Без мамы. Глава 25

Эльвира Гусева
Продолжение... Начало в гл. 1-24 http://proza.ru/2019/02/21/506

Наступил  1958  год.  Жили  мы  тяжело,  много  работали, Володя  учился  в  6  классе,  Вася  работал на  Центральном  посёлке,  а  жили  мы  на  Втором,  где  я  и  продолжала  работать  заведующей  детским  садом.  Вася   с   Володей  уезжали  каждое  утро  в  семь  часов,  а  я,  проводив  их, собирала  Элю  с  Сашей  и  сама  бежала  на  работу.    Работать  было  очень  трудно,  постоянно были то  комиссии,  то  ревизии,  постоянно  нервничала,  ночами  почти  не  спала.
 
Весной  надумали  купить  корову,  теперь  хозяйство  было  полное:  корова,  поросёнок,  кролики,  куры,  гуси,  утки -  как  я  со  всем  этим  управлялась,  даже  и  не  знаю.  Зато  все  были  сыты,  было  у  нас  и  молоко,  и  мясо,  и  яйца. 

Володя  стал  совсем  большой,  Саша  был  такой  упитанный,  а  вот  Эля,  после  перенесённой  кори,  была  очень  худенькая,  я очень боялась  за  её  здоровье.  Мне  казалось,  что  другие  дети  её  возраста  более  крепкие. 

Вася  прикладывал  все  усилия,  что  закалить  её.   Часто  гулял с  ней,  учил  её  бегать,  прыгать,  умываться  холодной  водой  до  пояса,  потом  растирал  её  полотенцем  докрасна.  Она  его  слушала  во  всём. Я  удивлялась  его  терпению,  с  которым  он  приучал  её  к  еде. 

Она  же  совсем  ничего  не  ела,  как   она жила,  я  даже  не  знаю. Вася  приучил  её  есть  суп  и  кашу,  овощи  и  лук,  который  она  на  дух  не  переносила,  а  он  её  уговаривал: «Откуси  побольше  хлебца  и  закрой  глаза,  будет  не  так  горько».

Корову  мы  продержали  недолго,  покосы  были  плохие,  сено  очень  подорожало,  пришлось  корову  продать.  Вася   косить  не  мог,  а  Володе  было  всего  тринадцать  лет.

В  октябре  1960  года  нам  дали  двухкомнатную  квартиру  на  Центральном  посёлке  со  всеми  удобствами.  Квартира  очень  хорошая,  тёплая,  большая,  светлая,   решили  переезжать,  только  вот  не  было  сарая  для  скотины,  а  расставаться  с  ней  было  жаль.

Возникли  и  другие  проблемы:   не  было  огорода,    да  теперь  на  работу  пришлось  ездить  мне.   Приходилось  вставать  каждое  утро  в  пять  часов,  топить  плиту,  готовить  на  всю  семью  завтрак  и  обед  и   бегом  на  машину,  ездила  с  рабочими,  утром   выезжали   в  семь  часов,  приезжали  вечером  в  пять. 

Володе  было  удобно,  школа  рядом,  Сашу  с  Элей  определили  в  детский  сад.  Эле  в  саду  не  понравилось,  она  ходить  не  стала.  Очень  скучала  по  любимой  воспитательнице  Антонине  Михайловне   Щербининой.

На  Новый  год  к  нам  пришла побывать из  деревни  свекровь,  посмотреть   новую  квартиру,  да  нас  повидать.  Володя  был  у  неё  первый  внук,  а  потому,  наверное,  самый  любимый,  она  в нём  души  не  чаяла.    Всё  у  нас  ей  понравилось.  Мы  много  разговаривали  обо  всём. 

Она  попросила  у  меня  прощения  за  то,  что  долго  не  хотела меня  признавать.  Причина,  оказывается,  была  в  том,  что  она  не  верила  в  моё  постоянство,  всё  время  боялась,   как  бы  я  не  ушла  к  Саше.  Я  на  неё  не  сердилась,  простила,  конечно,  тем  более, что    никогда  и  не  думала  о  Саше.   
          
Я  знала,  что   Саша  жил  на  Большом  Болоте,  у  него  была  прекрасная  жена,  единственная  дочь  Галина.  Однажды  мы  с  сотрудницей  из  детского  сада  поехали  в  Горький   на  поезде  и  оказались  в одном  вагоне  с  Сашей  Зайцевым. 

Мы  проговорили  с  ним  всю  ночь,  он  рассказывал  о  себе,  спрашивал  о  моей  семье, очень  переживал  о  потере  двух  моих  мальчиков.  Особенно   сожалел,  что  так  сложилась  наша  судьба,  что  два  любящих  человека  пошли  по  жизни  разными  путями.

Фото Эля с Сашей июнь 1958 года. Эле 4 года,Саше-2. Фото из семейного архива автора.

Продолжение следует http://www.proza.ru/2019/02/23/454