К солнцу. Публицистика

Анатолий Статейнов
               
               
      

               
                К Солнцу.   

  Двадцать первому веку в русской литературе повезло. Вначале века ещё были живы  писатели Виктор Астафьев, Евгений Носов, Василий Белов, Валентин Распутин, Валерий Ганичев. И большая кагорта здравомыслящих литераторов возле них:  Шелегов – Красноярск,  Буйлов –  Тайшет, Сухнев-  Подмосковье, Байбородин – Иркутск, Хайрюзов - Москва. Не состоящий пока ни в каких союзах Владимир Шваков, ныне покойный поэт Юрий Астафьев,  здравствующая Зинаида Кузнецова, Геннадий Волобуев все красноярцы. Сергей Катькало из Москвы. Звездных имен в русской литературе до сих пор много.    Они как маленькие сердца большой Руси бьются за нашу культуру.
 
   Каждый  из них видит свой идеал по-своему. Известный российский писатель Валерий Шелегов  в своих повестях и рассказах рисует образы тонкие,  чудные, видящие добро в своих поступках и чужих делах.
Его герои разные.  Это может быть не верующий человек, неграмотный даже, но думающий. Пусть он добро сеет  только потому, что считает это своим долгом. Другой его делает  только  ради Бога или под его именем.  Когда призыв к идеалу  исчезает из поля зрения писателя,  созидание останавливается.  Писатель без светлого идеала, с черным знаменем топчет черные дороги и тропы прямо в  ад, и  активно зовет нас туда. Чаще всего какими-то хитрыми заманушками.
   
   Валерий Николаевич ни кому не обещает рая, я все его крупные работы прочитал.  Но он говорит, что без добра и созидания о рае вообще не стоит вести ни каких разговоров. Рай нужно строить на земле для всех, не для  Абрамовичей, для государства, для россиян. До нас дошла старинная славянская философия: все во всем, всем – всё, каждому - свое. Отметим – всем – все. Это определении из той самой божественной Троицы славян, про которое нам ни кто ни чего не рассказывает. Потому что это ведизм, а его у нас только топчат.
  О разговоре с Богом не может быть и мысли, если ты скачешь по черным дорогам лжецов. Бог ни кому не дарил ледяной дорожки в рай.  Стал на неё, оттолкнул саночки и понесся  к цели.  Сладкий  полет длиной лет в девяносто. Только прямых и идеальных дорог ни у человека, ни у человечества  нет. И ни когда не будет. За все нужно бороться. А о непременной борьбе за свой сегодняшний день, за будущее детей  писатели думать не научились. Потому и читателям своим этого не внушают.
   
  Вот разрушители, сегодня их царство, обманным путем  такие дорожки человеку рисуют. Причем, когда их вызывают на  разговор: зачем все это и кто  просит писать именно так, они отвечает: так ведь миром правят случайность и хаос. Хаос и есть отец случайности. Если кому-то кажется, что в произведении просматривается дорога в ад, пусть он так и думает. Дескать, я пишу мир так, как вижу и других подходов к нему нет. Забывая коснуться при этом  истины:  пишут они по указке тех, кто платит им за черные труды немыслимые деньги. Список этих богатых в литературе – громаден. Русский язык они потрошат как Тузик грелку.
 
    Для  дорог в ад  и  к  Сатане  находятся любые оправдания.   В  словарь нынешних «интеллектуалов» уже  вошли два  термина : рандом и ризома. Эти слова и тот же хэдлайдер – бесконечная  атака на русский язык.  Об этом очень хорошо недавно написала Нина Ягодинцева. Она хорошо изучила предмет – оскотинивание читателя, и сделала свои логичные выводы. Между прочим, ясные и понятные даже для простолюдина.
 
  Причем,  явно просматриваются  границы между всеми нами и этими черными писателями пустозвонами. Причем отвечают они всегда  так,  словно у них спрашивает пятилетний ребенок. Два этих слова – рандом и ризома -  можно переводить как случайность и хаос. Вместо  классического развития  русской литературы   в сторону добра,  духовности, все это иногда, объединяется словом Бог. Подразумевая при этом Истину, Гармонию и Согласие. 
 
   Нам же  для питья предлагают истоптанную коровами лужу, а для еды продукцию целлюлозо-бумажных  комбинатов. Для души – все пропало, все не так, все плохо! А русские дураки.  С таких компотов появление российских писателей государственников    возможно чисто случайно. Увы, им не дают подняться выше  куста крапивы. Потому что те, кто возле власти  толкают нас в хаос и случайность. Сталкивают  нас в люки с нечистотами, о какой Гармонии и Согласии может идти речь?  Думать нам не разрешают, все контролируют, то и дело поправляют.
 
