Пролетарская среда

Владимир Тунгусов
   Среда, - это не день недели, это окружение, куда бы, ни посмотрел, везде пролетарии. Я даже всё детство провёл на улице под названием, - «Пролетарская», до революции 1917 года, она называлась, - «Ереневская», потому, что ней жил купец Еренев. После революции многие улицы изменили названия, нет больше  улиц Миллионной Дворянской и Бульварной, как нет тех миллионеров, и дворян. Миллионеры, появились опять, а вот настоящих дворян не видать, один бульвар остался целым и невредимым, правда, уход за ним ухудшился.


   Первый раз я столкнулся с пролетарием, прямо не выходя из дома, родной брат моего отца, не хотел учиться, не окончил даже восьми классов. В армию его призвали в конце войны, служил на Тихоокеанском флоте,  как не странно шофёром, но очень долго. Служба его немного выправила, но ума не прибавила, только став, - токарем универсалом, он проявил себя полностью. Был очень косноязычен и подражал артисту кино, - Петру Алейникову, больше жестами, чем словами.


   Мой дядя, был небольшого роста и щуплого телосложения, про таких говорят: «Соплёй, можно перешибить», поэтому свою силу он демонстрировал на мне. Когда он приходил с работы, где его, возможно, обижали, сразу начинал выкручивать мне руки, это ему легко удавалось потому, что он был старше меня на 25 лет.


    Ещё мой дядя сильно завидовал моему отцу, за то, что жизнь сложилась у старшего брата, гораздо удачней, и на фронте был, и ранение серьёзное получил, и после войны себя нашёл, и дом построил. Дядю, дураком нельзя было назвать, он подружился с начальником и был обласкан всю свою трудовую жизнь, специалист он был не плохой, даже орден Трудового Красного Знамени получил.


    Злопыхатели, говорят, что только за-того, что не пил на работе, но это не правда, я сам токарь и могу это оценить, а когда конструктором стал, то и тем более. Однажды по моему чертежу ему пришлось по приказу главного инженера выточить сложную деталь, которую не смог точно выточить, один из лучших токарей завода.  Когда он точил, потребовал моего присутствия, ему всё было понятно в чертеже, но он получал удовольствие, от того, что целых полдня получил возможность меня материть. Вот вам и рабочий класс, и весь про него сказ.


   Когда я был ещё молодым токарем перед армией, старшие товарищи унижали мой достоинство, заставляя исправлять их бракованные детали, учили меня пить, курить и материться. Так получилось, что в армии мне пришлось служить на авторемонтном заводе, где я оказался самым лучшем специалистом, как токарь универсал. Вернувшись из армии, я снова окунулся в пролетарскую среду, но уже как приличный специалист, ордена, конечно, не заработал, но денег получал больше начальника цеха, моя фотография однажды висела на цеховой доске почёта. Я выполнял норму выработки на 400%, но написали 104%, объяснили, - так не положено.


    Начальство знает, что положено рабочему, а что не положено, потом начальство стало знать ещё больше, оно стало знать, сколько нужно платить рабочему, что бы он оставался управляемым. Тёмные полуграмотные рабочие, не могли добиться справедливости в оплате своего труда, и всё техническое  нормирование полетело к чёрту. Послушные конторские служащие, сами вышедшие из пролетарской среды, возвращаться туда обратно не хотели, поэтому готовы были на всё ради этого. Нужно было только посмотреть на потолок, и там, как бы увидеть, ни то новую норму, ни то образ довольного начальника.


    Образ самих рабочих я попытаюсь изобразить словами. Я знал молодого рабочего, оканчивающего среднюю школу рабочей молодёжи, который на полном серьёзе считал, что Эйнштейн, советский кинорежиссёр. Другой мой «коллега» считал, что полонез Огинского написал Пётр Ильич Чайковский. Мой лучший друг из рабочих до сих пор считает, что Мариинский театр, находится в городе Мариинске, Кемеровской области. Пересказать сальные шуточки, которыми забавляются,  до сих пор мои товарищи, я просто не смогу, хватит того, что я прямо обозвал их Шариковыми, а некоторых, даже «Сибирскими Папуасами».


    Вся надежда на то, что станки с программным управлением, сделают их более – менее грамотными, но только культурными сделать их никто не сможет. Когда я раньше приезжал в Новосибирск, обязательно ходил в оперный театр, будь я токарем или инженером. Современный рабочий класс, проживающий в столице Сибири, десятки лет не ходит в оперный театр, и  вообще никогда не был .


