О необычных именах, отчествах и фамилиях

Константин Матаков
                ***

Когда преподаешь в университете, то жизнь сталкивает с таким изобилием имен, отчеств и фамилий, что среди них непременно встречается какая-то, практически потусторонняя экзотика.. Вот, например, на экономическом факультете есть студентка по фамилии Барбосова - думаю, откуда такая фамилия.. Ладно бы Собакина (была же Марфа Собакина), ну или там Псова, но Барбосова.. Слово-то нетипичное для русского языка, встречается только с 19 века, есть предположение, что это заимствование из румынского barbos (бородатый), но этимологический словарь считает это маловероятным.. На том же экономическом факультете на одном курсе пару лет назад учились две девицы с кулинарными фамилиями - Диана Бублик и Вера Корж. Вере я завидовал: с таким именем и фамилией можно записывать альбомы, и никакой псевдоним не нужен! А Диана Бублик - смесь древнеримского с нижегородским..
На заочном отделении юридического факультета как-то я беру в руки зачетку студента, а там написано: Дональд Сергеевич Усов! Чем думали его родители, интересно.. Наверно, когда он родился, они умилялись: утеночек ты наш! За год до этого у тех же заочников юрфака я принимал экзамен у студентки, которую звали Барбара Ивановна Василюк.. Ну ладно бы Варвара.. Но Барбара.. Судя по возрасту, она родилась до «Санта-Барбары» - видимо, речь шла о Барбаре Брыльска.. Тут я вспомнил, как во Львове однажды увидел плакаты, зовущие на выступление-концерт Джорджа Давидюка, некоего пастора из украинской диаспоры в США.. Но он-то родился в Америке и странное сочетание западного имени и украинской фамилии так не резало глаз.. Наконец, спустя несколько лет, и снова у заочников-юристов, мне попалась дама лет пятидесяти, которую звали.. Наталья Революциевна.. Я осторожно спросил: Вашего папу звали Революций? Да, сказала она, папа умер.. Я хотел пожелать Царствия Небесного, но осекся.. Ведь такие имена давали специально, чтобы стереть любую память о божественных небесах.. Вы можете себе представить в Царстве Христовом человека с именем Революций? Кстати, в продолжение темы – не так давно мне повстречалась студентка, звали которую Аня, а вот фамилия у нее была.. Безбожная! Я с трудом верю, что до революции могли быть такие фамилии.. Более чем вероятно, что их брали в 20е годы – чтобы подчеркнуть полное отречение от Бога и принятие «красных идей»..
..На факультете технологии припоминаю хрупкую, небольшого роста девочку, по имени Галя Бык.. Надеюсь, она уже вышла замуж.. Лет 10 назад мне попалась заочница-психолог, которую одногруппники звали Дженифер. Я думал, что это какое-то прозвище, а то чувствуешь себя героем американского фильма.. Но потом выяснилось, что это правда: звали ее Дженифер Николасовна (фамилия была по мужу). Она жила в Москве, а ее папа был американцем; с папой она почти не общалась.. Училась у нас в университете потому, что здесь у нее проживали родственники, и учиться дешевле.. Т.е. она была стопроцентно русская (по культуре), но с американскими именем и отчеством. Могу вспомнить и другой пример: на факультете иностранных языков училась не так давно Маша Ершова, - вот уж истинно русские имя и фамилия! При этом у нее была абсолютно африканская внешность, она была круглолицая, темнокожая и с кучеряшками. Папа был, кажется, из Кении.. Два раза попадались студентки с фамилией Тупица, но это скользкая тема.. А вот на факультете биологии в одной группе учились девушки с фамилиями Коростелева и Ворона – и было ощущение, что еще немного – и они зачирикают и улетят.. Хотя ворона не чирикает.. Да, мир имен и фамилий глубок и многообразен, - иначе скучно было бы жить во вселенной..