Такой человек

Евгения Фахуртдинова
     Мы выехали из Москвы в семь, как и планировали. Июньская жара набрала обороты и начала спадать при наступлении вечера. Салон «семёрки» был нагрет и пропах рабочей усталостью. Ещё немного и самый жаркий месяц упадёт на нас - и на Москву, и на Владивосток.

     Мой двоюродный брат - Денис этим утром впервые приехал в столицу. Неделю назад он окончил таможенную академию во Владивостоке и получил направление - теперь какое-то время он будет работать на Алтайской таможне. Перед самым отъездом на новое место жительства, Денис решил посмотреть Москву, куда его пригласил одноклассник – Вадим. Когда-то они сидели за одной партой, а теперь Вадим окончил геологоразведочный университет в Москве и остался здесь. Год назад он продал ноутбук и купил себе машину -  ВАЗ-2107 за тридцать тысяч рублей.

     Сегодня утром, когда они приехали ко мне в гости, мы каким-то образом заговорили о Петербурге. Выяснилось, что никто из нас там не был.   

- А что?! Поехали в Питер! «Семёрка» у меня, что надо! Под утро уже будем по Невскому гулять! – с серьёзным видом предложил Вадим.

- Погоди, а где остановимся? У нас там никого нет, - прервал друга мой брат.

- В хостеле. Тысяча рублей на двоих и вперёд! Нам всего-то одну ночь перекантоваться! А я и в машине могу.

- У меня лучшая подруга в университете гражданской авиации сейчас учится. Квартиру снимает, - вставила я.

   Денис и Вадим молча посмотрели на меня, улыбнулись.

- И она, между прочим, давно меня в гости приглашала, - добавила я, кивая.

- Ну, вот и прекрасно! Звони прямо сейчас, спрашивай! И про нас скажи. Будет место? На пару дней, - подхватил Вадим.

 

    Денис хотел посмотреть ВДНХ, Арбат и Красную площадь. Мы показали ему и то, и другое и третье. К семи вечера, уставшие, но довольные, мы были готовы к совместной поездке по Федеральной трассе М10 «Россия».   

- Погоди! Мы что – до сих пор в Москве?! – спросил Денис после того, как прошло примерно полтора часа.

- А ты что хотел? Светофоров сколько! Ну и время мы, конечно, самое лучшее выбрали. Пятница, семь вечера, - буркнул Вадим и хлебнул газировки, - надо было ещё воды купить. Ладно, потом заедем.

- Витёк говорил, что ещё в Солнечногорске будем как черепахи ползти, да и в Вышнем Волочке пробки, - Денис переписывался с кем-то в телефоне и периодически читал нам сообщения вслух.

- Да, но после Валдая будет лучше, - сказал Вадим и зевнул.

- Нам сейчас до Валдая, как до Кремля.

- И до Кремля, как до Валдая.

- Вы мне лучше скажите, за сколько мы доедем? – спросила я.

- До Валдая? – Вадим насмешливо посмотрел на меня.

- Да причём тут Валдай вообще?! До Питера за сколько? – временами я не понимала, когда он шутит, а когда просто издевается.

- Ну… - протянул Вадим, - две тысячи на бензин и хватит с тебя!

    Только я хотела ответить нечто столь же уместное и остроумное, как брат повернулся ко мне.

- За девять часов где-то, Жень. Не считая этих пробок, конечно.

- Спасибо, - кивнула я и посмотрела в окно.

- Надо было ночью выезжать, - подал голос Вадим, - разницы нет, что вечером выехать, что в три часа ночи. Один фиг – утром доедем, - и он обречённо посмотрел в лобовое стекло. 

- Это понятно, что машин ночью на трассе меньше, - поддержал Денис, - пробок в населенных пунктах по ночам нет. Ну да ладно! Что нам пробки, что нам зной, что нам дождик проливной?! Да же, Вадим? Вы, геологи, какие песни поёте?

- Ну вот, - вздохнул тот, - геологи у тебя в первую очередь с песнями ассоциируются?

- А у тебя таможенники с чем?

