Не уезжай

Людмила Ландышева
               

До отправления поезда «Ереван-Москва» оставалось несколько минут. А отец умоляюще просил: «Дочка, не уезжай, не уезжай и Дмитрию найдётся работа». А в ответ: «Нет, папа, не могу. Прости меня, но дочурка  ждёт нас».


Поезд набирал скорость, а отец бежал за ним и всё повторял: «Дочка, не уезжай, не уезжай и Дмитрию найдётся работа!». А Светлана, закрыв лицо ладонями, безудержно рыдала. Дмитрий не уговаривал жену и сидел молча, потупившись в одну точку. Они ехали  в купейном вагоне одни и поэтому лишних вопросов  не  задавал никто.


Светлана  Рубеновна с самого детства  хотела увидеть отца. Родители разошлись, когда  ей было немного больше года. Отца  демобилизовали по               
случаю ранения в левую руку, и приехал он в Охотниково , где  была расположена школа, преподавать военное дело. С Наталией Петровной, матерью Светланы, они познакомились на работе, так как она преподавала тоже в этой школе и вскоре поженились.


По словам  матери  отец был добрый и весёлый. Даже в то трудное военное время он никогда не отчаивался, умел  особым  оптимизмом заражать окружающих. В дружбе и согласии они прожили около трёх лет.  Рубен часто рассказывал про Армению, про белые горы и опьяняющий воздух.


-Уедем в мои родные места, - уговаривал  он Наталию Петровну. Быть может, она согласилась бы с предложением мужа, но подруги и родные не советовали.


-Далеко уж очень, языка не знаешь, и всё там такое чужое,- говорили они. И вскоре отец Светланы уехал один. Не выдержал он разлуки с родными местами, со своей землёй. Конечно, Светлана тогда ещё не представляла всю жестокость трагедии своих родителей и своей судьбы тоже.


Шли годы. Она подрастала. Как  не  хватало ей отцовской ласки, как хотелось ей хоть однажды в жизни сказать такое желанное простое и привычное для других слово «папа». Однажды, ещё маленькой девчонкой, она пришла к подружке. Та играла со своим отцом. Как – то непроизвольно и по – детски несмело вслед за подругой Светлана назвала чужого мужчину  папой. Он подошёл и, гладя её волосы, почему –  то неловко отвёл свой взгляд  в сторону. Повзрослев, Светлана поняла этот взгляд и чувство того человека.


В юности она писала стихи. Позабылись они, но помнилось то, что писала она о своём отце, об отцовских  ласках, о добрых и сильных мужских руках. С той поры прошло много времени. Светлана  закончила пединститут, вышла замуж за Дмитрия. И вот дочке сравнялось шесть лет.


Посоветовались с Дмитрием и решили вместе съездить к отцу. Перед Новым годом Светлана отправила поздравительную телеграмму с обратным уведомлением. Убедилась, что он проживает по старому адресу. Они несколько лет переписывались, но переписка прервалась.


И вот дальняя дорога. В Ереван приехали в первый день Нового года. Так медленно для неё двигались трамваи , троллейбусы. Но быстрей же! Четвёртый этаж дома. Как сильно стучит сердце! И вот табличка на двери с чётким шрифтом: «Окопян  Р.С.» Звонок. Вышла немолодая женщина и недоумённо посмотрела на Светлану и Дмитрия. – Здравствуйте!  Здесь живёт Окопян  Рубен  Сидракович? – Здесь. – Мы можем его видеть? – Конечно, - сказала женщина и спросила: - А кто вы, собственно такие?
- Я его дочь, а это мой муж Дмитрий. – Дочь?! Женщина обняла Светлану, заплакала и сквозь слёзы крикнула: - Рубен, дочь твоя приехала из России!
В дверях появился высокого роста, но сутуловатый, с глубокими морщинами вокруг рта, с седыми волосами мужчина. Он долго, кажется, вечность смотрел на Светлану и, наконец дрогнувшим голосом произнёс: - Дочка! Светлана! Она впервые увидела, какими горючими слезами могут плакать мужчины.


Собралось много гостей.  Но среди шума и веселья они были с отцом вдвоём. Его карие глаза пристально смотрели  на дочь и говорили безмолвно: «Ты ехала ко мне, даже не зная, как встретят в этом далёком городе». Так же безмолвно  отвечала дочь: « Очень сильно хотелось тебя увидеть, папа». Шесть дней пролетели, как шесть секунд.


А поезд отстукивал «Не уезжай, не уезжай…». После той единственной встречи прошло четверть века. За это время многое изменилось в жизни Светланы Рубеновны. Ушли из жизни близкие ей люди - её мать и муж. Выросла дочь, у неё своя семья. Светлана Рубеновна живёт с сыном Антоном, которому уже семнадцать лет. Много воды утекло, но та встреча навсегда осталась в сердце. Воспоминания об отце рождает в нём тягучую боль, а умоляющий голос слышится Светлане  Рубеновне  все эти годы «Дочка, не уезжай, не уезжай!»

1997 год