Завещание Маэстро

Виталий Бердышев
Маэстро! Невероятный, неповторимый, недостижимый! Творец во всём: в работе, в науке, в искусстве: живописи, резьбе по дереву, вокальном творчестве... О вокале мечтал постоянно. Во Владивостоке не было возможности регулярных занятий и, тем более, выступлений с его уникальной, классической программой. И то, что нам в 1987 году удалось объединиться в вокально-фортепианный дуэт, была воля случая, или чего-то более значимого, чем просто случай... Для этого мне пришлось преодолеть более чем тридцатилетний перерыв в занятиях музыкой и приложить огромные усилия, чтобы хоть чуточку приблизиться к уровню его исполнительского мастерства. Но дуэт зазвучал — в романсах, песнях, оперных ариях. Хотя далеко не всё я мог исполнить технически — слишком уж много было потеряно в детстве и юности.

И пошли выступления: в клубах, интернатах, в санаториях и домах отдыха, в школах, библиотеках, в Доме Учителя и Доме Учёных, в трудовых коллективах Владивостока. Эффект был потрясающий! Красота и задушевность исполнения Маэстро будто гипнотизировали слушателей, замиравших от восторга и не сразу возвращавшихся к реальности после завершения каждого произведения. Безусловно, способствовала этому и камерная обстановка общения, когда музыка устремляется сразу в душу слушателей. Благотворный эффект от нее был не только чисто психологический, эмоциональный, но и глубоко физиологический, в чём мы неоднократно убеждались, проводя объективные обследования в группах (в больницах и санаториях).

Конечно, всё это вдохновляло нас, и мы шли на новые и новые музыкальные подвиги. Евгений Андреевич с радостью воспринимал восторг слушателей (школьников, взрослых), предлагая им всё новые и новые программы, а меня заставлял лезть из кожи вон для их полноценного воспроизведения. Однако я чувствовал, что полного удовлетворения у него всё-таки не было. Вернувшись в 1987 году в очередной раз к вокалу, он исподволь лелеял надежду показать эту красоту нашим академическим однокашникам, которые так завороженно слушали его несколько десятилетий назад на курсантских вечерах и конкурсах самодеятельности.

В 1990 году, получив очередное приглашение однокурсников, посвящённое 30-летию выпуска, Евгений Андреевич поделился со мной своей сокровенной мечтой, хотя отлично понимал всю нереальность этой идеи. Уж слишком далеко мы были от Ленинграда, и слишком нестабильно было моё состояние — с постоянными срывами и лечением в госпитале.

Так прошли мы мимо этой возможности, отлично понимая, что в дальнейшем будет тяжелее. Маэстро сделал попытку записать часть нашей программы. Но уровень записывающей техники в те годы был настолько низким, что он сам ликвидировал эти записи. Единственное, что мы сделали, — это посвятили нашему курсу несколько концертов в военном санатории "Океанский", ставших полным откровением для иногородних слушателей, в том числе прибывших и из культурных центров страны.

Неожиданный уход Маэстро прервал фейерверк его блестящих выступлений во Владивостоке. Последние месяцы он был не в состоянии ни петь, ни даже выходить на улицу. Наше общение ограничивалось лишь ежедневными разговорами по телефону. В одной из последних бесед он отдал должное нашему творчеству: "Вот это был этап!", имея в виду продолжительность и уровень наших непрерывных выступлений. И вместе с тем с грустью добавил: "А всё-таки не вышло..." Я понял его. И воспринял слова, как завещание мне, остающемуся, — его младшему товарищу и сподвижнику в области искусства.

Очутившись, волею судьбы, в Иванове и пройдя через мучительные годы духовных и физических испытаний, я стал искать возможность вернуться в музыку. К счастью, в городе были места для занятий. И тут мне вновь неожиданно повезло — встретить на творческом пути незаурядных вокалистов: Владимира Павлова и Элеонору Софронову. С Элеонорой Николаевной (сопрано) нам удалось на 90% воспроизвести программу Евгения Андреевича и в течение пятнадцати лет непрерывно выступать с ней в культурных центрах и учебных заведениях города. Отдельные фрагменты программы (старинные романсы, песни военных лет) мы посвятили памяти Евгения Андреевича, и звучали они почти с такой же душевной глубиной и убедительностью, как и с Маэстро. Удалось сделать и несколько любительских записей, в определенной степени отражающих уровень исполнительного мастерства вокалистки. В настоящее время они размещены в интернете, и их легко найти в любом поисковике: "Виталий Бердышев и Элеонора Софронова — музыка (вокал)".

И вот теперь, по прошествии двух с половиной десятилетий, я с уверенностью могу сказать: "Нет, дорогой Евгений Андреевич! Всё-таки получилось!" Действительно, мы сумели внедрить многогранную программу Маэстро в жизнь, сумели показать ее тысячам ивановцев, сумели, с помощью друзей, разместить её в интернете. И я не сомневаюсь, что ее с радостью слушают наши друзья-однокашники.

Вот и сегодня, в канун Дня защитника Отечества, мы дарим нашим ветеранам, их родным и близким музыку Великой Победы, возвращая всех в наше героическое прошлое и вспоминая непревзойденного Евгения Андреевича Абаскалова.