Звёздное небо в клеточку, моральный закон в погона

Локсий Ганглери
Посвящаю Звиаду (Луке) Акубардиа,
Другу по Лицею



«Две вещи наполняют мою душу страхом и трепетом – звёздное небо над головой и Уголовный Кодекс внутри меня».



…«Хм!» – ругнётся читатель-начётчик на сей выдуманный эпиграф, – «УК – это из поздней, калининградской, редакции Критики, должно быть. А в кантовском оригинале, между прочим, Moralische Gesetz! Это вам, грубиянам, совкам да московитам, всюду уголовка мерещится, а тут у людей – Моральный закон!»

Понимаем-с. Как не понять?
Ну, примерно так: Моралище – это такой гнуснопрославленный персонаж, нечто среднее между ехидной и лахудрой, тип старухи Шапокляк, сочетающей деструктивные наклонности и вкус к морализаторству. А уж про ГЕЗЕТЦ нам, русским, объяснять не надо: это же наше слово! – просто, немцы чуть изменили его, для благозвучия и легитимности. Как говорится, "Der Дритте Райх ист айн полный Гезетц!"

А если серьёзно, то Moralische Gesetz – это своего рода тупиковый протест, протест ради протеста у Мартина Лютера: «На ЭТОМ стою – и не могу иначе! Да, собственно, и не хочу...»

Все равно, как он выражен, этот Моральный закон - как "Всепрощение" Толстого-Воланда, как арийская [mein] Kampf (um den Lebensraum) (1), как «Свобода-Равенство-Бабки», или как Новый Мировой порядок... – нет такой вещи в национальном характере или в политической конъюнктуре, которую нельзя объявить «Моральным законом»! – равно как и нет заблуждения, которое немецкая мысль не превратила бы в философскую систему.
(Отмечу апропо. Знаменитую додекафонную Система Арнольда Шёнберга тоже можно считать манифестацией "морального закона" в музыке: для великого австрийца, целью было не создание прекрасного - что и есть музыка! - а претворение в жизнь навязанной себе системы).

Моральный закон не нуждается ни в Заповедях Христа, ни в законах Магомета, ни даже в вековой мудрости Конфуция: они ему, гордо независимому, не основа, не критерий и не указ!
куда ближе к Моральному закону либеральный образ мысли \ стиль жизни: я волен объявить то или иное мнение руководством к действию – для себя, и заставить, по мере сил, других следовать ему КАК ЗАКОНУ! А тот, кто не соизволит следовать нашему Моральному закону, будет сослан в какой-нибудь Кёнигсберг-на-Амуре. Держись Moralische – выбью моргалища!

Ну, шутки шутками, а ведь именно ТАК всё и происходило.

...Поначалу, пытаясь найти управу на Лютера, Эразм Роттердамский выступил за благодать и свободу воли. В ответ озверевший Папа Protestante (по-нашему, протестантище) выступил за Рабство воли и Моральный закон.
В чем, если кратко, суть этого учения? Государственно-церковной власти не видны твои намерения и мотивы. А потому, изволь подчиняться верифицируемому Моральному закону; ему – власти феодалов, бюргеров и епископов – ему-то и решать, спасёшься ты, или нет. Ему, в общем, решать, стоит тебе стоит коптить небо или нет!
Да и критерии у Цвингли и Кальвина, как говорится, осязаемо-зримы - как у Налоговой: попал в Форбс - попал и в Рай! поднял бабло - значит, избранный, а нет - значит, лузер. Метафизический лузер!

Такое вот, прости Господи, христианство...

К чему привела подмена христианства (пусть даже католического) моральным законом? К Крестьянской войне, а по сути, к гражданской войне в Германии. Иными словами, пока все европейские нации обзаводились пресловутым жизненным пространством и ресурсами, население страны в центре Европы планомерно и без сбоя уничтожало само себя. Только вдумайтесь: сторона Рыцарей потеряла треть (!) в живой силе - СТО из трёхсот тысяч человек! И это еще победившая сторона. Ну, а сколько потеряла сторона проигравших, просто, неизвестно: Крестьян никто не считал! (однако представить себе число погибших невозможно. Даже страшно...)

Еще страшнее вот что. Большинство историков и мыслителей сходятся в одном: основной причиной поражения крестьян в войне (особо на юге, в Швабии) было не что иное как... различие во взглядах на трактовку христианства у разных лидеров крестьянского движения!
Так и есть: у каждого лидера - свой Моральный закон!

То же самое происходило на севере Европы: там, один предтеча колониалистов, мистер Кромвель Кальвиныч, объявил себя "Проводником Промысла", который вправе решать, КТО из людей проклят Богом - и кого, стало быть, можно уничтожать без зазрения совести, и даже с гордостью и моральным удовлетворением! Ибо неважно, КТО они, эти "метафизические лузеры" - негры, индейцы, папуасы или ирландцы.
В итоге, Голодомор 1867 года, истребивший треть населения Ирландии, оказался даже милосерднее "британского Моралища"...

