Нахой. Новые крепостные

Евгений Садков
             Цикличность удаляет от общего прогресса.
                Ван Ли-чжун.
                ***

 Хронология Великого Нахоя удивляет своей стремительностью. Относительно стабильный для колонистов девятнадцатый век сменился "красным" двадцатым.Революция, война, революция... Межой проходили мировые события не только по странам, но и по семьям. Сколько потерь от Первой мировой, от семнадцатого -внутри колоний. И выкашивающий целыми улицами голод начала двадцатых.

 Здесь меня могут упрекнуть. Лихо касалось не только колонистов. Верно. Но освобожденный от "внутреннего" рабства, так и оставшийся безземельным коренной труженик России имел (и имеет) чуть другой менталитет.

 История колонистов чуть опережает российские социально-политические веяния. Они прибыли на земли Поволжья свободными. Конечно, они имели обязательства перед приютившей их монархией. Но-свободны от своих помещиков.

 Кто явился инициатором перемен в Европе? Иные думают, что крепостное право было только у нас. Нечто подобное у соседей
 для большинства мало волнительно и туманно.

 Но было же. Европейские сервы могли бы порой позавидовать своим российским братьям. Само слово происходит от латинского servus-раб. Согласитесь, созвучно со "стерво". Изначально слово означало падаль, а уже потом некую социальную градацию людей.

 "Серверы" средних веков были везде бесправны, оставались падалью для сюзеренов. У Томаса Мора есть замечательная фраза про овец, съевших крестьян.Что для лорда крестьянин, когда зачатки новых производственных отношений несут бОльшую прибыль? Вот и оставались английские и шотландские крестьяне без главной кормилицы-земли.

 Устои европейской феодальной зависимости сотрясали эпидемии и войны. Крестьян становилось меньше и сюзерены-лорды шли на небольшие уступки.

 И тут нам стоит вновь вспомнить хорошего знакомого нашей Екатерины Второй-императора Иосифа, тоже Второго. Вновь историческое совпадение, Манифест Императрицы появляется в то время, когда её немецкий коллега уравнивает права своих сограждан. Отсюда и относительно свободный выезд колонистов в Россию.

 Через полтора века их потомки оказываются на новой исторической развилке. Дающая некую призрачную надежду Новая Экономическая Политика быстро канула в Лету. Так и не вышли на земли колонистов новенькие "Карлики". Да и другая надежда крестьянства -лошади, не появились в их стойлах.

 На смену пришла общая глобализация. Для колонистов, оставшихся на "своих" землях это означает одно-поражение в правах. Повторюсь. Их предки прибыли в Россию свободными. Коллективизация перечеркивает весь это либеральный индивидуализм. Теперь ты не колонист. Теперь ты равноправный с другими крестьянами гражданин страны Советов.

 Но не всякий мог достать "из широких штанин дубликат бесценного груза". Ещё в брежневские времена часть населения имела книжку колхозника или справку из сельсовета.

 Вот в такую бумажную круговерть и зависимость от вышестоящего чиновника попали бывшие колонисты. Социально-экономическая реформа не могла не отразиться на настроении тружеников. Привычное для их, да, тяжелое, выматывающее, но на себя дело превратилось в обязанность. Зависимость не от семьи и близкой по духу общины, а от бездушной государственной машины.

 Думаю, бывшим колонистам, а ныне -новым крепостным страны Советов было трудно понять соотечественников, сменивших плуг на казенное кресло в конторе. Добавлял печали и тотальный атеизм, агрессивное отношение новой власти к конфессиональным принципам колонистов.

 Естественно, это не могло сказаться на общей отдаче, связи государства и реального труженика. И даже появление на полях Поволжья более мощных "железных коней", кстати, тоже централизованных в МТС, лишь оттянуло общую социально-политическую деградацию.

 Но на смену рабской зависимости шли ещё более бесчеловечные испытания...