   Любимое развлечение рабочих смотреть матчи хоккейных и футбольных команд по телевизору,  и российские сериалы про наших бандитов, восхищаясь их стрельбой и особенно драками. Молодые рабочие, любят поторчать в ночных клубах, или покататься на собственном автомобиле. Обзаведясь семьёй, ночные клубы заменяются простыми кафешками и катанием детей на всё тех же автомобилях, которые начинают время от времени, заменять, на другие. Мобильные телефоны, это особый вид время провождения и разговоров о том у кого круче, разговоры о телефонах уже начали вытеснять разговоры, о езде на автомобилях.


   Самое плохое, что они не хотят, учиться или повышать свои знания самостоятельно, но иногда задают глупые вопросы, от собственной безграмотности. Зачем допуск пишут иногда в чертежах в тысячных долях миллиметра, объяснить, что это расчётная величина по формуле не получается. Иногда, начинают критиковать конструкцию деталей, ничего не понимая в конструировании. Критикуют ИТР, но сами не смогли бы их заменить, даже отдалённо не зная специфики их труда.  Сделанные замечания о некомпетентности, вызывают даже озлобление.


    Если рабочий не может чего-то понять, он считает, что этого просто не может быть. К плохим специалистам из ИТР они относятся хорошо, и даже снисходительно, им нравится то, что они находятся с ними на одном уровне, а когда инженер обращается к рабочим за помощью, они тают от удовольствия и считают, что так и должно быть всегда. Ели инженер не внемлет  советам рабочего, его считают идиотом.


   Я почти 14 лет проработал инженером конструктором, прошел весь путь от самой низшей категории до самой высшей, также в рабочей профессии токаря, только стаж более 35 лет. Мой друг посоветовал мне никому об этом не рассказывать, по причине того, что ко мне отношение будет лучше. Я не первый раз работал в среде пролетариата, и не был с ним согласен. Многое изменилось в среде рабочих не в лучшую сторону, а только стало ещё хуже, зависть, конкуренция, даже подлое вредительство, чего раньше не было. Меня токаря высшего разряда могли спросить,- как я его купил, или заявить, - что многое мне не дано понять, и тем более сделать. Меня всегда поражала самоуверенность этой серой массы людей, ничего из себя не представляющей, хоть всё вместе, хоть по отдельности.


   Потом я учил этих людей затачивать инструмент, делать приспособления, вытачивать детали с эксцентричными поверхностями. Они токаря десятками лет работающие на одном заводе многого просо не умели, а я пришедший прямо с улицы умел, но это только ещё больше озлобляло их. Хорошо бы только их, но и ИТР, и мастеров с начальниками. Я считаю это, - «гражданской дедовщиной», дедовщина она от дремучести и бессилия стать авторитетом без всякого на то основания. Ну не хватает ума, знаний, умений, возможностей, но нас больше, а вместе мы сила! В принципе, это тот же партийный большевизм, подавляющий любую личность, не зря же долгое время оглашали партийный призыв: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!».


    Недаром русский философ Ильин говорил, что партия нужна людям не далёким и ограниченным, только толпой они могут что-то выражать и способны на какие-то действия, типа украинского Майдана. То, что результатами их борьбы будут распоряжаться другие люди, понятно без разъяснений,  об этом говорит опыт всех революций и «освободительных» движений. Гарибальди, Кромвель, коммуны Парижа. Все наши революции, и современные цветные революции, они все рассчитывали, и рассчитывают на серую массу пролетариата.


    Может ли эта серая масса превратится в просвещённое общество людей? Может, но только эволюционным путём, когда исчезнет безграмотность, повысится уровень знаний, рабочий, станет инженером, или наоборот, инженер станет рабочим. Как говорили раньше,  со трётся грань между ними и появится новый универсальный человек, способный любой труд сделать творческим. Таким человеком и управлять будет не нужно, у него хватит знаний, чтобы правильно спланировать свои действия и согласовать их с другими задачами общества, благодаря своей информированности во всех вопросах.   


   Информированность, согласованность, универсальность, - это будущее любого человеческого общества, практически исчезнет понятие пролетариат, которое переводится как неимущий, потому что основным видом собственности станет знание, которое практически нельзя отнять, если оно почти безгранично или стремится к этому. Всё мной изложенное похоже больше на фантастику, или светлую мечту, но она в принципе может осуществиться.