Мельничиха. Глава -2

Марина Беляева
Мельничиха. Глава -2.

…Настёна стояла у запруды уже битый час. Петра всё не было. Какие только мысли ни посетили её в минуты этого вынужденного ожидания: и гнев боярина Забельского, обрушенный на её любимого в ответ на его признание в любви к крепостной… А то ей казалось, что на него напали какие-то злодеи, и он, истекающий кровью, лежит на лесной дороге, ожидая помощи. А она стоит в бездействии, не зная, куда кинуться, чтобы скорее встретиться с предметом своей страсти. И только одно не приходило в голову бедной девушке, в одном была она свято уверена: Пётр не может ей изменить, ибо любовь его к ней чиста и верна, как и её чувство к нему.
 Наконец, послышались лёгкие осторожные шаги. Хрустнули сухие ветки. Шаги смолкли.
- Петруша? – осторожно вполголоса спросила Настёна.
- Настенька, ты тут? – откликнулся Пётр.
- Я, я, - торопливо ответила она и рванулась навстречу милому другу.
Он  бережно принял её в свои объятия. Звук поцелуя заглушил её слабый упрёк. Какое-то время влюблённые были поглощены друг другом, не замечая ничего вокруг. Неожиданно Пётр решительно высвободился из объятий своей пылкой возлюбленной.
- Настёна, - нерешительно начал он, - я всё рассказал о нас отцу.
Настя вздрогнула. Опустив глаза, бедняжка молча ждала продолжения его рассказа.
- Сначала он был спокоен и даже, как мне показалось, доволен, что я пошёл по его стопам. Он, говорят, в молодости любил волочиться за крепостными и за актрисами… Это теперь он такой … добропорядочный… А когда я сказал, что у нас будет дитя, и я готов с тобой обвенчаться, он так закричал, ногами затопал, что я думал, что он прибьёт меня до смерти… А потом он поставил мне условие…
- Какое условие? – это была первая фраза, которую смогла дрожащим голосом вымолвить ошарашенная признанием любимого Настёна.
- Он подписывает тебе вольную, выдаёт замуж за хорошего человека и даёт богатое приданое…
- А ты?
- А я должен жениться на той невесте, какую подыщет мне отец…
Бросив быстрый взгляд на своего возлюбленного, Настёна горько усмехнулась. Пётр старательно отводил глаза в сторону. «Да, он же всё давно прекрасно знает! И о том, кто невеста, тоже знает…» - эта мысль словно пронзила сознание девушки насквозь…
- И кто она? – не подавая виду, как больно ранил её милый Петруша, едва шевеля губами, поинтересовалась Настёна.
- Какая мне разница, если это не ты? – горько усмехнувшись, ответил Пётр. Настёна с облегчением вздохнула. Всем сердцем она почувствовала, что сейчас Пётр сказал правду. – А тебя не интересует, кого тебе в мужья подыскал боярин Забельский?
- Мне всё равно, - резко ответила Настя. – Я не собираюсь выходить замуж!
- Это Трофим, мельник, - не обращая внимания на протест возлюбленной, бросил Пётр.
- Но Трофим – совсем старик! – возмутилась Настя.
-Ты ошибаешься, - равнодушно возразил молодой барин. – Ему тридцать лет, мне двадцать пять – он на пять лет всего старше меня…
- Не может быть! Он выглядит как древний старик! – отрицательно затрясла головой Настёна. – Замуж за старика – какое унижение! О Боже! – горько запричитала она…
- Он просто носит бороду и усы, а ранняя седина – от горя – он жену молодую похоронил…
- Да лучше пусть и меня похоронят… Не пойду я за него замуж…
-А куда мы денемся, если отец так решил… – с безысходностью в голосе скорее ответил, нежели спросил Пётр.
Настя, словно впервые услышав эту весть, выпрямилась, гордо вскинула голову.
- Ах, да, я забыла, что я вещь в ваших руках, - как-то совершенно спокойно напомнила девушка, - наигрались – и пристроили любимую игрушку в добрые руки…
- Это правда, только не вся, - с ненавистью отметил Пётр. – Я для него
такая же игрушка. Он совершенно не подумал о моих чувствах… Он и
о матери никогда не думал, как о человеке… Как дальше жить?
Пётр всхлипнул, по его щеке прокатилась слеза, которую он и не вздумал скрывать от своей возлюбленной…