    И в сторону наших талантливых, в сторону. Это Распутину повезло, Астафьев сумел под разрушителей подстроиться. А десятки таких же способных, а может и намного одаренней, запивали и запивают свою горькую  судьбу в подворотнях.
Важно понять, что хаос и случайность   в литературе – это   невозможность построения и удержания духовных ценностей. В хаосе всё равнозначно – надпись на заборе и многотомное литературное произведение, графоманский лепет и бессмертный литературный шедевр, а в плане наглядности – «Джоконда», например, и  «Чёрный квадрат», как забава Сатаны. Обратить на это внимание просит Нина Ягодинцева.  Захотят черные писатели, запросто закроют будущим молодым все дороги в газеты и журналы. Дескать, не с вашим рылом в эти двери стучаться. Идите, скиньте совесть, забудьте Русь, тогда и посмотрим за какой стол Вас посадить. Так уже многое построено. Возьмите писателей с того и другого Союза. У кого больше всего премий, дач, зарубежных поездок. Кто при власти.  Они к кормушке ни кого не подпустят.
 
  Большинство нынешний серьезных и способных писателей не имеют ни какой возможности печататься, только за свой счет. Поскольку я с 1991 года руковожу издательством, насмотрелся, тех, которые издаются за свой счет. Мученики. По тысяче, пятьсот рублей откладывают с пенсии на книжечку. Выпустят её в сто страниц и тиражом в сто экземпляров. Ни ума, ни опыта не хватает, отправить их по библиотекам России, раздают друзьям. А друзья этими  подарками на даче баню подтапливают. Ушли двадцать-двадцать пять тысяч в небеса. А люди –то талантливые. Как например, детскую книжечку выпустила у нас  Галина Анцупова из города Белова Кемеровской области. Что мы из её книг  расправили по библиотекам, в том её и вся корысть. А талантливая, очень талантливая женщина.   А как талантлив был поэт Юрий Астафьев. Так и не разгорелась звездочка. Одну книжку издал за свой счет, на этом все.
 
   Не скажу про все союзы,  но сегодня связи центра нашего Союза писателей России с глубинками слабая. И это несмотря на Интернет и электронную почту. Вот уже сколько лет ни кто у нас взносы не собирает, вот и нет в центре денег на поездки по местам. А ездить нужно. Хотя бы с людьми знакомиться, узнавать чем глубинка дышит.
 
   В 2018 году  наше издательство начало выпуск книг под рубрикой «Жемчужины русской литературы». Свет пока увидели два книги: «Проза.ХХ1 век» и «Провинциальная проза ХХ1 Век».  Авторов искал я, я же её и редактировал. Если попадет книга по случаю: откройте.  Какие прекрасные рассказы о женщинах Григория Мармура  из Израиля, Алексея Глухова из Новосибирска, Елены Ребениус из Питера,  Владимира Швакова из Красноярска,  Владимира Топилина из Минусинска. Володя когда-то начинал в нашем издательства, а теперь его  Москва громадными тиражами печатает.  Виктор Мельников - Подмосковье, Юрий Кутин из Вологды, Маргарита Соколовская из  Харькова. Надежда Осипова из Енисейска. Все это провинция. Она сегодня держит марку высокой литературы, очень высокой. Объединить эти региональные острова, по-доброму бы, нужно нашему союзу писателей.
   
 Но в Союз их не принимают. Хотя в Союз писателей России они бы вступили с удовольствием и платили бы посильные взносы для подержания штанов у Союза. Куда мы денемся от реальности. Вот, например, Интернациональный  союз писателей. В России появился недавно. На главной странице сайта – «Выдвинуться на международную премию в области литературы», «Выдвинуться на международный орден в области литературы», «Выдвинуться на международную медаль в области литературы». Как тут, мне, в моей Татьяновке, устоять?  Лозунги как во время коллективизации. С пенсии по копеечке, на международную медаль. Там они мои рассказы оценят. Больше ни кто и читать не хочет. 
 
  Когда я пролетел три рассказа Григория  Мармура, поинтересовался, как у него это все так складно получается.
 
  -  Я, -  улыбается, -  научился со стороны людей наблюдать. Особенно – женщин. Кто поймет женщину, тот поймет мир.
 
     Мармур ещё совсем молодой, с  высоты моих лет, конечно.  Ему всего 45. Если не будет «мотаться по Европам», прижмет заднее место  к стулу, может до Шолохова и до кипятит, но Алексей Толстой или Фурманов из него  уже получился. Есть в книге ещё одно имя – Галины Сафоновой из Израиля. Я не вижу среди современников человека, который бы  так хорошо знал и умел пользоваться русским языком, как она.  В разное время  мы с ней жили в одном и том же Балахтинском районе. Хотя не знали друг друга. Было это примерно тридцать лет назад. Писали про одних и тех же людей. Каким русским они у ней говорят в книге: слеза катится.
 
