Сериал Гений Пикассо и женщины великого Гения

Александра Олегова
«Искусство – это ложь, ведущая к истине.»

Фернанда Ольвье. Первая женщина Пикассо, с которой он провел 9 лет, полных лишений и безденежья, и с которой связано творчество его «розового периода». В конце их отношений у художника начался поиск нового стиля – кубизма, который Пикассо открыл совместно с Жоржем Браком. «Авиньонские девицы» единогласно не были признаны никем, и только спустя 10 лет кубизм вошел на «ура» в историю искусства.
Пабло сразу привлекла аристократичная внешность Фернанды, и он рьяно пытается получить ее взаимность, отбив ее у жившего по соседству скульптора. Все эти годы женщина была моделью и музой для испанского художника, вдохновляя его на новые полотна, в которых чаще всего передавалось не столько форма, сколь содержание: «Я пишу не то, что вижу, а то, что знаю.»  Но чем дальше, тем больше Фернанда раздражала художника своим несдержанным характером и язвительностью -  в особенности в отношении произведений Мастера. Как сказал ей при расставании Пикассо: «С тобой все и всегда сложно».

Марсель Умбер (Ева) относилась к разряду «белых и пушистых» женщин, с которой начавший набирать все большую популярность художник решительно собирался создать настоящую семью. Но Ева вспыхнула в жизни гения короткоживущей яркой звездочкой, погаснувшей очень быстро, умерев от тубелкулеза легких, подарив Пабло несколько лет счастливой семейной жизни. Она всячески окружала любимого заботой, домашним уютом и поддержкой.

Спустя несколько лет Пикассо работает над созданием декораций для русского балета, где увидел и сразу очаровался пленительной красотой и грацией русской балерины Ольги Хохловой. Необузданный и страстный испанец решает, наконец, остепениться: жениться, полагая что это будет единожды и на всю жизнь, подписывая брачный договор о совместном владении имуществом. Но совершенно разный менталитет, отношение к искусству, авторитарность Ольги и эгоистичность обоих партнеров не могли долго объединять супругов, проживших под одной крышей около 18 лет, большая часть из которых было мучением для свободолюбивого творца. Даже появление так давно желанного Пабло первенца Пауло не смогло спасти их разбившуюся о быт и многочисленные претензии Ольги лодку любви.  Потому неудивительно, что в его появляется желанная новизна в виде молоденькой 17-летней Марии-Терезе. Еще одна покладистая, нежная и романтическая красавица с белокурыми волосами, которая не требовала от уже хорошо известного к этому времени художника ничего и преданно любила его исключительно, как мужчину, а не как Гения. Однако, уйдя от законной жены к любимой женщине, носившей под сердцем его ребенка, не желая при этом делить имущество в бракоразводном процессе, Пикассо пробыл с Marie-Therese не более 2-х месяцев после рождения его первой дочери – Майи.  Оправдал свое решение на переезд в мастерскую «Дон-Жуан» тем, что уже два месяца не брал в руки кисть и атмосфера семейного быта отвлекает от работы.

Дора Маар (Генриетта Теодора Маркович)  – красавица  хорватско-французского происхождения с греческим профилем, известный к тому времени фотограф-сюрреалист, привлекла внимание любителя всего экспрессивного и эпатажного, играя в опасную игру острым ножиком, нанося молниеносные удары между расставленными пальцами руки . 9 лет она являлась для любвеобильного гения моделью и музой, которую он воспринимал и запечатлевал «плачущей женщиной», как на реальных изображениях, так и в стиле кубизма. Эта женщина была очень многогранна, независима во всех отношениях, страстная и талантливая, ее образ ассоциируется у меня со стилем роковой женщиной.. Именно ей выпала честь запечатлеть на фотографиях работу Пикассо с его "Герникой". Но и ее не миновала участь жертвы Синей Бороды, как женщины называли кумира в своих мемуарах. Дора очень тяжело переживала новую увлеченность художника, который в конечном итоге поместил неврастеничную подругу в сумасшедший дом, после выхода из которого женщина провела оставшуюся жизнь в одиночестве, предаваясь поэзии и живописи.

При встрече с 62-летним Пикассо Француазе Жило был всего 21 год. Но она отнюдь не была наивной девочкой, так как жесточайшее воспитание ее отца сделало из нее женщину-кремень, которая не только не сломилась под деспотизмом родителя, но и вопреки его воле не стала юристом, а выбрала стезю художницы. Француаза вспоминала в своих мемуарах, что ее отец как бы подготовил ее к жизни со своенравным, карпизным и местами даже с садистскими выходками Пикассо. Отношения этой пары были подобны битве на так любимой с детства Пабло корриде. С самого начала их отношения напоминали противоборство и отстаивание своих границ и интересов со стороны Француазы. В 9-летнем союзе у художников родились двое детей: Клод и Палома. Однако, постоянные измены стареющего, но молодящегося 72-летнего Пикассо, жесткое, порой бессердечное отношение к своей спутнице, невозможность заниматься творчеством столько, столько ей хотелось, все больше давало поводов Француазе для решения уйти от знаменитого художника. И она это сделала! Не глядя на отчаянные крики художника: «Пикассо никто не бросает! Твоя жизнь превратится в пустыню и будет моей тенью!»  Причем эта сильная и независимая женщина смогла еще дважды выйти замуж, второй раз – за известного вирусолога, открывшего вакцину от полиомиелита, и ее  25-летний брак в этот раз был счастливым и не походил на поединок. Француаза Жило состоялась, как талантливая художница, которая живет и пишет картины по сей день в свои 97 лет.

А рядом с одиноким Пикассо сразу же оказалась другая женщина – Жаклин Рок, которая скрасила закат жизни Гения и стала его законной женой после смерти Ольги. Жаклин тоже оказалась женщиной с сильным характером, которая не только не смогла построить теплых отношений с детьми Пабло от Француазы, но и даже не дала возможности им проводить своего отца в последний путь. Однако, она сотворила из своего кумира божество, всячески преклоняясь и самоотверженно заботясь о нем до его последнего вдоха. И именно ее портретов Пикассо написал больше, чем остальных его возлюбленных.

После смерти 91-летнего Пабло Пикассо для некоторых его бывших женщин жизнь потеряла всякий смысл. Мари-Терез через несколько лет повесилась,  Жаклин застрелилась спустя 13 лет. А Дора Маар писала в мемуарах: «Я больше никогда не увижу его. Пустота отныне бесконечна.»

Посмотрев сериал (Антонио Бандерас просто потрясающе вписался в роль обаятельного, но деспотичного «Синего Бороды»), я сделала для себя несколько выводов: Слабые, мягкие, домашние женщины, которые полностью посвящали и отдавали себя любимому мужчине, не могли надолго привлечь внимание гения. Его будоражили и вдохновляли их борьба, строптивость и независимость. А единственной самой большой страстью в его жизни было искусство,  ради него было все и все было ради него!

А как человек он был – пожалуй, больше злодей, чем человек. Как писала в воспоминаниях Француаза Жило:

«Казалось, ему невыносима мысль, что кто-то бывший частью его жизни, переживет его. Я вспомнила, как он говорил мне в начале: «Всякий, раз, меняя жену, нужно сжигать предыдущую. Вот так бы я от них избавлялся. Чтобы они не отравляли мое существование. Может, это вернуло бы мне молодость. Убивая женщину, уничтожаешь прошлое, которое она собой знаменует».

Но, наверное, искусство, да еще такое! требует жертв.

Закончу свой экскурс в прошлое величайшего художника риторическим вопросом: «Оправдывает ли гениальность и его наследие нечеловечность?»

21.02.2019