Ит. Подготовительные курсы

Борис Креймер 3
       
                Мама протянула мне газету. Показала на подчеркнутое объявление.
         - Вот! Это  должно тебя заинтересовать! - она постояла пару секунд и ушла на кухню.

         В газете объявили о наборе на курсы подготовки к вступительным экзаменам. Курсы будут работать в  “Институте текстильной и легкой промышленности”. Условия приёма и организация занятий. Подробности при подаче документов. Адрес и телефон для справок. Время работы приемной.

         - Понял! Чтобы оставаться в  “тонусе” и подтянуть слабоватые места! - я посмотрел на родителей. Они одобрительно улыбались.
         - Поезжай и запишись. Документы с собой возьми! О деньгах не забудь, курсы платные! -  отец хлопнул меня по плечу и в хорошем настроении спросил маму:
         - Будем ужинать? - вопрос был риторический, мама жестом позвала  за стол.

Я  работал фрезеровщиком в ОГМ (отделе главного механика) трикотажной фабрики. Мне нравилась эта работа.  Очередной заказ, чугунные шестерни. Графит, которого много в чугуне, въелся в кожу рук, лица и в шкиперскую бородку.
          Я отрастил её, чтобы выглядеть старше. Отмыться особенно не старался, хотел иметь вид настоящего  “гегемона”. Надо было подготовиться к соединению с пролетариями всех стран!

         Не поступив в институт после школы, я решил поработать год-два, а потом повторить попытку. Курсы мне могли помочь. Я отпросился у мастера и поехал в институт.
Нашел приемную показал документы. Все было в порядке. Оформил и оплатил, получил квитанцию и два листа с условиями занятий. Через неделю, к 18.00, приехал в институт.

         Я пошел искать 49-ую аудиторию. Там должна была состояться ознакомительная лекция. В коридоре не было никого. Я с интересом смотрел на номера аудиторий. Но 49-го не обнаружил. Послышались шаги. Навстречу мне шла худенькая, невысокая женщина. В синем, полинялом халате и шваброй в руках. Видимо, уборщица.

         - Здравствуйте! Не подскажете ли, где спрятана  49-ая аудитория? - я обнял её за плечи одной рукой не давая возможности уйти.

         Она сделала пару попыток высвободиться, но я придержал и она сказала:
         - Идите за мной! - голос был негромкий, но хорошо прставленный. Я отпустил её и пошел рядом.

         Шагов через двадцать она споткнулась, я подхватил её под руку, чтобы не упала. Она благодарно  кивнула и показала на двери. Номера там не было.
         - Вот  она, 49-ая! - она внимательно посмотрела на меня.
         - Спасибо большое! Я вел себя неподобающе, пожалуйста извините! - я почувствовал, что она довольна.
         - Все в порядке! - она пошла по коридору со своей шваброй.

         На курсы   записалось около 120-ти человек. Нас разделили на 4-е группы. В нашей было 29 человек. Через неделю начались занятия. Порядок и режим занятий были институтские, а предметы школьные. Мы повторяли математику, физику, химию и русский.  Занятия начинались в 18.50 и заканчивались в 22.10. Как на вечернем отделении института. По средам не учились.

         Народ в группе собрался разношерстный. Большей частью школьники, как и я, не поступившие  с первого раза. Многие работали, некоторые пережидали год дома. Несколько человек уже отслужили в армии и вспоминали школьные уроки. Девушек было пятеро. Тоже разного возраста. У нас на фабрике девчата покрасивее были.

         Я сидел за одним столом с Романом Капаровым. Было ему лет 25. Высокий, худощавый, очень спокойный. Мы сидели всегда за одним и тем же столом. Впереди нас расположились  Юрий Греков и Семен Головня. На общих для всего курса занятиях, мы сидели так.