    Литература двадцать первого века как таковая только по названию схожа с настоящей литературой. На самом деле, она сегодня на девяносто  процентов политика: безкультурная, разрушительная, деморализующая и оскотинивающая читателя. Союзов писателей теперь у нас в России десятка три, может и больше. Разноголосица среди пишущих как на блошином рынке. Каждый орет свое, а кто кого слышит – вопрос второй и не особо важный.
 
  Но между пишущими четкие идеологические границы. Правительство платит громадные деньги тем литераторам, которые сеют в России хаос, беспамятство, равнодушие, пессимизм и безволие. Это привилегированное сословие литераторов.  Они всегда при власти и лицо власти. На самом деле  к таким относятся  люди, которых можно с большим трудом  называть писателями. Например,  Дмитрий Быков.  Пустоцвет, каких ещё поискать. Однако его нашли и выдвинули в  якобы элиту. Дмитрия  хвалят его друзья, из того же стана разрушителей. Ими даже создан список десяти самых «главных писателей России».  Так вот Быков в этом списке  на восьмом месте. Телевидение и радио рекламирую его почти как Христа.
 
   Мифический Христос шел на Русь с большой кровью. Реками крови. Его, якобы небесным именем, сжигались   библиотеки,  ведические богословы, философы. Теперь задача Быковых наполнить эти библиотеки пустой и ни кому не нужной литературой. Что, усилиями нашего правительства и Быковых  успешно  и складывается.
 
  Вторая задача разрушителей – опошлить имена тех, кто действительно талантлив. В свое время Демьян Бедный, «поэт из рабочих», пролетарский поэт,  черт его знает, каких только званий он себе не налепил, призывал давить как вшей ученых, писателей, певцов, самих рабочих и крестьян, которые за патриархальщину. За казаков и за белых. Таких, как Есенин, Клюев, Демьяны рвали на куски, потому что сами были ни кто, а талантам завидовали. Теперь вот царствуют другие Демьяны, но занимаются тем же самым. Быков – это Демьян Бедный нашего времени.
 
 В этой же десятке, якобы главных писателей России: Пелевин, Акунин, Улицкая. Если вы их не читали, перекреститесь и на колени, значит, бог миловал.   Дышите дальше также ритмично, больше проживете.  А если все-таки вляпались по незнанию, считайте все трагическим случаем. Бывает, идет человек, его машина сбивает, а кто-то по такой же случайности книгу Дмитрия Быкова купит. Хорошо, если своя баня есть с каменкой. В ней долго должен огонь гореть.  Тогда спасешься.
 
   Двадцать первый век за умное размазывание русской литературы в пепел чем-то напоминает начало двадцатого.  Тогда тоже стадо за стадом шли хулители нашего языка и литературы. Маяковский вытанцовывал в желтых штанах, иные в красных революционных шароварах. Пролеткультовцы, кубисты, имажинисты, футуристы. Только перечислением этих истов можно не одну страницу будущей книги  испачкать. Они и сейчас что-то кукарекают, «одаренные»  типа Быкова.  Вначале их сеяли, пропалывали и выпускали в свет просто революционерами. А потом уже  пошли из этого царства  черных писатели, но с очень секретными заданиями на литературу: Серафимович, Островский, Фурманов.  Они учили Хаосу: забыть мать, отца, братьев, Родину, жить только революцией. И без устали стрелять врагов революции. Врагами ей почему оказывались все мы, простолюдины.
 
 Точная копия  тех революционеров  нынешние Леонид Юзефевич, Владимир Маканин, Саша Кабаков.
 
 Многое могли бы решить контакты  полюсовых писателей с разных Союзов. Но зачем эти контакты Быковым? Что, Дима сядет на одну скамейку с теми, кто в разы талантливей его?!   Дурь его сразу видна будет. Как можно на равных сидеть тому, кто способен только гадить и тому, кто славно и задушевно поет?  Вот и все успехи Димы и его друзей - гадить.
 
   Такая вот сложная жизнь у русской литературе начала двадцать первого века.  Кругом тупики, бедность, унижение.  Но нам ли падать духом! Прямых дорожек к правде ни когда не будет, их не нужно искать, только время потратишь.
 
   Но чем больше  нас заставляют  бежать по топям и болотам, тем ближе мы подходим к Истине.  Так что идти все равно нужно.  Выбрался  из непроходимой трясины, перекрутил портянки и снова по хлюпающей грязью тропе. Вперед. Выход один - идти. Идущими  мы и  должны  оставаться. Не все, но многие, снова выйдут к Солнцу.
                Анатолий Статейнов.
                Член Союза писателей России.