Зелёная книга - рецензия на фильм

Оксана Аболина
Green Book
США, 2018
Режиссёр:  Питер Фаррелли
В главных ролях: Вигго Мортенсен и Махершала Али
Жанр: комедия-байопик

___________________________

В последние годы пользуются популярностью сюжеты про дружбу слуги и хозяина. В этом уравнении персонажи имеют разный цвет кожи, у них противоположные характеры и темпераменты. Аристократичный утончённый хозяин и классический слуга-проныра.

В этом смысле «Зелёная книга» ничего нового не привнесла, кроме того, что в расовом отношении всё поставлено с ног на голову: негр-хозяин Ширли – доктор всяческих наук, богач и гениальный пианист; и везущий его в турне по всей стране, белый, итальянского происхождения, водитель-телохранитель, «Болтун» Тони, бескультурный, но обаятельный пройдоха. Дело происходит в 1962-м году, так что расовый вопрос стоит остро, и великого музыканта с нетерпением ожидая в светских салонах, хоть и встречают с раскрытыми объятиями, но не хотят, чтобы он обедал рядом в ресторане или ходил в туалет для белых. Видимо, последняя деталь позволила поднять фильм на уровень одного из главных претендентов на «Оскар» (а «Золотой Глобус» в номинации «Лучший мюзикл или комедия» уже получен). Так-то это просто очень милая, тёплая, приятная комедия, без особых изысков. Никак не лучше, чем знаменитая французская картина «1+1», которую она местами весьма напоминает. Но вполне уютная, домашняя и добрая.

Доктора Ширли играет Махершала Али, который хорошо знаком зрителю по «Карточному домику» и третьему сезону «Настоящего детектива». Правда, он находится в тени Вигго Мортенсена, в облике которого просто невозможно узнать Арагорна из «Властелина колец», настолько хорош он в роли пройдохи из простонародья.

К сценарию лапу приложил сын прототипа водителя-телохранителя, тоже, видать, парень не промах, так что акцент в картине сильно смещён в сторону персонажа-слуги, он ярче, интересней и скорей запомнится зрителю, чем меланхоличный печальный негр, оторванный от своих корней. Родственники реального доктора Ширли, в связи с последним, оказались очень недовольны, ибо музыкант дружил с Мартином Лютером Кингом и вообще принимал участие в антирасистском движении. Но художественное кино, как известно, не документалистика, с чувствами родных особо не считается, позволяя вымыслу возобладать над реальностью из творческих и коммерческих (куда ж без них?) соображений.

В общем, вполне замечательная комедия, которая поможет скоротать вечер всей семьёй. Однако, если ей дадут «Оскар», создатели «1+1» могут по праву крепко обидеться, ибо самый её большой недостаток – это вторичность. В отличие от...