- Да с чем, с чем?! – улыбнулся Вадим, - теперь только с тобой! Да с Горным Алтаем, - эх, - добавил, немного помолчав, - надо было с тобой поступать.

- Надо было, - подхватил Денис, - я тебя уговаривал? Уговаривал. А ты за своё – в Москву и не важно, куда, на какой факультет.

- Да что уж теперь?! Дело решённое. И я не то чтобы не хочу работать по специальности… - Вадим устало провёл рукой по лицу, - даже не знаю.

- Ла-а-дно, -  протянул Денис с улыбкой, - съездишь в Питер и узнаешь. Что к чему.

- Конечно, - подхватила я, - иногда полезно стоять перед выбором. Вон, «семёрку» же ты выбрал в своё время! И всё верно решил. В другой раз тоже всё в твою пользу обернётся.

     Вадим ничего не ответил, и я не могла понять, почему.

- А ты знаешь, какая она популярная в автоспорте?! Культовый автомобиль! – произнёс Вадим после продолжительного молчания с таким напором, будто намеревался продать свою «семёрку». 

- Знаем, знаем. Классическое ралли, все дела… - ответил Денис, - вот и у нас сейчас автопробег, будь здоров!

- Жаль, что перестали выпускать! Классика, как-никак, - сокрушённо добавил Вадим и покачал головой.

- Классика-то, конечно, да, но по мне, так лучше японская техника. Она тоже классика в своём роде.

- Я против японских машин ничего не имею. Сам, может, себе из Владика пригоню, но это когда будет?! – сказал Вадим и замолчал.

    «Теперь будут грустить. Каждый о своём», - подумала я и решила о чём-нибудь спросить. «Вот только о чём?! Никакой общей зацепки в голове. Обычно в таких ситуациях люди говорят о погоде. Вроде».

- Вот жара-то! Ребят, может, кондиционер включите? – спрашиваю я.

- Какой кондиционер?! Окно – твой верный друг, - пошутил Вадим и снова загрустил.

    «Это я удачно», - мне самой стало грустно, и я решила, что теперь самое время вздремнуть.

- До скольки разгоняется? До ста восьмидесяти? – неожиданно для себя спрашиваю я, уставившись на спидометр.

- Каких! – восклицает Денис, - до ста шестидесяти максимум! Ездили мы с дедом.

- Не знаю, про что ты говоришь. «Семёрка» и до двухсот может! – произносит Вадим и сплёвывает в открытое окно.

- Ага, и на тот свет отправить может. На ста пятидесяти машину уже кидать начинает, а ты про двести говоришь, - усмехается Денис и поднимает стекло на своём окне, - тебе не дует? – спрашивает у меня.

   Я мотаю головой и опять перевожу взгляд на спидометр.

- Хочешь проверить? – улыбнулся Вадим.

- Никто ничего не собирается проверять. Я просто говорю тебе, что сто сорок – это максимум, который позволителен такой тачке, как эта.

- Мне показалось, или я слышу пренебрежение в твоих словах? – продолжает улыбаться Вадим.

- Тебе показалось.

     Они снова замолчали, и тишина в салоне стала какой-то напряжённой, перемешанной с усталостью, невысказанными словами и чем-то ещё. Я снова посмотрела на спидометр. «Восемьдесят. Нормально». 

- «Семёрка» – автомобиль-легенда и надолго ею останется. С конвейера сошла, но, поверь мне, с дорог ещё не скоро сойдет, - нарушил тишину Вадим.

- Верю, верю. Что ты мне тут объясняешь?! Мой дед то же самое говорит.

 

    Денис задремал. Я тоже. Внезапно, где-то на границе между сном и пробуждением, я почувствовала резкую боль – как будто кто-то со всей силы ударил меня по голове.

- Да тише ты! Все выбоины сейчас соберёшь! Не разгоняйся, - предупредил Вадима Денис.

     Я поняла, что подпрыгнула на такой выбоине до потолка и ударилась об него.

- Да, аккуратнее, - поддержала я брата, демонстративно поглаживая ушибленное место, - уже шишка соскочила.

