Коллективное руководство в России

Александр Щербаков 5
Как известно, в мире существует несколько форм управления. Есть самодержавный, одной  из форм которого является диктатура,  есть демократический, где законодательная, исполнительная и судебная ветви власти выполняют эти функции.  Есть так называемая конституционная монархия, как в той же Англии или Нидерландах, где короли исполняют роль «свадебных  генералов», а руководят другие.

Теперь  вернемся в Россию, еще Русь, где правили князья. Но уже там было коллективное руководство – боярское вече. Вспомним старый фильм про Илью Муромца.  Потом русские земли объединились, признав главенство  Московского княжества.  С Ивана Грозного появилось царство, но в нем очень большую роль играли бояре, самые богатые и родовитые люди, образовавшие так называемую боярскую думу.   Только с одобрения думы царь принимал важные решения. Но богатые бояре думали лишь о своем кошельке, а не о  государстве. И Иван Грозный ввел опричнину, после завершения которой стал править самодержавно, не прислушиваясь к боярам. Поэтому его и отравили.

Но после смерти Ивана   началась Смута, пришествие на Россию польско-литовских завоевателей, после освобождения от них  Москвы именно бояре и посадили на трон малолетнего  Михаила Романов, который до этого целовал крест Лжедмитрию, признавая себя вассалом его.  По мнению историка Пыжикова, в избрании Романовых в качестве правящей династии, огромную роль сыграли обрусевшие поляки, литовцы и украинцы, в своих работах он приводит их фамилии.

С началом правления Романовых в России все дела решали бояре, пока молодой царь Петр Первый не разогнал их, и в дальнейшем не образовал при себе Сенат и Государственный Совет уже на манер Европы, который и обсуждал все важные решения царя. После смерти Петра опять вернулись смутные времена, ни слабая императрица Екатерина Первая, ни Петр Второй, не руководили страной. При Екатерине все решал фаворит еще Петра Первого Александр Меньшиков, при Петре Втором – бояре Долгорукие.  Они же и пригласили после смерти малолетнего  Петра на роль императрицы Анну Иоановну, дочь брата Петра Первого Ивана, которые какое-то время вместе правили Россией.  Бояре решили обложить новую императрицу так называемыми кондициями, резко уменьшив её самодержавную власть. Но просчитались, Анна Иоановна, на словах согласившись с ними,  публично разорвала эти кондиции и стала править самодержавно.  Вернее, делила власть со своим фаворитом Бироном.

Все последующие самодержцы России, Елизавета, Екатерина Вторая, Александр Первый, Николай Первый, Александр Второй и Александр Третий, правили самодержавно, имея в качестве прикрытия Государственные Советы, который очень мало что решали.  Все попытки ограничить власть самодержца дальше разговоров, ссор и даже драк, не пошли. Декабристы и народовольцы что-то делали для этого, в первую очередь  с помощью террора, но безрезультатно.

Так же начал свое правление и Николай Второй, но затем Первая русская революция 1905-1907 годов заставили его принять некоторые демократические требования народа, он пошел на избрание Государственной Думы.  Но, как и все предыдущие демократические собрания,  Дума, что Первая, что Вторая, ничего не решали, ограничиваясь болтовней.  Чем все закончилось, мы знаем. Вначале свергли царя, причем это сделали его приближенные, во время хаоса и безвластия при Временном правительстве свершился Октябрьский переворот, в котором, по мнению историка Андрея Фурсова, активное участие приняли офицеры Генерального штаба Российской Армии, практические небоеспособной,  с чем они не могли примириться.

Как известно, после Октябрьского переворота в Петрограде власть в стране постепенно перешла в руки большевиков. На первых порах они сотрудничали с левыми эсерами, анархистами, но потом их пути-дорожки разошлись. Как известно, во время гражданской войны все власть принадлежала Совету народных комиссаров во главе с Лениным. Это была и законодательная, и исполнительная власть, а суды вершили революционные трибуналы.

Однако рядом с Лениным было нечто подобное коллективному руководству – Политбюро вначале Российской социал-демократической рабочей большевиков, а после образования СССР – Всесоюзной компартии большевиков  ВКП(б) на правах секции международного  Коммунистического Интернационала.

