Гость из Дальнего Востока

Борис Гольдин
(Концерт русского пианиста Вячеслава Грязнова)

     Подойдите к географической карте России.Взгляните на Дальний Восток.Вот город Южно-Сахалинск.Здесь родился Слава Грязнов.Буквально с «пеленок» он полюбил музыку.Дома появилось пианино и вскоре проявились музыкальные способности мальчика.Думая о будущем маленького музыканта,родители и переехали в столицу.В возрасте 9 лет Вячеслав поступил в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории.Окончил её с отличием.С красным дипломом завершил и Московскую консерваторию.

    Случилось так,что через десять лет,там же на Дальнем Востоке,только в другом городе – Благовещенске,родился Коля с необычной фамилией Хозяинов.Не зная о  славиных «этапах боевого пути»,юный земляк старательно прошел по всем этим  «ступенькам».И тоже бережно хранит диплом Московской государственной консерватории.

     Встретились талантливые музыканты в Москве и навсегда стали друзьями.
Прямо,как в песне о Москве.

И в какой стороне я ни буду,
По какой ни пройду я траве,
Друга я никогда не забуду,
Если с ним подружился в Москве.

   Много стран за плечами молодых музыкантов,много заслуженных побед.И вот в феврале музыкальный «десант» забрасывает Вячеслава Грязнова в Калифонию,в город Сан-Хосе.В апреле по стопам друга прилетает известный русский пианист Николай Хозяинов.

Помните, как у Сергея Михалкова:

Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём!
Мы такие с ним друзья -
Куда он, Туда и я.

РАДОСТЬ ВНУЧЕК

    Прошлым летом моя жена с внучками побывали в Нью-Йорке и влюбились в его. С утра и до ночи они шагали по городу "Большого Яблока".Понравилось им и необычное здание концертного зала Карнеги-холла,что на углу Седьмой авеню и 57-й улицы Манхэттена.Он был открыт в мае 1891 года концертом Нью-Йоркского симфонического оркестра,которым дирижировал сам Петр Ильич Чайковский.В это время здесь проходили концерты Вячеслава Грязнова - победителя международных конкурсов, солиста Московской филармонии.Да и программа была интересная:12 вариаций на тему русского танца из «Das Waldmadchen» Бетховена,Дебюсси.«Прелюдия к послеполуденному отдыху фавна» (переложение для ф-но В. Грязнова).Равель. «Ночной Гаспар».

    Нью-Йорк – музыкальная столица.Билеты было невозможно достать.И когда внучки узнали,что известный русский музыкант будет выступать в нашем родном городе Сан -Хосе,они,конечно,были рады возможности побывать на его концерте.  Настенька,студентка отделения музыки Университета Сан-Хосе,недавно еще сама выступала в роли солистки молодежного симфонического оркестра Сан -Хосе.Да и Лизочка уже много лет занимается музыкой,играет в симфоническом оркестре Union Middle School.

  В ТЕАТРЕ ТРИАНОН

    И вот пришел долгожданный день.В театре Трианон с наслаждением слушаем произведения русского композитора в исполнении русского пианиста.В программе  были две транскрипции Вячеслава Грязнова:Рахманинов «Десять Прелюдий», ор. 23 и   «Шесть музыкальных моментов» ор. 16.

    Жанр прелюдии,получивший очень широкое развитие в русской фортепианной музыке рубежа XIX—XX веков,своеобразно трактуется Рахманиновым.Его прелюдии отличаются от лаконичных,зачастую фрагментарных прелюдий других композиторов более крупными масштабами,наличием внутреннего развития,«концертностью» фактуры.Несмотря на отсутствие программных заголовков,музыка их чрезвычайно образна и часто рождает определенные картинные ассоциации.

    Новым шагом в развитии фортепианного творчества Рахманинова явились «Шесть музыкальных моментов» ор.16,написанные в 1896 году.В них композитор полностью освобождается от поверхностной салонной чувствительности,черты которой присущи некоторым из более ранних его фортепианных пьес.Ярче и самостоятельнее становится самый музыкальный материал, богаче и разнообразнее фактура.

  - Прежде всего меня восхитило мастерство Вячеслава Грязнова и естественное течение музыки, – сказала после концерта студентка отделения  музыки Университета города  Сан-Хосе Анастасия Гольдина.- Нельзя не оценить и  широкий репертуар пианиста,который не сосредотачивается в определенном времени,хороший вкус при выборе программы и выдающееся умение ее выстраивать.

    Среди афоризмов Эндрю Карнеги есть такая фраза:юноша,сделай так,чтобы твое имя что-то значило.И Вячеслав сделал своё имя славным,известным.Это его уже не первый тур по городам Америки.Московский музыкант уже давно известен блестящими изобретательными переложениями для фортепиано многих музыкальных произведений, и этот его талант не менее ярок, чем исполнительский.

 ... Только закончился концерт в театре Трианон.Его почитатели тепло попрощались и разошлись по домам.

   - Известно,что в 15 лет вы впервые приняли участия в международном конкурсе имени Рубинштейна в Москве.Он оказался для новичка очень удачным и принес   первую премию.Что было дальше?-задаю вопрос Вячеславу.

   – Если откровенно и без ложной скромности,- ответил пианист,- то затем последовали победы на международных конкурсах «Памяти Рахманинова» в Италии,IV международном конкурсе пианистов имени Рахманинова в Москве.Участвовал в  международных фестивалях:«Кремль музыкальный» Москва),Festival international de Musique de Wissembourg (Франция),«Art Masters» (Швейцария).Это дало мне новый импульс для совершенствования.