- Да что ты плетёшься, как черепаший хвост?! Нет же впереди никого, - воскликнул Вадим, обращаясь к огромной фуре, ползущей впереди нас, - обогнать себя не даёт и ползёт, как мёртвая муха. Еле дышит!

- Вообще-то дальнобойщики наизусть каждую яму знают. Так что впереди либо большая выбоина, поэтому он так аккуратно едет. Либо… - Денис сделал паузу, - камера.

- Ты прав, Дэн, - кивнул Вадим после небольшой паузы, - это кажется на первый взгляд, что ночью никто ничего не видит. А тут даже в самой захудалой деревушке может оказаться система видеофиксации – и всё, получай штраф! Так что лучше не игнорировать знаки.

- Семьсот километров, - вздохнула я, - м-да, и чтобы ни одного штрафа. Тебе надо радар-детектор купить.

- Я тебя умоляю! – Вадим засмеялся, - мне тут для полного счастья его только не хватает, - и добавил, помолчав, - мне главное, чтобы эта машина ездила, а правила я как-нибудь воздержусь нарушать.

- Тебя не понять. То он под двести решил разогнаться, то он примерный водитель, который ничего не нарушает… - я развела руками.

- А как иначе? Мы из противоречий и состоим. Иначе не интересно.

     Денис подключился к беседе.

- Да, верно сказал. Мы ведь сами иногда не знаем, какие мы. Я вот, например, не понимаю людей, которые говорят про себя: «Я такой человек, который…» и продолжают: «который не любит бардак» или «не берёт в долг». Или ещё что. И тогда хочется сказать «такому человеку», что никто ни от чего не застрахован, что он не может быть только таким. Обстоятельства разные случаются в жизни и что потом? Изменит своим принципам? Готов поспорить, что и не вспомнит о них. Потому что это только слова: «Я такой человек».

- Да и зачем себе ярлык присваивать? Да? Даже человек, который любит скорость, этот же человек и ценит тишину. Я готов с этим поспорить! Вот, как пить дать, - Вадим снова сплюнул в окно и потянулся за газировкой.

   В салоне «семёрки» было жарко, но сейчас что-то изменилось. Я почувствовала невыносимую духоту и явное напряжение автомобиля. В голове стали возникать какие-то абстрактные образы – как будто наш ВАЗ снаружи покраснел и стал разбухать, медленно, с чередующимися вспышками из дыма.

- Машина нагрелась, - сказал Вадим и остановился у обочины.

- Триста пятьдесят километров почти проехали, - произнёс Денис и вышел вслед за ним.

     Они начали рассматривать капот «семёрки» и что-то бубнить друг другу. Я решила выйти из машины, чтобы вдохнуть свежего воздуха и не быть единственным человеком из нас троих, взорвавшихся в нагревшемся автомобиле.

   Стояла ночь. Безветренная, безмолвная. Деревья по обе стороны дороги превратились в сплошную темноту, и между ними не было видно ни одного просвета, как если бы это были тесные врата, обступившие наш путь от начала до самого конца.

     В одно мгновение, ощутив эту темноту и неожиданный холод, прокравшийся под кожу, мне захотелось чего-то понятного и настоящего, тёплого и готового помочь. Захотелось  обратно в «семёрку».

- Ребят, ну что там? – я подошла к ним и тоже заглянула под капот.

- Тосол кипит, - сказал Вадим, - подождём, когда остынет.

- И сколько ждать? – я начала волноваться.

- Примерно полчаса. Не больше.

- Отлично, - мне теперь было всё равно, взорвусь я или нет, и я решила сесть обратно в машину. Точнее, мне было не всё равно, просто я поняла, что «я - такой человек, который ничего не боится, который смотрит страху в глаза и не знает, что такое паника». Поэтому я удобно устроилась на заднем сидении и решила вздремнуть.

    Проснулась я от полного осознания движения. Шумного, живого. «Слава Богу! Едем» - успокоилась я и снова погрузилась в сон. Но он продолжался недолго, - автомобиль опять остановился. Вадим вышел из машины и вновь убедился в том, что тосол наполовину выкипел.