 На занятиях в группе немного по-другому. Но всегда рядом. Юра  Греков, красивый парень лет 23- 25. Он, два его брата и отец образовали бригаду строителей. Они были нарасхват. И заработки имели втрое-впятеро больше наших средних. Рома Капаров был вольнонаемным работником в  “каком-то, военном” учреждении. Сеня Головня, старше меня на год, работал в трамвайном депо.

         Ни работа, ни соседство, ни что-либо ещё нас не связывало. Мы встретились здесь, на курсах. Нас нельзя было назвать друзьями. Но мы почему-то стали держаться вместе. Уже через две-три недели нас стали называть “четверка”. Из этого ничего не следовало. Называли и ладно.

         Занятия шли своим чередом. За исключением двух событий, ничего особенного и не вспомнилось бы. Но эти два эпизода оставили яркие впечатления.

Эпизод  первый
 
         Однажды, в самом начале первой пары, погас свет. Аудитория погрузилась в полную тьму.  Зима. Темнело рано. Через несколько минут свет включили и объявили, что занятия на сегодня отменяются. Нас попросили поскорее покинуть здание института. Мы быстро оделись и вышли во двор.

         - Вот что, други мои! Когда еще подвернется такой случай? Потому предлагаю отметить  нашу встречу на курсах. В жизни ничего не происходит просто так. Значит, возьмем чего-нибудь и отметим! Кто против? - такую речь произнес франтоватый Греков. Мы не возражали.
         - Здесь рядом два магазина.  “Круглый” и  “подвал”. Куда? - Это Сеня включился. Решили в  “круглый”.

         Магазин и  располагался в похожем на цирк здании. Рядом был ещё один, в подвале. Туда мы не пошли. Под навесом у магазина стоял стол. Мы полезли за деньгами, но Юра отверг наши рубли и трешки.

         Он сунул руку в карман брюк и вынул несколько смятых купюр от рубля до червонца достоинством. Потом он поочередно из каждого кармана, а их было шесть, достал такие же мятые бумажки. На столе образовалась горка из денег. Юра засмеялся, выбрал три десятки, остальные рассовал по карманам.

         - Пошли! - он открыл дверь и мы вошли в свет и тепло магазина.
         - Нам две столичные и одну 26-го. Вон тот кусок буженины,  который побольше и батон. Срежь весь жир с буженины и порежь ее на ломти! - четко распорядился Юра. Продавец быстро и с интересом выполнил заказ.

          Юра отдал увесистый пакет с бужениной и батоном Сене, портвейн мне, а водку сунул в карманы пальто.
         - Вот и я! Не опоздал, вроде! - появился неведомо откуда Рома. В руке у него был стакан. Мы об этом не подумали.

         - Отлично!  Отойдем от магазина! - мы отошли в сторону и Юра принялся священнодействовать.

         Он откупорил портвейн, вновь отдал его мне.  Открыл водку. Налил полстакана и протянул Сене. Сеня не церемонясь, проглотил содержимое. Юра моментально налил стлько же вина и  Семен запил водку. Рома развернул буженину и Сеня взял ломоть, стал закусывать.

         Следующим был Рома. Он невозмутимо повторил Сенин путь, взял буженину и с удовольствием стал жевать. эТретьим был я. Водка не была особенно холодной, портвейн тоже. Буженина оказалась нежной и вкусной. Юра завершил потребление напитков, приставил пустые бутылки к дереву и тоже взял кусок мяса.

         Голова чуть кружилась, голоса я слышал, как-будто издали. Но уже начал справляться с  водкой и вином.
         - На! Надо доесть! Вы с Семеном молодцы! - Юра протягивал мне ломоть буженины.
         - А что? Очень даже!  Теперь мы ВВБ!  - рассмеялся Роман.
         - А что сие есть, ВВБ? - спросил Сеня. Мне тоже было любопытно.
         - Вино - водочные братья! - спокойно объяснил Рома. Дружный хохот был ему наградой за шутку.
         - За мной, дорогие мои ВВБ! - Юра двинулся в сторону парка. Мы, ничему не удивляясь, пошли за ним.

