Мельничиха. Глава -1

Марина Беляева
  Мельничиха. Глава -1.

- Здравствуй, Трофим…
Трофим в ответ недовольно поморщился, не в силах скрыть гримасу раздражения. За день так намаялся, что даже самый желанный гость сейчас не в радость.
«Вот ведь, на ночь глядя, гостя принесло,» -  с досадой подумал мельник.
Он медленно повернулся к входным дверям, откуда раздался голос. Этот зычный бас не узнать было невозможно – обладатель оного, барин Забельский держал всю округу в ежовых рукавицах. И близкие, и далёкие знакомые уважительно величали его боярином Ильёй Петровичем. Только Трофим Волков всегда смело смотрел в глаза грозному хозяину почитай всех окрестных земель. Делить им было нечего: крепостными предки Трофима сроду не были, а мельница и барину Илье Петровичу завсегда полезна. К тому же сестра Трофима, Наталья, была игуменьей одного из монастырей, которыми славилась их местность, и которых в округе было немало. Понятно, что с братом игуменьи ссориться никто не хотел.
-Здравствуй, барин, коль не шутишь, - вытирая руки о рабочий передник, с расстановкой ответил Трофим и неловко, как учёный медведь, кивнул в знак приветствия. Барин усмехнулся, слишком уж непривычно было видеть склонённого в поклоне, пусть и  ради приветствия, независимого мельника Трофима. Но, спрятав усмешку в усы, ответно коротко кивнул, как бы показывая, что считает собеседника достойным своего уважения.
- По делу или просто мимо проезжал, барин? – с подозрением глядя в глаза Забельскому и скрывая невольно охватившую его тревогу, ибо прекрасно знал, что от такого гостя ожидать можно любой напасти, поинтересовался Трофим. Он постарался придать своему вопросу шутливый оттенок. Пусть барин не думает, что может застать его врасплох. Дерзко взглянув на барина, Трофим усмехнулся…
Под его проницательным взглядом боярин Забельский смутился. Повёл глазами. Хмыкнул про себя. «Да, не так прост этот мельник… недаром говорят о нём всякое…» Но это «всякое» можно было бы отнести к бабьим сплетням… Ну, с этих-то станется! После смерти жены Анны молодого и статного Трофима ни одна завидная невеста пыталась заполучить. Да и он, вроде бы, не чурался женского внимания. С острых языков местных кумушек имя Трофима просто не сходило. Любили они посудачить об очередной амурной победе мельника. Только кто знает, что в этих разговорах было правдой, а что подсказала буйная фантазия охочих до сенсаций поселянок. Кто-то говорил, что Трофим – однолюб, который никак не может забыть свою Анну, так рано покинувшую этот свет. Другие называли его бирюком, третьи – распутником… Но, так или иначе, только ни одной из искательниц мужей так и не удалось довести разборчивого мельника до венца.   А вот о недюжинной силе Трофима и горячем нраве в окрестных сёлах знали не понаслышке. Многие мужики после разговора с ним наедине старались за версту обходить мельницу. Но барин есть барин! Хоть и вольный человек Трофим, а уважение оказать такому гостю обязан по чину.
Трофим выжидательно глядел на своего незваного гостя. Забельский тянул с ответом, не зная, с чего начать, по всему видать, неприятный разговор. Мельник нетерпеливо дёрнул плечами.
- Полно, барин, - снисходительно улыбаясь, проговорил Трофим, - говори всё, как есть, раз уж нужда ко мне привела. Али какое дело худое предложить хочешь?
- Да, боже упаси, - перекрестился Забельский. – Наоборот, - он таинственно прищурился, подняв вверх указательный палец, - очень даже хорошее и выгодное нам обоим.
- Ну, что ж, - согласно кивнул Трофим, - раз хорошее, говори, барин.
- Трофим, ты ведь уже лет пять, как овдовел? – барин повёл глазами по стенам. Его критический взгляд явно говорил, что  дому мельника сильно не хватает женской руки.
- Да, уж пять годков, как Анна померла, Антошке тогда всего 3 годочка минуло… - грустные воспоминания на минуту омрачили чело Трофима. Но он тут же гордо махнул кудрявым чубом – смахнул печаль с лица и весело поинтересовался у барина: - А ты, барин, случаем, не сватать ли меня пришёл?
- Что-то вроде этого, - неловко хохотнул Забельский, покачав головой. «Да, мельника на мякине не проведёшь. Проницателен… недаром колдуном за глаза кличут…»
- Ну, раз начал – продолжай, я слушаю, - весело предложил Трофим.
- Ты же знаешь Настасью Кузнецову?
- Внучку Авдотьи - повитухи?
- Её самую, - подтвердил барин.
- Да ну, - недоверчиво, ища какого-то подвоха, усомнился Трофим, -  она же девчонка совсем, ей лет шестнадцать всего, поди? – наморщил лоб мельник, пытаясь вспомнить возраст Настёны, которую знал ещё совсем крохой.
- Скоро восемнадцать, самое время замуж выходить…
Трофим понимающе хмыкнул, покачал головой, укоризненно глядя на барина.
- Какая тебе печаль, барин, до этой девицы-красавицы, мне понятно: чей-то грех прикрыть… - Забельский согласно кивнул головой. – А мне, свободному человеку, какая выгода с крепостной связываться? Девка – она, правда, красивая… Да и плохого про неё в селе, вроде бы, ничего не слышно было? У-м-м? – барин опять кивнул. Трофим задумался, но через минуту отрицательно покачал  головой: -  Нет, барин… Нет, уволь, стар я уже в подобные игры играть…
- Погоди, Трофим Тимофеевич, - просительные интонации, так несвойственные природе грозного боярина, да ещё и это совершенно не слыханное из уст Забельского – «Тимофеевич» заставили Трофима выслушать просьбу барина до конца.
- Смотри, Трофим, - барин хозяйским взглядом опять прошёлся по избе, - дом в порядок привести нужно, мельница ремонта требует… я слыхал: жернова тебе новые нужны… лошади… А девке вольную подпишу, приданым не обижу… Ну и крёстным её первенцу буду… по-настоящему… Не сомневайся, твоя услуга будет щедро мной оплачена… да не смотри на меня так осуждающе, не моё дитё… Хорошему человеку помочь надо!
Трофим также по-хозяйски, как давеча барин, окинул глазом закопчённые, давно не беленые стены, убогую обстановку горницы, вспомнил про покосившуюся мельницу, давно требовавшую ремонта и, махнув рукой, выпалил:
- А! Будь по-твоему, барин! Но! – он сделал упор на этом «Но!» - Девка должна по своей воле за меня пойти.
- По рукам! Ты меня знаешь, моё слово верное!
Трофим кивнул. И это утверждение про грозного Забельского было бесспорным. Крут был боярин Забельский, но и справедлив, с этим не поспоришь.
«Надо в село сходить, на Настасью посмотреть… завтра с утра в церкви на службе и повидаемся… - решил про себя мельник, вспомнив, что завтра воскресенье…и, мечтательно прикрыв глаза, хмыкнул, - с невестой…»