О смысле жизни

Александр Захваткин
В чём смысл жизни?
Этот сакраментальный вопрос античной философии никогда не задают себе большинство людей, так как ответ на него настолько очевиден, что не вызывает у них ни какого сомнения или иного толкования: благополучно жить. «А хорошо жить ещё лучше», по меткому выражению киногероя Юрия Никулина из кинофильма «Кавказская пленница». Но вот античные философы изводили себя им и передали эту рефлексию будущим поколениям.

Хотя сегодня понятие «благополучно жить» воспринимается в своей утилитарной ипостаси – жить в материальном достатке, - в античности оно трактовалось несколько шире. Так, Аристотель понимал под этим – служить общественному благу и делать добро, то есть в современной интерпретации – жить по совести, по общечеловеческим нравственным ориентирам. При этом вопрос материальных интересов Аристотелем умалчивался, очевидно, потому, что он просто сам о них ничего не знал. Для него материальное благополучие это естественное состояние свободного человека, который в условиях рабовладельческого общества «по определению» имеет необходимый достаток для достойной жизни.

Ученик Сократа Платон считал, что «если не изучишь жизнь, то в ней нет никакого смысла». Иными словами Платон считал, что основной смысл жизни не в собственно достойной, нравственно ориентированной жизни, а в её изучении, исследовании, познании, а поскольку, как известно, познание бесконечно, то понять смысл жизни не представляется возможным. Вообще беспредельное познание это удел избранных, тех у кого на это есть время и деньги, но у большинства людей нет либо того, либо другого, либо и того и другого вместе взятых. Тогда по Платону этим людям смысл жизни не только не доступен, но его и вовсе у них нет, что с философской точки зрения вызывает обоснованное сомнение.

Древнеримский поэт-сатирик Децим Юний Ювинал считал, что ради жизни нельзя терять смысл жизни, то есть тем самым он утверждал, что смысл жизни находится выше материальных жизненных интересов, иными словами человеческое достоинство нельзя поменять на похлёбку, собственную жизнь на общественное призрение. Таким образом, Ювинал определяет нравственный ориентир смысла жизни указанный до этого Аристотелем.

Все дальнейшие учения о смысле жизни, так или иначе, связанны с нравственным совершенствованием личности.

Безусловно, для каждого конкретного человека ответ на вопрос: в чём смысл жизни? – будет исключительно индивидуальным, но все эти ответы могут быть отнесены всего к двум категориям: материально-утилитарной и нравственно-духовной.

Если приоритетом смысла жизни становятся материальные ценности и бесконечное улучшение благополучия собственной жизни и близких людей, то это является всего лишь социализацией животного инстинкта доминирования над себе подобными. В границах текущей жизни вполне адекватная стратегия: пройти путь материального достатка недоступного другим, то есть в какой-то мере стать исключительным. Беда этой стратегии лишь в том, что в ней случай является решающим фактором, а собственные интеллектуальные способности человека всего лишь вспомогательным инструментом, который иногда применяется успешно, иногда не очень, не более того. Но поскольку человек это не только набор биологических клеток, которые стремятся и жаждут комфорта, но ещё и нематериальная Душа, интересы которой лежат в совершенно иной сфере, то стратегия сведения смысла жизни к утилитарности ущербна, потому что не позволяет человеку духовно развиваться.

Если приоритетом смысла жизни становится нравственно-духовные ценности, то материальная компонента жизни становится вторичной. Хорошо конечно если все сложится как у Аристотеля, и человеку удастся прожить в материальном благополучии и духовном совершенствовании. Но жизнь может сложиться и не так удачно, например как у Диогена, и тогда материальные блага становится лишь необходимыми для удовлетворения минимальных жизненных потребностей, и вся жизненная сила при этом направляется на духовное совершенствование.

Конечно это две крайности между которыми приходится жить конкретному человеку, но от того какой смысл жизни он выберет: материальный или духовный, - зависит его дальнейший бесконечный круг инкарнаций. Либо вновь и вновь возвращаться в материальный мир и переживать его бесконечный круг проблем, либо однажды понять, что материальный мир, это лишь крохотный уголок нашей Вселенной и начать новый этап своего существования в бескрайнем и более совершенном духовном мире. Но для этого надо не просто это понять, но и быть к такому переходу духовно готовым, а это всегда следствие нравственного самосовершенствования.

Если коротко, то смысл жизни, это освоение трех заповедей: Доброта, Любовь, Знание - http://proza.ru/2015/09/15/116.