Талантливый оратор всегда актер. Его речь настолько выразительна, что способна держать внимание слушателей. Можно ли научиться такой технике выразительности?
Вслушайтесь в речь профессионального рассказчика. Голос во время чтения «играет свою мелодию», понижая и повышая тон, делая паузы разной длительности, выделяет главные слова. Логические и эмоциональные акценты улучшают восприятие. А есть еще такие инструменты, как темп, громкость, сила голоса.
Задача средств выразительности — передать заложенный автором смысл, чувства. Из школьного курса мы помним, что предложения (фразы, законченные мысли) бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. Учим ребенка распознавать различные по окраске фразы и произносить правильно.
Игра «Задай вопрос». Соревнуйтесь в придумывании вопросов.
- Миша ходит в детский сад?
- Лена занимается плаванием?
- Что растет на грядке?
- Земля — планета Солнечной системы?
Произносим с разной интонацией, отслеживая изменение смысла.
— Катя идет в школу.
Говорите ребенку, что это просто факт, сообщение о Кате, которая идет в школу.
— Катя идет в школу?
Следите за изменением интонации на вопросительную.
— Катя идет в школу!
В восклицании важно передать сильную эмоцию. Каждый раз спрашиваете, кто и когда мог это произнести, зачем это сказано (сообщить, задать вопрос, передать радость, удивление).
— В ноябре выпал снег.
— В ноябре выпал снег?
— В ноябре выпал снег!
Важно знать:
Слова в предложении пишутся раздельно, а произносятся слитно.
Паузы на письме обозначают знаками препинания.
Паузы различны по долготе. В конце фразы они длиннее, чем в середине предложения. Чем больше части связаны по смыслу, тем короче пауза между ними.
Поработать над ритмом текста можно с помощью игры в барабанщики. Отмечаем ударом паузы, рассказывая (слушая) текст. Два удара — долгая пауза, один — короткая.
Посадил дед репку.//
Выросла репка большая /— пребольшая.//
Пошел дед дергать репку. //
Тянет /— потянет, / вытянуть не может. //
Позвал дед бабку. //
Бабка за дедку, / дедка за репку, / тянут /— потянут, / вытянуть не могут. //
Обратите внимание, словосочетания "большая-пребольшая, тянут-потянут" могут произноситься как с небольшой паузой, так и без паузы, но с замедлением темпа.
Главное слово
Главное по смыслу слово мы выделяем смысловым ударением. Для этого существуют определенные приемы: замедление темпа, повышение или понижение тона, обособление паузами.
Изменение логического ударения меняет смысл предложения:
На поляне росла высокая СОСНА.
На поляне росла высокая СОСНА?
На поляне росла ВЫСОКАЯ сосна?
Наблюдайте с ребенком за изменением смысла и способом его передачи с помощью логического ударения.
Развитие речи и выразительность чтения всегда зависят от понимания текста. Перед декламацией обязательно убедитесь, что ребенку понятен как основной смысл, так и отдельные слова и словосочетания.
Помню, в первом классе никак не могла запомнить стихотворение Пушкина, заданное нам для заучивания:
"Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга".
Для городской девочки картина затопленного луга незнакома. Я совершенно не понимала слова «вешние», «окрестные».
Для тестирования понимания составьте вопросы по тексту, попросите передать основной смысл как всего произведения, так и отдельных его фрагментов.
Продолжение следует…