Воспоминания навеянные непогодой

Тамара 77
За окном второй день штормовой ветер. Он такой силы, что огромные деревья сгибаются почти до земли. Шум ветра не даёт  уснуть. А здесь ещё кабель  соседской антенны   стучит мне в окно.  Иногда срывается дождь, он стучит  мне по подоконнику, как барабанная дробь. Я лежу с закрытыми глазами и прислушиваюсь к непогоде.  А гул ветра, то нарастает и тогда всё грохочет, то  медленно затихает. Как бы даёт на миг передышку. Уснуть в такую погоду невозможно.

И тогда  моя память  погружается  в воспоминания. В памяти возникают картинки из моего далёкого детства. Я вижу своих любимых дедушку и бабушку, вспоминаю своё раннее детство, которое я  провела у них в деревне.
В  памяти почему-то всплывают картинки, как по вечерам, когда все домашние дела были сделаны, они садились пить чай. Я тоже любила с ними чаёвничать.  На стол  дедушка ставил, уже кипевший,  большой самовар.   При свете керосиновой лампы, электричество провели позднее, его бока блестели так, что в них можно было смотреться, как в зеркало. Это бабушка его  каждую неделю чистила речным  песком.  А вода в нём закипала от горящих древесных углей.  Печь топили берёзовыми  дровами. Дедушка с помощью шумовки, доставал угли из печки и отправлял их в топку  самовара.

А потом с помощью своего старого сапога, он нагнетал воздух, чтоб угли разгорались в самоваре. Бабушка в это время готовила заварку. Чай они пили или индийский, или фамильный, почему он так назывался, я до сих пор не знаю.  Помню, бабушка была очень  доброй и ни одного человека не отпускала из дома, не напоив  его чаем.  И всегда приговаривала, пейте, пейте, чай- то фамильный.

Так вот, мы садились за стол, бабушка наливала нам и себе чай, я любила его пить со сливками. У  них была своя корова.  Молочные  продукты всегда были на столе. Молоко, творог, сметана, простокваша и даже масло  тоже было своё. Для этого  в маслобойке взбивали  сливки, чтоб они превращались  в масло.  Иногда эту работу поручали мне.  Я это монотонное занятие не очень любила.  Но приходилось выполнять  поручение. Любила пить пахту, которая оставалась после взбитого масла. 

Сейчас это всё в далёком прошлом, иногда даже самой не верится, что это всё происходило со мной. Но тогда это была явь. Так вот о чаепитие. Бабушка наливала чай в стаканы. Каждому ставила по блюдцу. Чай пили из блюдец,  чтоб не обжечься кипятком. Сахар тогда в основном был кусковой.  Дедушка его колол заранее на мелкие кусочки. Для этого у них были специальные щипцы. Чай пили вприкуску с сахаром.

Как я любила такие вечерние посиделки.  За столом обсуждали домашние дела, всё это проходило в спокойной обстановке, неторопливо. Мне сейчас кажется, что  в то  время  не было современной суеты. Хотя жизнь была и трудной, шли послевоенные годы, но во всём чувствовалась стабильность, уверенность в завтрашнем дне.  Люди радовались каждому мирному дню. Каждому  событию, которое случалось в их жизни.

Очень часто, после чая, бабушка  начинала петь. Голос у неё был звонкий  и протяжный.  Дедушка ей помогал выводить песню.  Пели они чаще всего украинские песни. А я усаживалась к деду на колени и слушала. Иногда даже засыпала под их пение. У дедушки любимой песней была « Запрягайте, хлопцы коней», они её часто пели. Особенно по праздникам, когда к ним приходили их друзья, дед Сидор и бабка Сидориха, как её имя я не знаю, все её почему-то звали Сидорихой. Выпивали по рюмочке самогона и начинали петь и так у них это красиво получалось. « Посеяла огуречки близко над рекою, сама буду поливать  горькою слезою». Бабушка  запевала, Сидориха подхватывала, а потом  к их пению подключались деды. Какое удовольствие было их слушать.  Сейчас так не поют во время застолья.

В те далёкие времена не было телевизоров, компьютеров и другой  музыкальной техники. Было только радио, оно появилось с приходом  электричества. А ещё были  патефоны с пластинками. У моих стариков тоже всё это было. Радио включали рано утром и выключали поздно вечером. Когда ложились спать. Помню, утром дедушка садился ближе к радио и внимательно слушал новости, а за завтраком пересказывал их бабушке.  По целым  дням  из радио лилась музыка. Передавали концерты по заявкам тружеников села, концерты классической музыки и просто концерты. В то время, воистину, музыка помогала строить и  жить. Летом, рано утром, колхозники с песней ехали на повозках в поле. На прополку, на  покос, на ферму, а поздно вечером  возвращались так же с песней домой.

Голоса у женщин были чистыми и звонкими, как ручей.  Пели они русские народные песни и современные по тем временам, а ещё военные.  Их пение было слышно за долго до появления повозки, на которой они ехали. Я  с благолепием вспоминаю те времена. Жилось тогда намного труднее, чем сейчас, но люди не унывали, были весёлыми и доброжелательными. Не было зависти и жажды наживы. Все стремились  помочь друг другу. Делились, всем, что было. Дед у меня ловил рыбу и бабушка  угощала ею всех соседей. Особенно вдов, чьи мужья погибли на фронте.  А у соседей была пасека и они всегда давали мёд. Да и так не отпустят, пока не напоят чаем с мёдом.

И вот эта доброта передавалась из поколения в поколение.  И любовь к песни, тоже передавалась.  Мои родители тоже всегда пели.  Отец  привил нам, своим детям, любовь к музыке и чтению.  А сейчас,  смотрю на современную молодёжь,   у них другие ценности.  Другие взгляды на жизнь и герои совсем другие. Если мы почитали героев войны, то современное поколение почитает героев из боевиков и супер героев из мультиков. Но как говорят: « Другие времена, другие песни».
Вот такие воспоминания навеяла мне непогода.  Мне иногда жаль своих внуков, они не испытывают ту радость жизни, которую
             испытывало моё поколение. У них всё есть, я имею ввиду материальное благо, но нет того, что было у нас. Они не умеют ценить это благо. Они это принимают как должное. Не знаю, может  я не права, может это так и должно быть?  Но об этом уже судить вам, дорогие мои читатели.