Хронологически, от Кальвина до Гитлера прошло триста лет. А исторически - один шаг!
Для олигархов образца девяностых - тех, которые устроили "Экономический геноцид" - для них тоже не было "своих". Родство языка или вероисповедания, общая культурная традиция - всё это рухнуло под кровавой пятой Критерия прибыли


* * *

Крестьянские войны имели место и в России - да и не одна, а целых три! - но вот только причины восстаний Емельяна Пугачева, Стеньки Разина или Ивана Болотникова предельно ясны (в отличие от мотивов, двигавших крестьянскими вождями в Германии), а причина поражений одна – несобранность перед лицом императорского войска. И главное: масштаб всех Крестьянских войн в России, вместе взятых,  нельзя сравнить с масштабом Bauernkrieg в Германии – уже потому, что первые НЕ переросли в Гражданские войны - даже Бунт Пугачёва! Грубо говоря, и разбойник Емельян и царица Екатерина (даром что немка!) говорили на одном языке – языке православия! А потому, Пугачёвщина не приобрела тотальный характер – характер протестантский, революционный, атеистический и анархистский! Не приобрела - даже несмотря на все усилия финансовой помощи тогдашних лордов джаддов...

Моральному закону Европа «обязана» и следующей большой войной – Тридцатилетней. Эта, по сути, первая в истории Мировая война, была войной религиозной, par excellence – и таких зверств Европа не знала даже во времена гуннов, норманнов, крестоносцев, Кромвеля, или герцога Альбы (того самого, который, по дружескому совету Венеции, предпринял геноцид голландского народа!)

Еще один "маленький" пример. Весной 1631 года, население Магдебурга насчитывало 35 тысяч человек (довольно крупный город, по тем временам). А после осады, бомбардировки, пожара и погромов, в нём осталось... 450 жителей! (3). Раненных, голодных, полуживых...

В одной только Южной Германии, эту страшную войну пережила едва ли треть населения, а в целом, Германия потеряла до восьми миллионов человек! еще бы: ее били все - и шведы, и французы, и пришельцы с Апеннин и Пиренеев (вот уж, в самом деле, жандармы Европы!)
Восемь миллионов... –  это чудовищная цифра  для любой эпохи - что уж говорить о первой половине XVII века!

А виной всему этому - всё тот же Моральный закон! он внутри нас, и мы не обязаны согласовывать его ни с Богом, ни с царём, ни с ближним. То есть, если у ближнего много товарно-денежных ресурсов (или, попросту, «стволов»), а некий фюрер - или фраер - объявил себя богом... впрочем, ни к Богу, ни к ближнему это отношения не имеет.

Что же до Уголовного Кодекса...

У очень разных народов – от индейцев Месоамерики до жителей Поднебесной, от цивилизаций Нила до царств Месопотамии – встречается один мотив: у людей древности не было законов – законы появились тогда, когда люди порядком извратились и были уже не в состоянии соблюдать правила общественного блага (то же касалось и сферы «над_общественного»: жертвоприношений и ритуалов).

Так вот, УК придумали «поздние люди» – те, которые с большим или меньшим смирением узнали себе цену, и не были склонны более самообольщаться, навязывая свою длинную волю ближнему или Самому Богу. Думаю, именно по этому поводу сказал шотландец Адам Смит: «Даже находясь в заключении, русские люди способны трудиться ради праведной идеи. Тогда они не чувствуют себя узниками – они обретают свободу!»  «Заключение» здесь – это пресловутый УК, а вот «праведная идея» едва ли связана с моральным законом – даже несмотря на некоторое (неосознанное) сходство (5).
Поистине удивительно звучат такие слова в устах «старшего экономиста до-марксовой эпохи»!

Рассмотренный в этом разрезе моральный закон камуфлирует под падшую природу человека, и склонен подменять собою Творца. Человек с искаженным Подобием Бога считает примерно так: «Создатель невидим, и кто знает, чего Он хочет от меня!.. а вот моральный закон... он, в сущности, зрим – он выглядит примерно как деньги или власть, но... американцы, скажем, могут апеллировать непосредственно к ТДТ и СМИ \ власти, не заморачиваясь моралью (деньги заткнут и УК).
Но вот для немца... Для немца и, в принципе, для русского или французского интеллектуала, моральный закон имеет преимущество над всеми этими СМИ, ТДТ или УК! Именно в Моральном законе заложена независимость человека от Бога, от ближнего, от истории. Это видно в многочисленных лицах, которые способен принимать Моральный закон (см. выше): в Моральном Кодексе строителя коммунизма, в Этическом каноне истинного арийца (5), в неписанной [Присяге "Плеберастов"] (последние добавили еще независимость от Родины и прошлого, разменяв любовь к отеческим гробам и благодарность к жизни на одно – ПРЕЗРЕНИЕ!