         Я не знал, что шашлычная в парке работает и зимой. Но Юра знал. мы заняли столик. В маленьком павильончике было людно. Юра что-то сказал  шашлычнику и, поставив принесенные стаканы, уселся за стол. Он  достал вторую бутылку водки. Парень в поварском колпаке принес блюдо с дымящимся шашлыком. Юра плеснул в стаканы и сказал:

         - Часто бражничать так мы не сможем, но рад, что сегодня это случилось. За НАС, друзья! - он поднял стакан. Мы чокнулись и выпили. Потом взялись за шашлык.
Шашлычник ещё дважды приносил свежеприготовленный.

         - Спасибо тебе, товарищ Греков! - сказал Роман.
         - Прекрасно получилось! Но мы в смущении. Юра не должен платить за всех! -  сказал Сеня.
         - Ладно! В другой раз, когда-нибудь, поровну! - смеясь согласился Юра.

         Мы разошлись в отличном настроении. Ехал домой и волновался, чтобы родители и на работе не заметили, что я пил. Но, в общем, обошлось. Для меня нагрузка была великовата. Я не пью такого количества спиртного. Моя норма вдвое меньше. К удивлению моему, всё оказалось не столь страшным.

         Наша  “четверка” после  “банкета” сдружилась крепче. Занятия шли по расписанию. Не было ничего, на чем бы заострилось внимание. Зима еще не сдавала позиций. Снег, холод. Мы рассаживались по местам, когда погас свет...

Эпизод второй

         - Ну вот! Вторая серия! - прокомментировал я.
         - Быстро одеваемся! Зима, понятное дело! - Сеня поддержал меня.
         - Момент! Вот он! - я достал фонарь из сумки. Подсвечивая, помог всем из наших одеться. Тут и там светились огоньки зажигалок

         Зажегся свет и репродуктор на стене объявил об отмене занятий. Авария на подстанции. Нам дали 10 минут, чтобы покинуть здание.
         - А мы уже готовы! Уходим! - Сеня был активен. Мы вышли во двор.

         - Вот! Это и есть  “другой раз”! Чувствую! - Рома достал пятерку. Мы тоже. Скинулись и, не сговариваясь, пошли к магазину. Но уткнулись в замок. “Круглый” был закрыт.
         - Вы идите и добудьте стакан, а я вниз. Ждите меня у “нашего” дерева! - Рома с деньгами в руке повернул к “подвалу”.

         Мы  были уже у дороги. Навстречу шел мальчик лет 10-11-ти. Юра окликнул его.
         - Привет! Ты здешний? - спросил он  негромко.
         - Да! Я живу в этом доме. - он показал рукой.

         - Выручай, брат! Нам стакан нужен! Можешь достать? А тебе за этот подвиг вот! - Юра протянул ему рубль.
         -  Подождите здесь! Денег не надо! - мальчик убежал. Появился через несколько минут.

         - Вот! Возьмите, пожалуйста! - он протянул чистый стакан. Юра уговорил мальчика взять большую монету с Ильичем.
         - Мы поставленную задачу решили! Идем к дереву, там Рома ждет! - сказал я. Но Романа у дерева не было.
         - Ждем! Сейчас появится! - Сеня начал утаптывать снег у дерева. Я стал помогать.

         - Чтобы вытащить рыбку, нужен труд! - вдруг сообщил  Семен.  Он комментировал утаптывание снега. Я понял, что он волнуется за Рому.
         - Ещё больше нужен пруд! - продолжил я тему  Сени. Я тоже волновался, но плохих предчувствий не было.
         - Желательно с рыбой! Идём! - Юра направился к подвалу. Мы поспешили следом.

         Мы начали спускаться по лестнице. На нижних ступеньках  сидел какой-то мужик, держась за балясину и кряхтел. Мы переглянулись. Помощь ему не нужна была. Обошли его. На площадке перед входом, в  углах сидели на полу еще двое, прислонившись с стене и тоже кряхтели. Или стонали.

