Уходит и возвращается

Галина Вольская
- Не звучит, давайте еще раз. Не затягивайте, четко проговаривайте слова. Уже лучше. Еще раз!
Нравится ли Татьяне Сергеевне петь? Нравится, но она знает свои возможности. Голос не сильный, лучше звучит на высоких нотах, может сорваться, если взять слишком высоко или слишком низко. Где-то спешит, где-то запаздывает, не всегда попадает в ноты, тем более музыкального образования у нее нет. То же самое и у других участников. Лучше всех получается у Елены, у нее хороший голос, музыкальное образование, она поет еще в одном хоре. Елена недовольно морщится, замечая ошибки, начинает подсказывать, но ее резко обрывают:
- Что ты здесь командуешь! Давайте эту песню. Хватит, один куплет. Теперь эту.
Аккомпаниатор Петр Алексеевич предлагает повторить ту песню, что разучивали на предыдущей репетиции.
- Нет времени! Скоро выступление, надо прогнать прежнюю программу.
Программа составлена в основном из песен советских времен, но в укороченном, урезанном виде, поется один или два куплета, даже не подряд, иногда начало и середина, иногда только конец.  Руководит хором и ведет концерт Анна Николаевна. Она рассказывает об истории страны, вспоминает то одну, то другую песню. Причем порой ни хор, ни аккомпаниатор не знают, что она предложит именно сейчас, иногда даже объявляются песни, которые не пели на репетициях.

Концертов немного, чаще всего они проходят в реабилитационном центре для инвалидов. Здесь лечатся в основном пенсионеры, они помнят советские песни, с удовольствием подпевают. Иногда хор принимает участие в городских мероприятиях, приходит на собрания партии российских пенсионеров, если предоставит помещение один из городских депутатов.

Комнатка, где проходят репетиции, маленькая, завалена всяким хламом. Основное место в комнате занимает большой стол, покрытый пыльной, плюшевой, красной скатертью, участники хора рассаживаются за этим столом. На столе кучки листков с напечатанными и написанными от руки текстами песен, на полке рядом стопки старых книг, грамоты в рамочках под стеклом и без рамочек. Еще на одном маленьком столике неработающие электрические чайники, разрозненные чашки и стаканы. Ободранный баян с западающими клавишами, протекающий потолок в желтых разводах. На всем отпечаток бедности, запустения, заброшенности. Когда-то этот хор выступал на многих площадках, участвовал в конкурсах, занимая призовые места, ездил за границу.  Некоторые умерли, некоторые ушли в другие коллективы, у кого-то проблемы со здоровьем.

Анна  Николаевна пытается сохранить коллектив, приглашает новых участников, но что-то не очень у нее получается. Аккомпаниатор ей не нравится, она хочет, чтобы он знал тексты всех песен и пел вместе с хором, как делала их прежний аккомпаниатор, а он не соглашается. Это не входит в его обязанности, ему надо слышать голоса участников, поправлять их, вести мелодию, поскольку руководитель не имеет музыкального образования и даже хорошего музыкального слуха и голоса. Начинаются споры, и чуть ли не каждая репетиция оканчивается скандалом. Ясно, что мало кому такое понравится, потому и уходят. Татьяна тоже уходила, но потом все-таки вернулась, что-то пока удерживает.

У Виктора Андреевича приятный голос, верный  слух, поет задушевно, почти не ошибаясь. После инсульта он забывает иногда  слова, но быстро вспоминает, если вовремя подсказать. Сергей Иванович прекрасный декламатор, некоторые песни они великолепно поют дуэтом с Еленой. Сильный голос у Евгении, Марина танцует зажигательный, цыганский танец, поет на украинском языке. Если бы не скандалы…

 Наступает зима, холода, снегопады. Перестает ходить Виктор Андреевич, подходящего автобуса в его районе нет, добираться пешком ему тяжело. У Евгении против ее пения, тем более в двух хорах, возражает муж, она предпочитает другой коллектив. Марина активно выступает с танцевальной группой, на хор у нее не хватает времени. А когда, не выдержав постоянных скандалов, перестает ходить Елена, а вместе с ней и Сергей Иванович, петь становится вообще некому.

Анна Николаевна не сдается, разыскивает новых хористов, но они приходят на одну репетицию и больше не появляются. Татьяна Сергеевна тоже готова бросить, но продолжает ходить, чтобы поддержать Петра Алексеевича. С полным распадом группы он потеряет часть своего заработка, а он еще не пенсионер, в отличие от участников хора. Только на солистку Татьяна никак не тянет и выходить на сцену с сырой, неотработанной программой, а то и вовсе без программы, со слабыми, звучащими вразнобой и не по нотам голосами, просто стыдно.  Анна Николаевна как будто не замечает этого, она по-прежнему полна честолюбивых планов, ей хочется выходить на публику, быть постоянно в курсе и в центре всех событий. И это затягивает, Татьяна чувствует, что ей хочется того же самого, но все-таки на более высоком уровне.  Так много прекрасных песен звучит в ее душе, их хочется слушать и петь снова и снова.

Есть несколько песен, которые Татьяна не может петь, потому что начинают душить слезы и голос прерывается.
- Ну, что же вы? Давайте еще раз. Ну, не так, надо же попросить: «Только ты, моя мама, живи!»
- Я не могу, я буду плакать, это одна из тех песен, что я не могу петь.
Какие же еще? Ей ни разу не удалось спеть «У деревни Крюково», «Алексей, Алёшенька, сынок», «Огромное небо одно на двоих». Как могут петь настоящие артистки со слезами на глазах? Наверно, по фонограмму. Голос не всегда звучит одинаково, не всегда удаются нужные интонации. Одна и та же песня исполняется разными певцами по-разному, а в их хоре и вообще каждое исполнение отличается одно от другого.

Татьяна замечает, что ей уже не хочется петь в компании за столом, где каждый поет так, как ему вздумается, не попадая в ноты, не прислушиваясь к другим. Хорошо, если есть хороший гитарист или гармонист, который ведет мелодию, а остальные ему подпевают. Или просто человек с правильным слухом, знающий все слова песни. Есть песни, которые невозможно петь хором, есть те, что выигрывают от многоголосия.

Как красиво поет кубанский казачий хор, хор Турецкого! Хоров много, но солисту или небольшой группе легче выбрать песню, отвечающую их душевному настрою. Не все же песни нравятся одинаково, есть такие, которые не нравятся совсем, как же их петь? А петь хочется, Татьяна Сергеевна уже начинает ждать репетиции, они ей нужны. Лишь бы только не было скандалов!

И совершенно неважно,  в какой ты партии и в партии ли вообще. Важно есть ли у тебя совесть и способен ли ты что-то делать действительно не только для себя. А если разобраться и посмотреть, что получается, когда к власти приходят законченные эгоисты, увидишь, что они в конечном итоге ведут к пропасти  всех, а значит и себя. Им кажется, можно бесконечно долго существовать за чужой счет, брать, ничего не отдавая и не заботясь, как влияют их действия на других и на окружающую  их среду.  Да, существует бесконечность и вечность, но где-то там, во вселенском масштабе. А наша Земля такая же беззащитная и хрупкая, как каждый из нас.
«Расскажите, птицы, времечко пришло,
Что планета наша хрупкое стекло…»

Берегите близких!
Берегите Землю!