтора года.

Учился в школе № 13 города Москвы, где увлёкся живописью и архитектурой. В последних классах школы посещал подготовительные курсы для поступления в Московский архитектурный институт.

Поступив в МАрхИ, сосредоточился на промышленной архитектуре. Летом 1941 года проходил практику на строительстве гаражей авиационного завода № 22 в Филях. Однако всех молодых людей, окончивших третий и четвёртый курсы МАрхИ, сняли с практики и направили в Московскую военно-инженерную академию для обучения инженерно-саперному делу. С ноября 1941 по декабрь 1943 года академия и учащиеся находились в эвакуации в городе Фрунзе.


Шлюз № 13 с триумфальной аркой
В ноябре 1942 года выпускников ускоренных курсов военной академии направили на фронт, где Лейтенант Демидов попал в 13-ю инженерно-саперную Новосокольническую бригаду, с которой участвовал в боях Демянского котла и далее прошёл всю войну, сражаясь на Северо-Западном фронте, на Втором Прибалтийском (в районе Великих Лук) и на Ленинградском фронтах.

После демобилизации, осенью 1945 года восстановился в МАрхИ. В 1947 году дипломная работа по проектированию Камского гидроузла получила первую премию Союза архитекторо СССР.

Был распределён в «Гидропроект», где вместе с Фёдором Топуновым разработал чертежи и технологическую документацию нового расположения центров управления шлюзами Волго-Донского канала (позднее был автором триумфальной арки 13-го шлюза канала Волга-Дон, Волжской ГЭС имени Ленина и других сооружений).

В 1955 году перешёл на преподавательную деятельность в МАрхИ, где защитил диссертацию и двадцать лет возглавлял кафедру промышленных сооружений. Помимо преподавательской работы выполнял и проектную: разрабатывал проект реконструкции Московского нефтеперерабатывающего завода, занимался Камским нефтеперерабатывающим заводом и реконструкцией Второго Московского часового завода, проектом Московской прядильно-ткацкой фабрики в Измайлове и другими объектами.

В 2003 году вышел на пенсию. Занимается живописью и графикой, участник многочисленных художественных выставок, автор архитектурных рецензий и статей, один из соавторов книги «История промышленной специализации в архитектурной школе России»[2].

Награды
звания
Звание Заслуженный архитектор Российской Федерации
Звание Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
Почётный гражданин города Новосокольники (1985[3])
награды
Два ордена Красной Звезды
Два ордена Отечественной Войны