         Прямо за дверью, внутри, сидел у стены четвертый бедолага. С теми же симптомами. Роман стоял с пакетами в руках у прилавка. Он, как всегда, был спокоен и говорил продавцу:

         - Ты не волнуйся! С этими придурками все в порядке. Тебе и покупателям они больше не будут мешать. Спасибо! Мне пора. - Рома подошел к нам.
         - Идемте! А то меня немного задержали. - он рассмеялся и отдал мне один из пакетов. Продавец сделал успокаивающий жест.

         - Это ты один четверых  “перевоспитал”? Что случилось? - мы засыпали Романа вопросами.
         - У них возникли сомнения, что все эти покупки я не собираюсь делить с ними. Я просто убедил мужиков, что так и есть. Сейчас они усваивают  мои аргументы. Ничего страшного! Идемте! - Рома начал подниматься по ступенькам.

         - Потом всё узнаем! - шепнул мне Сеня.
         - Так кто же ты, наш добрый друг Роман? - тихонько спросил я.
         -  Я расскажу! Но давайте освоим пакеты! - смеялся наш героический  Рома.

         Мы извлекли из пакета две бутылки коньяка. Одна обычная 0.5 литра, а вторая 0,75 литра. Раньше таких не было. Открыли поллитра и Юра налил и протянул стакан Роме. Сеня развернул пакет с сыром.

          Рома выпил и взял ломоть сыра. Потом я. За мной Сеня. Мы жевали вкусный сыр. Юра допил коньяк, закусил и уточнил, что тосты в шашлычной скажем. А сейчас Рома расскажет, как обещал.

       - Вы мои друзья, лукавить не стану. Я сотрудник одного из специальных подразделений милиции. Нет, на курсах я не задание выполняю, а готовлюсь к поступлению в институт. - поведал о себе Роман. Продолжил:

         - У нас есть инженерный отдел. Хочу там работать. Я мастер спорта по самбо, кандидат по боксу и еще обучен на спец курсах. Мужикам не повезло. - коротко и внятно рассказал Роман.

         - Но их же четверо было! Тяжелые, злые. - сказал я.
         - Ну и что? Они же ничего не умеют, просто наглые и тупые скоты. Такие пасны, если кинутся все сразу. А эти, из уважения ко мне, видимо, лезли по одному.- Роман, как всегда был спокоен. Он обрисовал свое влияние на ситуацию.

         - Я их вразумил очень и очень болезненными, но не калечащими, ударами. - Рома не видел в этом ничего особенного. Он добавил ещё ннсколько слов

         - Никто из этих болванов пока не пострадал. Дня три хромать будут и всё. - Рома рассмеялся и объяснил, что буженины не было, а коньяк с сыром совсем не плохо. Мы не спорили.

         - Приемы покажешь? - заинтересованно спросил Юра.
         - Да! Два-три научу применять. Друг с другом будете осваивать. - согласился Рома.

         Мы пришли в шашлычную. Юра поговорил с шашлычником и мы уселись за стол. Вторая бутылка коньяка не была лишней. Но мы не пьянели. Коньяк не так “забирал”, как водка. Мы наговорили Роме много хороших слов. Он даже немного смущался. Шашлык был отменный.

         - Юра опять платил больше, чем мы! - заявил Сеня.
         - А я тех, кто шибко умный,  вычеркну из списка хороших людей! - пригрозил в ответ Юра.
         - Разве есть такой список? - удивился Роман.
         - Сейчас напишу и будет! - прищурясь и кося глазом на Семена,  ответил  Юра. Все расхохотались.

         Больше никаких отключений света не было. Мы прошли всю программу курсов. Летом все мы поступили в институты. Рома в Политехнический, на мехфак. Юра тоже в Политех, но на стройфак. Семен поступил в Транспортный. Я в Текстильный. “Уборщица”, показавшая 49-ую аудиторию, была доцентом кафедры химии.
Так закончилась история подготовительных курсов.