Риторика. Как тренировать речевой аппарат

Елена Гвозденко
Любой, даже самый талантливый, текст не будет правильно воспринят из уст плохого чтеца. Ораторское искусство — в первую очередь, образец ясной, выразительной речи. Для оратора важно правильное произношение, проблемами которого занимается логопедия.

Речевой аппарат состоит из группы органов, участвующих в этом процессе. Это ЦНС (центральная нервная система — головной и спинной мозг), органы дыхания, горло, гортань, полость рта и носовые полости. Разделяют два отделения: центральный (ЦНС) и периферический, исполнительный (все остальные органы).

Основа любой речи — дыхание. Мы произносим звуки только на выдохе, поэтому недостаточный объем воздуха на выдохе препятствует правильному построению смысловых выражений, текста.

Профессиональный логопед начинает свою работу с проверки и тренировки речевого слуха и дыхания.

Существуют специальные логопедические упражнения на дыхание, например на формирование выдоха. Полезно надувать шарики, дуть на одуванчики, сдувать со стола легкие предметы — перышки, кусочки бумаги.

Ветерок. На карандаш прикрепляются полоски тонкой бумаги, задача: подуть так, чтобы полоски поднялись.

Метелица. Скатывают шарики из бумаги. Ребенок сдувает их с поверхности стола.

Упражнения на формирование дополнительного выдоха.

Лифт. Делаем глубокий вдох и начинаем «подниматься на лифте, считая этажи». Каждый этаж — один небольшой выдох. Не вдыхать.

Свечка. Задуваем свечи маленькими выдохами. Подробнее можно прочесть в моей статье о формировании правильного речевого дыхания.

Но даже хорошо развитый речевой аппарат нуждается в специальных упражнениях для голоса. Формирование голоса — довольно сложный процесс, но вполне достижимый. Существуют практики, направленные на развитие резонанса, формирующего тембр. Главное условие сильного и красивого голоса — мышечная свобода, поэтому необходимо хорошо упражняться в расслаблении мышц. Можно пользоваться различными методиками для общего расслабления.

Несколько советов от тех, для кого голос – главный рабочий инструмент.
Для расслабления фонационных путей профессиональные дикторы «стонут».

Для правильного «стона» надо сесть прямо, не опираясь на спинку стула, максимально расслабить мышцы шеи, лица, рук, голову чуть наклонить и стонать, как при зубной боли. Затем начать медленные наклоны головы, продолжая стонать. Губы слегка сомкнуты, рот закрыт. Медленно опустить нижнюю челюсть, произнося: «ма». Стон продолжать, сочетая сонорные согласные с гласными. Сонорные — самые звонкие согласные: м, р, л, н. Ма-мы-му-ми… Ра-ры-ро-ри… Произносить протяжно, в стоне.

Самым действенным инструментом формирования дикции являются скороговорки.

Существуют специальные подборки для правильного произношения определенных звуков, сочетаний, на отработку ритмического ударения.
У Кондрата куртка коротковата.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Около колодца кольцо не найдется.
Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.
Практикуйте произношение скороговорок как можно чаще, подбирая собственный список, исходя из индивидуальных орфоэпических особенностей.

Продолжение следует.