Впервые Политбюро ЦК РСДРП(б) во главе с Лениным было образовано на заседании ЦК 10 (23) октября 1917 для политического руководства вооружённым восстанием (в него входили Бубнов А. С., Зиновьев Г. Е., Каменев Л. Б., Ленин В. И., Сокольников Г. Я., Сталин И. В., Троцкий Л. Д.). С 29 ноября (12 декабря) 1917 существовало без приставки «Политическое», как Бюро ЦК РСДРП(б), а затем РКП(б), в составе: Ленин В. И., Свердлов Я. М., Сталин И. В., Троцкий Л. Д. С 8 марта по 29 июля 1918 года и с 11 марта по 25 марта 1919 года в дополнение к ним в состав Бюро ЦК РКП(б) входил Сокольников Г. Я., 11 марта по 25 марта 1919 года в состав Бюро ЦК РКП(б) входила Стасова Е. Д.

До 1977 года Политбюро не входило ни в один из руководящих органов в СССР.  Высшим органом по принятым Конституциям  1924, 1936 и 1977 годов являлся Верховный Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (потом депутатов трудящихся, народных депутатов), это была законодательная  власть в нашей стране.  На уровне республик, краев и областей сформировались аналогичные Советы депутатов.  И так до районов, поселений,  где тоже существовали советы. Именно Советы всех уровней и утверждали персональный состав руководителей исполнительной власти.

Высшим исполнительным органом в СССР был Совет народных комиссаров, который после войны сменил название на более привычное в мире название - Совет Министров СССР. На уровне союзных и автономных республик были министерства, на уровне краев, областей, районов – исполнительные комитеты.

Почему же существовали по сути дела незаконные, не прописанные ни в одной Конституции органы – политбюро, а далее вниз бюро компартий союзных республик, краев, областей, районов, обладающие большой властью?  На первых порах существования советской власти это было вполне оправданным, как и наличие комиссаров в воинских частях.  Образовательный уровень трудящихся масс был невысок, и партийные органы претворяли в жизнь все решения высшего руководства партии, которая заявила себя выразителем интересов рабочего класса и трудового крестьянства.  Но со временем уровень руководителей различных предприятий значительно вырос, на смену «ленинской» гвардии с еще дореволюционным стажем, в большинстве почившим на лаврах, пришла молодая поросль образованных и очень амбициозных коммунистов, свято веривших идеалам учения Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина.  Именно на них и сделал ставку Сталин, когда развернул индустриализацию, коллективизацию, культурную революцию.

Как известно из литературы и истории, на высшем уровне политической власти всегда велась нешуточная борьба, и не всегда мнение первого лица поддерживалось остальными.  Как известно, два члена первого состава политбюро Зиновьев и Каменев не поддержали установку Ленина на вооруженное восстание, да еще раскрыли карты большевиков публично. За это и первый, и второй не вошли в состав политбюро после свершения Октябрьского переворота.  В дальнейшем оба были введены в политбюро и участвовали в различных коалициях с другими членами политбюро против других. Именно на этом сыграл большой специалист интриг Иосиф Сталин в борьбе с Львом Троцким за власть в партии, а значит, и в стране. По мнению историков, Сталин лишь к концу 1938 года получил полную власть в СССР, до этого он был зависим от партийного аппарата и партийных работников регионального уровня, которые не считали его своим вождем. 

Еще со времен Ленина на заседаниях политбюро председательствовал руководитель Совнаркома. Тогда это был сам вождь мирового пролетариата, как его до сих пор называют. После смерти Ленина эта традиция сохранилась.  Рыков, а потом Молотов председательствовали на заседаниях политбюро. А Сталин, чью должность для повышения веса технического секретаря (он и его подчиненные готовили документы на заседания политбюро) назвали генеральным секретарем, сидел в числе других членов политбюро.  И лишь с мая 1941 года, когда он стал председателем Совнаркома, он стал председательствовать на заседаниях политбюро.  В художественных фильмах, в том же сериале «Освобождение» это не раз показывали, как члены политбюро вместе с военными обсуждали планы важнейших операций.

На заседаниях политбюро обсуждались все важнейшие  предложения по развитию государства.  Рассматривались предложения членов политбюро, различных наркоматов, общественных организаций.  Не всегда эти предложения принимались, иногда и отклонялись.  Каждый член политбюро имел свое мнение по обсуждаемому вопросу, и не всегда эти мнения совпадали. Например, на политбюро не поддержали Сталина, когда он предложил проводить выборы в советы всех уровнях на альтернативной основе. Не поддержали его и на Пленуме ЦК ВКП(б).  А так бы альтернативные выборы депутатов, которые в СССР впервые прошли в 1989 году, состоялись бы на 53 года раньше. Тогда бы не произошло разложение советской элиты, которая начала загнивать после смерти Сталина.