Настя привстала на цыпочки, нежно обняла своего Петрушу, лёгким поцелуем коснулась его лба. Но через мгновение решительно оттолкнула от себя своего слабовольного любовника, на словах бессчётное количество раз обещавшего сделать её счастливой… И вот при первой трудности её благородный возлюбленный сник…
- А раз так – прощай! Долгие проводы – лишние слёзы. Иди, Петруша, отцу передай, что ничего мне от вас не нужно, - Настя пыталась выдавить из себя улыбку, но слёзы предательски текли из голубых глаз по щекам. Она резко повернулась, на бегу ещё раз крикнула: «Прощайте, барин! Счастья вам!» - и скрылась в прибрежных кустах черёмухи. Пётр рванулся было за ней, но тут же остановился, грустно взглянул Насте вслед, криво усмехнулся.
- Ну, и слава богу, - перекрестился Пётр. – Уж лучше так. Пусть обвенчается с Трофимом… А я не буду видеть её каждый день -  и забудется эта любовь. И то правда. Я же знал, что отец не даст согласия на брак с крепостной… Но я  таким, как он, не стану… Я никогда не стану неволить своих детей… Прости меня, Настенька…
Ни Настёна, ослеплённая своим горем, ни Пётр, полный сомнений и чувства вины перед своей несостоявшейся невестой, не заметили замершего в пяти шагах от них Трофима, на которого прощальный разговор влюблённых произвёл странное действие. Мельника поразило, что Настёна вела себя куда благороднее и достойнее, нежели молодой человек так называемого «благородного» происхождения… А он ведь не раз видел эту девушку, он прекрасно знал её бабку Авдотью, местную повитуху, которая частенько захаживала к нему на мельницу за той или иной целебной травкой…
Анастасия, обычная крепостная девушка, правда, выросшая в барских покоях, куда взяла её барыня Забельская после страшной гибели во время пожара родителей Настёны, крепостных актёров. Театр выгорел дотла. Варвара и Дмитрий – родители Настёны сгорели в огне. Загадочным образом уцелела только маленькая Настёна. Воспитанием сироты до поры до времени занималась её родная бабка Авдотья, а когда Насте было лет восемь – девять, барыня по какой-то странной прихоти взяла её в дом. Обучила грамоте, манерам. Наряжала её, как куклу. Настёна могла даже сносно «чирикать» по-французски, насколько позволили личные познания в модном языке самой наставницы. Но, как только милой  девочке исполнилось четырнадцать лет, «добрая» барыня сослала «любимую» воспитанницу назад в деревню к бабке Авдотье. Так что цену мимолётной барской милости Настёна познала с детства. Конечно же, она прекрасно понимала, что её отношения с Петром когда-то закончатся, и закончатся они не самым благополучным для неё образом. Но она не думала, что это расставание будет столь скорым и столь горьким… Опять же девичьи мечты заносят иногда в такое поднебесье, что возвращаться на грешную землю совершенно не хочется… И чем выше поднебесье, тем больнее падение с этих заоблачных высот на каменистую твердь реальной жизни. Краткая жизнь Насти пролетела перед её глазами в одно мгновение.
- Господи, - простонала девушка.- За что мне все эти напасти?!  Не проще ли разом со всем покончить!
Опомнившись, Настя заметила, что ноги сами собой привели её на высокий берег, к одинокой рябине. С этого достаточно высокого берега открывался вид на плотину и мельницу, окружённую густо разросшимся вишневым садом.
«Это знак, - решила про себя брошенная невеста. – Единственное, что мне осталось, эта мельница и её старый хозяин. Не бывать этому!» - и ноги девушки сами собой скользнули с горы. Раздался шум посыпавшихся с обрыва камней, увлекающих несчастную девушку за собой в тёмную воду омута.
Последнее, что увидела Настёна перед тем, как вода накрыла её с головой, было лицо матери. Вокруг лика Варвары полыхало пламя, но этот факт, казалось, совершенно не беспокоил женщину – она ласково улыбалась дочери немного удивлённой, но доброй и спокойной улыбкой. И Настя скорее догадалась, чем расслышала слова, произнесённые матерью: «Ну, вот и хорошо! Теперь ты всё сумеешь сама! Ты должна жить и нести людям свет!»
Едва голова девушки скрылась под водой, как следом за ней что-то тяжёлое упало в реку всего в нескольких метрах от неё…

Иллюстрация из интернета.