К столетнему юбилею вчк-огпу-нквд-кгб

Алмаз Нуретдинов
100 лет назад, 21 февраля 1919 года, в РСФСР была создана ВЧК — Всероссийская чрезвычайная комиссия, которой вменялась борьба с контрреволюцией.
Поделюсь о моем отношении к этому самому страшному учреждению Советского Союза.
По идее организаторов ВЧК должна была проводить карательные операции в отношении социальных групп, признанных большевиками «классовыми врагами». Для большей эффективности выполнения этой задачи сотрудникам ВЧК было дано право убивать людей на месте без суда и следствия.

Чекисты, а именно так окрестили себя сотрудники ВЧК, отличались звериной жестокостью, полным пренебрежением даже к минимальным правам человека и иезуитской изощренностью применяемых пыток. В этом они смогли перещеголять даже своих германских коллег — гестаповцев.
Мы не узнаем истинные масштабы жертв чекистов за годы красного террора, карательных операций ЧОНов, раскулачивания, сталинских репрессий, депортации целых народов — пока не будут обнародованы архивы. Но не вызывает сомнения, что счет идет на многие миллионы.

Справедливости ради нужно отметить, что даже некоторые члены партии большевиков критиковали действия ВЧК, полагая, что организация ставит себя даже выше партии, и требовали устранить вседозволенность ВЧК. Но такие критикующие закончили свои дни или в подвалах ВЧК с пулей в затылке, или в лагерях.

Конечно, одно поколение чекистов пыталось откреститься от преступлений другого поколения палачей, но делало это по-чекистски — путем систематического переименования своей конторы: ВЧК стало ОГПУ, затем НКВД и КГБ. Под шумок новая партия палачей расстреливала старых палачей, чтобы в свою очередь быть расстрелянными палачами из обновленной и очищенной организации. Но от всей этой чехарды суть карательного учреждения не менялась никогда.

Я с ужасом сегодня наблюдаю, как в России пытаются оправдать преступления чекистов какой- то государственной необходимостью, законностью по тому времени или что рядовые члены выполняли приказ. Но постойте, когда -то и опричники Ивана Грозного были законны, и рабовладельчество, и костры святой инквизиции горели вполне так законно, так же как и апартеид был государственной политикой. Да и фашисты бесчинствовали у себя и в СССР вполне на законных основаниях своего правительства и не делали это по собственному хотению, а выполняли приказы. Но у кого-то из нормальных людей хватит совести оправдать их? Так почему к палачам-чекистам другие лекала применяем?

Почему, согласно опросам, 70% граждан России считают сталинские репрессии оправданными?

А я думаю, что дело вот в чем.

На самом деле профессиональных чекистов было немного — численность ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ в разные годы не превышала нескольких десятков тысяч даже во времена пика массовых репрессий. Деятельность чекистов никогда бы не достигла таких ужасающих масштабов, если бы не многотысячная армия доносчиков. Преступления чекистов стали возможны только при их активном соучастии и при трусливом молчании миллионов советских граждан. И поэтому, зная о своем косвенном участии, многие россияне, оправдывая чекистов, пытаются оправдать своих родственников или самих себя.

Но, я твердо уверен, невозможно даже говорить о построении в России нормального государства — государства для людей, пока не будут осуждены все поголовно сотрудники ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ, на которых кровь миллионов россиян. И тем более не будут преподноситься как герои.

Пусть это будет символический суд, но он должен быть непременно — этого требует справедливость. Любое возвеличивание и оправдывание действий чекистов должно быть признанно преступлением, как это сделано в Германии по отношению к гестаповцам. И главное, современные преемники чекистов должны на коленях попросить у народа прощения за преступления своих предшественников и поклясться, что никогда не допустят повторения этого.

Правда, я сомневаюсь, что такое возможно, пока в высших эшелонах власти находятся люди, которые гордятся тем, что они «чекисты» .
Можно ли представить, чтобы какой-то чиновник современной Германии называл бы себя «гестаповцем»?

Конечно, многие скажут, что чекисты делали много и полезного, боролись с бандитизмом, например. Да, они и этим занимались между пытками, но разве мы будем оправдывать душегуба и насильника за то, что он бабушку перевел через улицу?

Непременно нужен «нюрнберг» для ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ, хотя бы для этого, чтобы оправдать честных чекистов, если они действительно были.

Нужно прежде всего осудить идеологию и методы чекистов и сделать это сегодня, потому что зло не имеет срока давности.
Это единственный способ оградиться от повторения истории в будущем.