Во время войны, в 1944 году, высшее партийное руководство не поддержало еще одну  инициативу Сталина, но больнее всего ударило после войны, на съезде партии в 1952 году. К этому времени Сталин отошел от реальных дел, но много размышлял о роли партии в построении самого справедливого общества. Он настраивал ученых на создание трудов, развивающих марксизм-ленинизм, который  дал знания, как захватить власть, и лишь некоторые наметки, как идти дальше. Сталин говорил не раз: «Без теории нам смерть!».  Он пришел  к выводу, что на современном этапе развития общества за партией должна остаться идеология, пропаганда и подбор кадров, и на первое место должны выдвинуться хозяйственные руководители, которых закалила война, где тыл во многом обеспечил победу. Но престарелый вождь не успел завершить начатое. Партийная верхушка нанесла удар, и вождь скончался. Самое меньшее, что можно инкриминировать ближайшему окружению, что Сталин остался без медицинской помощи длительное время.  Кое-кто говорит, что подозрительная смерть Сталина и поведение его охранников очень похожа на отравление, которые совершили спецслужбы по инициативе партийной номенклатуры, которой грозило отлучение от власти.

А после совершения государственного переворота (убийство Лаврентия Берии, первого заместителя председателя правительства) власть в стране захватил недобитый Сталиным троцкист Никита Хрущев.  При нем партия снова заимела все рычаги власти.  А застой во времена Брежнева привел к окончательному загниванию советской элиты, которая вместо построения общества будущего погрязла в обывательском  вещизме, создала оазисы коммунизма для себя.  Бывало такое и при Сталине, но таких перерожденцев быстро отлучали из партии и от руководящих постов.

С 1952 года ВКП(б) уже не называлась секцией  Коммунистического Интернационала, а стала Коммунистической партией Советского Союза.  Стал расти партийный аппарат на всех уровнях. В ЦК КПСС появились дублирующие Совет Министров отделы, которые только спрашивали, но фактически ни за что не отвечали. Разве можно было сравнить  реальный срок заключения в тюрьму при Сталине с  выговором по партийной линии за провал важного поручения при Брежневе или Горбачеве.  В партию рванули карьеристы всех мастей, в надежде получить хлебные должности.  Но об этом я не буду дальше рассуждать, у меня есть целая работа на эту тему. http://www.proza.ru/2018/04/04/609.

В Конституции 1977 года, принятой во времена правления Горбачева,  впервые появилась статья 6 о руководящей и направляющей роли КПСС в жизни страны.  Хотя и до этого совместные постановления Политбюро ЦК КПСС  и Совета Министров обладали практически теми же руководящими свойствами, как и принятые Верховным Советом СССР законы. Но еще больший вес в СССР имели решения партийных съездов, утверждающих пятилетние (однажды это был семилетний) планы построения коммунизма в нашей стране. Все важнейшие стройки в СССР вначале попадали в пятилетние планы, принятые на съездах.

Политбюро ЦК КПСС на последних этапах — руководящий орган Коммунистической партии Советского Союза в период между пленумами её Центрального комитета. В Политбюро входили наиболее влиятельные члены Центрального Комитета, определявшие политику партии, а в условиях однопартийной системы — и всего государства, поскольку, согласно Конституции СССР, компартия являлась «передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (1936), «руководящей и направляющей силой» советского общества (1977). Таким образом, члены Политбюро фактически входили в число высшего руководства СССР, даже если формально не занимали государственных постов.

Так что говорить о диктатуре пролетариата в Советском Союзе можно было говорить с большой натяжкой. Хотя в компартии было больше рабочих, чем крестьян и интеллигенции, но их роль сводилась к массовке на публичных мероприятиях и съездах партии. На словах существовало коллективное руководство, но единства в высших эшелонах власти никогда не было, постоянно шла подковерная борьба. То против Сталина, потом против Хрущева, и в конце концов преступные замыслы Генсека и первого Президента СССР Михаила Горбачева не получили достойного отпора от коммунистов, которые уже  не являлись монолитом, который сверг самодержавие.

