Старшенькая не говорила нормально лет до четырех.
Жена насытила урок в хореографической студии детскими стишками - под каждое упражнение - сочиняли вместе или брали из детской литературы.
Что-то вроде:
"Быстро ходим по дорожке, поднимаем выше ножки".
"Побежали паучки, а за печкою сверчки".
"Плывет, плывет кораблик, кораблик золотой. Везет, везет подарки, подарки нам с тобой".
И набралось этих мини стишков несколько десятков.
Мелкие проговаривали их каждый урок - фактически весь урок под ту или иную мелодию, одновременно выполняя упражнение, попадая в ритм.
И вот эта ритмопластика уже через полгода начала приносить результат.
У мелкой наладилась речь. Одновременно начали с ней потихоньку читать - проговаривать тщательно каждый слог, каждое слово.
Всё получилось.
Годам к шести хорошо читала, писала печатными буквами.