- Нам нужно искать ближайший сервис, чтобы поменять термостат, - сказал он, садясь обратно в «семёрку».

- А за что отвечает термостат? – спросила я, окончательно проснувшись.

- За охлаждение двигателя, - устало ответил Денис, открыв бардачок.

 

    Мы ехали ещё часа полтора. С переменными остановками и поисками сервиса.

- Да что такое?! Никто не хочет работать круглосуточно! – возмущался Вадим и стучал по рулю, - надо на худой конец хотя бы воды туда залить, - и тут же восклицал, - я просто поражаюсь нам! Как можно ехать за семьсот километров и не взять с собой воды? Как?!

- Я, между прочим, предлагал. Но кто морс, кто сок захотел, - повёл плечами Денис, открывая клюквенный морс.

- Ладно вам! Чего уж теперь. Давайте воду искать, - сказала я, оглядываясь в поиске пустой бутылки. В салоне такой не было.

    Мы проехали ещё немного и увидели впереди небольшой ручей. Вадим быстро выскочил из машины и побежал к воде.

- Во даёт! – улыбнулась я, - тару-то не взял.

    А Вадим уже бежал обратно и кричал на ходу:

- Ребят, дайте, во что набрать!

- Пустого ничего нет, - говорю я и протягиваю ему в окно двухлитровую бутылку с тёплой колой.

    Он принимает бутылку и идёт к ручью. По дороге открывает её и нечаянно обливается содержимым. Чертыхается, но всё равно отпивает, сколько может и выливает остальное на траву. Наклоняется и набирает воду до самых краёв.

    В салоне до сих пор стояла жара. Открытые окна не спасали. Мы уже давно перестали разговаривать. Каждый думал о чём-то своём, прислушиваясь к настроению «семёрки», к её самочувствию. Хотелось как можно скорее добраться до Питера и выдохнуть, оставить этот непроглядный древесный забор и тёмную неизвестность, сквозь которую нас мчал автомобиль.

  Я закрыла глаза, пытаясь заснуть и представить Невский проспект и саму реку, величественную Неву, с медленно поднимающимися мостами, разделяющими город на две части, дожди, смывающие ночи и дни, дающие место другим и чтобы мы, новые знакомцы, могли почувствовать свежесть и круговорот воды, наполняющей Петербург обновлённой силой и нежностью.

   Мысли о Неве пришлось прервать – я почувствовала, как машину стало сносить. Мы уже не ехали прямо.

- Вадим! – закричала я и крепко схватила его за плечи.

   Автомобиль резко качнулся в сторону перед самым спуском в кювет. Вадим проснулся и моментально нажал на тормоза.

- С ума сойти! – только и произнёс он, выравнивая автомобиль и возвращаясь на дорогу.

- А это видел? – спросил Денис и кивнул в лобовое стекло.

    Меньше чем через пятьсот метров от нас на обочине стояла машина ДПС.

- Кажется, они внутри машины. Может, не заметили?! – предположил Денис, всматриваясь в темноту, - давай! Проскочим!

    Вадим, как ни в чём не бывало, продолжил движение. Автомобиль ДПС остался позади.

- Да, они внутри сидели. Даже ухом не повели! – сказал Денис, не отводя глаз от зеркала заднего вида.

    Вадим что-то пробурчал в ответ, а примерно через десять минут разбудил моего вновь задремавшего брата.

- Сядь за руль, Дэн. Устал я, - признался он и остановил машину.

   Они поменялись местами и долго разговаривали, смеялись чему-то, обсуждали, шутили.

- Что? Сон прошёл? – сквозь сон спросила я, но так тихо, что никто меня не услышал. «Семёрка» продолжала мирно гудеть, а брат с другом - говорить и смотреть на дорогу.

- Как много машин, съехавших в кювет! Вон, глянь, ещё одна, - послышался голос Вадима, - похоже, я счастливчик!

- Да-а, - протянул Денис, - похоже, ты именно такой человек.