Украинские песни

Юрий Боков
     Украинскик песни звучали в нашем доме постоянно. Но больше всего мне доводилось слышать их по праздникам, когда в нашей квартире собирались  полковники и генералы со своими жёнами за большим  круглым столом. Звучали здравицы по случаю дня рождения моего отца или моей мамы. А также на Ноябрьские праздники, Новый год, Первомай и День Победы. Это был самый главный праздник страны, мы его отмечали с размахом. Спевали про княжну, к которой очень неуважительно отнёсся Стёпка Разин. Что он этим хотел доказать своим дружинникам? Тогда мне это было непонятно. И когда все дружно подхватывали голос моей мамы, а она всегда солировала (у неё был замечательный контральто): «И за борт её бросает в набежавшую волну», я выходил из комнаты на кухню. Потом как ни в чём не бывало возвращался, когда матушка начинала выводить: «Чи є в свiтi молодиця,
як та Ґандзя бiлолиця? - ой, скажiте, добpi люди, що зi мною тепеp буде? ой, скажiте, добpi люди, щоо зi мною тепеp буде?». Потом глядя на отца мама запевала на два голос с Андреем Андреевичем Коротюк песню о «Соколе». Спустя много лет, проходя службы в Туркестанском военном округе, он разбился на истребителе. Константина Адреевича хоронили без оркестра. А в самом конце наших праздничных посиделок мама пела соло:
Рідна мати моя, ти ночей не доспала
І водила мене у поля край села,
І в дорогу далеку ти мене на зорі проводжала,
І рушник вишиваний на щастя дала,
 
І в дорогу далеку ти мене на зорі проводжала,
І рушник вишиваний на щастя, на долю дала.

Хай на ньому цвіте росяниста доріжка,
І зелені луги, й солов'їні гаї,
І твоя незрадлива материнська ласкава усмішка,
І засмучені очі хороші твої.
І твоя незрадлива материнська ласкава усмішка,
І засмучені очі хороші блакитні твої.

Я візьму той рушник, простелю, наче долю,
В тихім шелесті трав, в щебетанні дібров.
І на тім рушничкові оживе все знайоме до болю -
І дитинство, й розлука, і вірна любов.
І на тім рушничкові оживе все знайоме до болю -
І дитинство, й розлука, й твоя материнська любов.»