После развала СССР, появления «суверенной и демократической» России продолжалось тоже самое.  Борис Ельцин, который рвался к самодержавной власти, получил её только после другого государственного переворота, тоже октябрьского, только с маленькой буквы, когда расстрелял из танковых пушек здание Верховного Совета.  С принятием новой Конституции, написанной по американским лекалам, когда Россия утратила свой суверенитет,  Президент практически перестал управлять страной, занимаясь «работой с документами», а, по сути, находясь в постоянном запое. Но страна, худо-бедно, продолжала жить. Какое же тут единоначалие?  «Младореформаторы», а потом Черномырдин делали как лучше, а получалось как всегда.  Страна катилась в пропасть, падение народного хозяйства за 9 лет правления Ельцина было больше, чем в годы Великой отечественной войны.  И «царь Борис» не собирался уходить на покой, пока к нему в кабинет накануне Нового 2000 года не пришли «вежливые» люди, военные из руководства силовых структур. И Ельцин «добровольно» ушел в отставку.

Есть известная пословица «короля делает свита». Она в полной мере относится и к нашей стране. Хотя у нас не было короля, а были князья, цари, императоры, генсеки, президенты, но окружение по сути дела и рулило нашим государством. Хорошо, если были такие кардиналы, как Ришелье, рядом с безвольным королем Франции Людовиком XIII.  А вот рядом с нашими руководителями  страны чаще всего были подпевалы, мало что соображающие в реальной политике, или остановившиеся в своем росте.  А то и просто деградирующие. Вспомним позднего Брежнева и его команду старцев из Политбюро. Принцип «демократического централизм», который был в партии, не позволил  остановить «реформы» Михаила Горбачева.  Хотя КПСС и была во власти, но по сути дела, властвовал Генсек. Но если бы вокруг не было  разложившейся элиты, стремящейся к тому же, ничего бы  не произошло.

И сейчас многие инициативы Путина, которые он озвучивает во время ежегодных посланий высшим органам власти в стране, забалтываются его окружением и в правительстве. Внеконституционные указы после избрания Путиным президентом выполняются на 15-20%, да и то с огромным противодействием исполнительной власти на всех уровнях. Народное хозяйство России разбалансировано, региональные бюджеты для формального выполнения указов президента берут кредиты у коммерческих банков под грабительские проценты. Растет долг региональных бюджетов, и власть попадает под влияние банковских структур. Например, в Хабаровском крае за время правления губернатора Шпорта долг вырос до 40 млрд. рублей. Кто будет его возвращать, непонятно. Москва дистанцируется от региональных долгов, предпочитая вкладывать прибыль в Стабилизационный фонд, который работает за границей на тамошнюю экономику.  Как в высших эшелонах власти, так и на уровне регионов, муниципалитетов всем руководят приближенные к первому лицу люди, стремящиеся удовлетворить свои растущие материальные интересы. Какие дворцы появляется вокруг региональных столиц за высокими заборами, принадлежащие таким людям. И на уровне муниципалитетов  наблюдается тоже самое.

Так что говорить о том, что вся полнота власти в России в настоящее время принадлежит Президенту, было бы большой ошибкой.  И временами кажется, что Путин говорит грозные слова и предупреждения в адрес чиновников правительства и губернаторов скорее для телевизионной картинки, чтобы народ думал, что он управляет страной. На самом деле правительство, Центробанк и другие федеральные органы, состоящие в основном из либералов, живут своей жизнью, а законодательная ветвь власти в виде Федерального собрания и Госдумы штампует законы, которые нужны, чтобы богатые становились еще богаче, а бедные – еще беднее.  Говорить, что власть служит народу, как декларируется, невозможно.

Так что всю историю России, за исключением небольших периодов, власть принадлежала не одному правителю, а целому клану, национальной элите, как правило, беспринципной и вороватой. Правильно заметил историк Андрей Фурсов, разговоры о всесильной личной власти распускают те, кто никогда не руководил трудовыми коллективами, начиная с бригады или отделения.  Это не больше чем миф о всемогуществе любого правителя,  и на уровне государства, и на уровне региона, муниципалитета или предприятия. Посмотрите, что творится в США, самой «демократической» стране, какое противодействие испытывает президент Трамп от элиты. Или вспомним, как был убит  военными в своем доме Лаврентий Берия,  убит во время военного парада президент Египта Анвар Садат, как предала военная верхушка президента Ирака Садама Хуссейна, а личная охрана - Муаммора Каддафи.  Так что любой правитель должен всегда опасаться ножа в спину от ближайшего окружения, и вести свою политику с оглядкой на него.