Следствия и мотивы поведения

Лариса Болотова
      Из книги «Человеческое, слишком человеческое» Фридриха Ницше:

Необходимы «… исследования происхождения и истории моральных чувств». «… серьёзнейшие плоды вырастают на почве психологического наблюдения». «Сперва отдельные действия называют хорошими или дурными совершенно независимо от их мотивов, а исключительно в силу их полезных или вредных следствий».

       Действительно, это так. Так устроена человеческая психология.
      
       Я сидела за компьютером и печатала, когда какое-то внутреннее чувство заставило меня оглянуться. Через раскрытую дверь смежной комнаты, мне было видно, что балконная дверь открыта. Чтобы коты не ходили на балкон, там мы устроили зимний сад, балконную дверь приходится закрывать на защёлку. Но Мальва, самая наша любопытная кошечка, научилась её открывать.  Я прошла на балкон. О, ужас! Горшки с кактусами перевёрнуты, а один валяется на полу разбитый. Но самое ужасное, загрызена фиалка. От неё осталась только небольшая верхушка. Ох, и разозлилась я. Первой мыслью было наказать котов. Всех, не разбираясь в том, кто мог это сделать. Хотя, дверь могла открыть Мальва и уронить горшки, а  подгрызть фиалку Мотька.
      
       Я уже хотела привести в исполнение свою угрозу, но вспомнила высказывание Ницше. О поступке котов, я судила по вредным следствиям, но совсем не учла мотивов их поступка. Печатая на компьютере, я так увлеклась этим, что забыла покормить их, хотя время кормёжки подошло. Всё это они сделали не из-за своей вредности, а из-за того, что хотели есть и пытались найти что-то съедобное.
      
       Мы часто принимаем свои решения на основе следствий, вредных или полезных, плохих или хороших, совсем не учитывая мотивы, приведшие к этим следствиям. Особенно это касается нашего взаимоотношения с детьми.  Необходимо искать мотивы того или иного поведения людей, и не только людей, но и целых стран.