В чем еще состоят «блага» Морального закона? Как всякая страсть или ересь, он дает видимо много и сразу! Мало ли, что эту ипотеку придётся расхлёбывать всю жизнь, а то и вечность!..

Так вот... Моральный закон позволяет демагогам-профессионалам называть национальное самосознание «коллективным бессознательным» – или наоборот! – как прикажут, и неважно, ЧТО значит этот бессмысленный термин!.. главное – одно: выставить «я хочу» за «нам требуется», или, лучше, «нам приказано» за «так велит моральный закон в нас!»...

Впрочем...

Впрочем, мы слишком увлеклись этим самым Моральным законом, и совершенно забыли про звездное небо (все равно, в клеточку или без). А ведь, по сути, звездное небо – один из бесчисленных образов-обманок – так сказать, пейзаж, призванный подменить Господа.

...в Эпоху великих географических открытий (и Bauernkrieg в Германии), в сознании европейцев произошёл фундаМЕНТАЛЬНЫЙ переворот – переворот, который был назван именем одного хитрого поляка (6). В то время, массовые открытия и колонизации утвердили европоцентризм (как в геополитике, так и в массовом сознании) – а для европейцев, это было своего рода реитерацией геоцентрической модели: мы – в центре мира, все прочие земли вращаются вокруг нас, давая нам все богатства мира!

И тут вдруг – на тебе! Некто Коперник утверждает, что наша Земля есть один из нескольких миров, который вращается вокруг Солнца. Нелегко примириться с таким положением дел – да еще пятьсот лет тому назад ! Впрочем, дальше – хуже.

 Открытие, сделанное сверхмощными телескопами, показало, что ни наше Солнце, ни даже центры галактики не стоят, так сказать, на месте: все они разлетаются – причём, вдребезги - с не представимыми скоростями на невообразимые расстояния (7)! Немаловажно, что это открытие – мировоззренческое открытие – телескопы-астрономы совершили в роковом 1918 году! - таким образом, был произведён контрольный выстрел по «застойному» мировосприятию человека-микрокосма.
А звёздное небо осталось – пускай и фантомным – но тиранически убедительным Gegengewicht (8) Морального закона во мне: ни пределов, ни оснований – только bоеse Unendlichkeit (9) над нами и в нас!..

Под конец - одно общее замечание. Любопытно, что звездное небо и моральный закон похожи на вещь-в-себе. Всё то, что мы видим, лишь феномены, и далеко не факт, что за видимым светом звёзд что-то кроется – то есть, что звёзды, которые мы видим, все ещё горят, а не погасли давным-давно!
А достойно ли восхищения ТО, ЧТО стоит ЗА моральным законом внутри нас – СМИ, общественное мнение, фюрер, т. н. бессознательное (красивый и таинственный эвфемизм для обычной похоти) или просто, бес-советник?!


_________________________________
(1)  (Моя) борьба за жизненное пространство (нем.). Собственно говоря, ницшеанский Uebermensch есть прямая персонификация Морального закона:  это тот, кто преодолел ограничения (т. н.) предрассудков и обычаев (включая все Заповеди, а главное, Веру, Надежду и Любовь - ЛГ), и способен творить жизнь по своей воле, не оглядываясь на мнение толпы. Толпа, как вы понимаете, это и ближний, и Учитель, и любимые люди, и даже Господь Бог!

(2)  Даже британцы ничего не смогли с этим поделать.

(3)  Касательно того, ЧТО же вытворяли цивилизованные шведы, сохранился исторический анекдот. Когда о художествах Оливера Кромвеля узнал сам кардинал Ришелье, то он попытался связаться с Густавом Адольфом: "Наденька, уйми этого типа!" А ведь Генри VIII обштопал даже Кромвеля! И потом: то, что Железнобокий вытворял с ирландцами, Генри VIII выделывал с простыми английскими крестьянами и католическим духовенством...

(4)   Несколько более туманно (но также в этом ключе) высказался знаменитый соплеменник Адама Смита, Уинстон Черчилль: «Жить по совести – вот концепция русских!" Сомнений нет: это просто бесило гордого британца! Впрочем, еще больше бесило его то, что, несмотря на такое "недочеловеческое сознание, у русских таки есть очень неслабая Империя!..

(5)  Нечто подобное, говорят, было разработано в утробе Ahnenerbe.

(6)  Неспроста, сам господин Кант называл ТО, что он сделал в философии, «Коперниковским переворотом»

(7)   Догадки о расширение космоса содержится едва ли не в книгах майя и шумеров, а идея эта прямо декларируется еще в Коране («Мы создаем и расширяем вселенную...»). Но в 1918 году, она постучалась в дверь западного сознания – прямо как пролог до-минорной Симфонии Бетховена – и нам уже пришлось, nolens-volens, считаться с расширением космоса.

(8)  Противовесом (нем.)

(9)  Дурная бесконечность («пантейшное» понятие Гегеля)