Что поражает, что всегда поражает, когда читаю философов, безотносительно глубины и качества их рассуждений, - это невероятное словоизвержение.
Истина тонет отнюдь не в вине - она тонет в словах.
И вот ради спасения себя лично и способности рассуждать на волне истины, следует разделять сказанное кем-то на объективное (в предельном возможном для нас виде) и субъективное, иначе не истинное, но принимаемое нами.
Что мы можем знать о Мире в предельности объективной истины?
Только одно - он существует.
Мир вечен в своем бытие.
Что мы можем знать о материи в предельности объективной истины?
Только одно: материя - единственно возможная форма существования Мира.
Материя вечна в своем изменении.
Это абсолютный фундамент, существование которого определяется тем, что иное, более простое, невозможно. Если бы было нечто более простое, оно и было бы.
И вот тут мы подходим к основополагающему принципу реализации мира. В упрощении он называется естественным отбором.
Когда человек начинает докапываться до сути явлений, отвечая на вопрос: почему все происходит именно так, а не иначе, он доходит или, что бывает чаще, не доходит до понимания следующего: что-то происходит по той причине, что иное оказалось невозможным, было исключено, отброшено, не реализовано.
Происходит лучшее из возможного.
В этом нет никакой нравственной составляющей. Лучшее не значит хорошее. Оно означает, что из всех возможных вариантов случилось именно это.
Случайно получившееся отверстие, которое закрывается максимально подходящим в сложившихся обстоятельствах явлением.
Не очень люблю затевать игру с нашими русскими словами, но в данном случае уместно задуматься о значении корня луч, входящего в слова лучше, случайность, случка.
Все именно случается. Сходится в одну точку. Стекается. Это самое простое, поэтому и оказывается единственно возможным.
Гармония проще хаоса, экономичней, поэтому Мир естественным образом стремится к гармонии, симметрии, уложенности.
В этом нет ни заданности, ни чьей-то воли, ни предопределенности, ни других чисто человеческих заморочек. Мир всегда такой, каким единственно он может быть в настоящем.
Дальше неизбежно начинается субъективизм.
Объективный субъективизм ученых, отдающих себе отчет, что они выстраивают искусственную модель Мира, которая лишь отражает представление о Мире в удобном для наших потребностей виде, но отнюдь не является им самим.
И субъективный субъективизм идеалистов, убежденных, что их представления о Мире есть абсолютная правда. Хотя это всего лишь отражение во всей ограниченности оного.
Вот Мир. А вот наши фантазии о нем.
Подчиняется ли Мир этим фантазиям? Нет.
Подчиняются ли фантазии Миру? В этом нет никакой необходимости.
Вселенная идеального, пусть и отражая реальность, абсолютно свободна и вообразить в своей голове можно все, что угодно.
Практической ценности в этом мало, хотя она и не исключена для знающих людей.
Но для большинства людей - это всего лишь работа мозга, продуцирующего мысли. Можно думать нечто дельное, можно думать чушь. Мозгу все равно. Инструмент.
Извечная трагедия человеческого мышления в том, что мы никак не можем смириться с тем, что для Мира нас нет. Нет разумности, нет нравственности, нет высших ценностей.
Что мы не мыслим правду, а она случается помимо нас, и нам не принадлежит, как бы мы ни тщились ее приватизировать.
Но и рядом с нами лучезарное счастье от понимания, что Мир - вечен, свободен и независим. Ни от кого!
Смеющаяся радость от понимания, что случайностью событий в нем постоянно будет появляться жизнь, и снова и снова разум будет биться над тайнами мироздания, рождая новые фантазии в бесконечности отражений, изливаясь потоками философских рассуждений.
В вечности.