Oб этом и мой сказ

Роза Левит
Месяц назад в синагоге "Путь на Океане", куда я хожу во время моего зимнего пребывания во Флориде,был праздник написания новой Торы.
 Tora    была написанао  в честь матери нашего Раввина Лейбель Кудана,
Rabbi Leibel  Kudan,  в   память  и наследия,Ребецин Хасия Кудан.
Она ушла из жизни лет пять тому назад,молодой женщиной, матерью семи детей и женой ребе Довид Кудан, kоторый и был основателем синагоги.
 
С ребе у меня давняя дружба. 
Мы оказались земляками .
Его корни из Литвы.
 Узнала я об этом от него, благодаря  написанной мною книге ,где я на обложках  её поместила карту нашего края.
Не знаю как он внимательно читал мою книгу,но всегда с восторгом говорит о ней.
Мне же он сказал
 - Смотрю на карту и среди рек и озёр,  названий  городов,  вижу деда своего, слышу голос его, помню  с какой любовью он рассказывал мне о своём детстве ... 
 
Церемония  заключительного  акта написание  последних букв Торы происходит на глазах общины и очень трогательна.
 Я со своими фотожурналисткими наклонностями и со своей неугомонной натуры,с помощью I phona, сделала много снимков, прошагала всю процессию по  улице и   запечатлела на  видео  речь ребе.   
Всё это лежало у меня в архиве и переполняло память моего телефона.
На днях я сказала ребе, о своём архиве и он с тем же восторгом, как и его отец, попросил меня переслать ему всю ленту.
Она слишком большая для пересылки, ответила я, он сказал что знает, быстрый   и короткий путь перевести всё через программу .
Мы встретились вчера около часа дня. и сейчас весь событие находится у меня и у ребе в воздушном пространстве памяти.которое создано гениальными умами современных компьютерщиков. 
  -  Останься на урок, предложил Ребе.
Я осталась.
Мы разместились во дворе синагоги, где обычно проходит кидуш после субботней службы.
Двор обнесён, метров три высотой ,стеной .
А выше её проглядываются  новые высотные здания  гостиниц, жилых высотных домов, в одном из которых я живу.               
Вот в глубине этих зданий, в небольшом дворике, мы переносимся в другое время, в другое пространстве.
                ***
Город Явно.
 Начало первого века.
Раби Йеуда Анаси с со своими соратниками создаёт Книги Мишны
В этот кодекс «он включил как законы, полученные по цепи традиции от Моше, так и постановления, принятые мудрецами каждого поколения»
(Рамбам, Предисловие к Мишнэ Тора).

Раби Йеуда Анаси пользовался столь великим авторитетом, что составленный им свод законов был одобрен и принят всем еврейским народом. Почти пять десятилетий раби Йеуда Анаси являлся политическим руководителем народа, духовным вождем и учителем своего поколения.
Он был дружен с тремя римскими императорами, в течение полувека последовательно сменявшими друг друга
 
Затем наступает время написания Талмуда   и Мидраша.
 
Всё это вызвано необходимостью сохранения наследства нашего народа,сохранением наследия учения Моисея.- говорит ребе 
Я делаю небольшие записи, чирикаю свои черточки на бумаге и среди них вырисовывается мне здание нашей старой ошмянской синагоги.
 И в один миг я получаю ответ на мой вопрос,который время от времени я задаю сама себе.
А зачем я всё это описываю? 
Да,  я же пытаюсь сохранить  часть истории моего народа, его быта,жизни людей, домов где они жили.
Устные рассказы,переданные мною внукам, врядли сохранятся на поколения вперёд.

-Ребе,спрашиваю я....
Будут  в связи с двухтысячелетней нашей историей будут ли написаны новые  дополнения и задавая вопрос думаю уже в другом направлении,а сколько рукописей нам надо ещё найти, сколько документов, священных книг  спрятано во времена последней мировой войны в подвалах и чердаках еврейских домов ?
Мы не знаем в какой диалектике развернётся дальше история моего народа.
Но однажды мы жили в Ошмянах,назывались литваками об этом и мой сказ.