Рембрандт Ван Рейн путь духа

Сергей Царапкин
 (Художественным словом о художнике кисти)

«Не вы говорите,
 но Дух Отца вашего говорит в вас»
(Ев. от Матфея)

Предварительные разъяснения
Что такое дух и что такое духовный путь отдельного человека? Аллегория это или реальность? Давайте разберемся.   Духом, в отличии от непостоянной материи, принято называть абсолютную, и никогда не изменяющуюся сущность. Если это определение спроецировать на жизнь конкретного человека, то можно сказать – идея каждого человека- это некий замысел об этом человеке. В самом деле, нелепо предположить, что каждый из нас случайно приходит в этот мир, зачем-то топчется, следит и уходит. Если бы это было так, то нутро человеческое не изнывало бы в поиске ответов – зачем и почему все так, а не иначе? На протяжении всей жизни Мы задаем себе и окружающему миру эти вопросы. Человек не спрашивает почему он хочет кушать. Когда он голодный и хочет есть, он это делает.   Инстинкты у нас от природы, а смыслы дарует Творец.
Теперь про путь. Мы помним из школьного учебника задачу, в которой надо было определить расстояние, который прошел человек из точки А в точку Б. Расстояние, положенное на затраченное время   можно назвать путем.
Итак, как мы ответим – что такое Духовный путь отдельного человека? Максимальное полнота и осуществления замысла в пределах жизни одного человека. Чтобы лучше понять, как духовность в телесных пределах одного человека работает, придется немножко пофилософствовать. 
Немножко философии
Об отношении Духа, Души и Тела люди задумывались с древнейших времен. Вся Библия посвящена отношению Бога и Человека. Благая евангельская весть тоже много говорит об этом. К примеру, апостол Павел, рассуждая на эту тему,  выводит триаду дух, душа, тело. Это движение сверху-вниз благодати. Истечение духа в материальное, во внешнее идет от духа к душе, от неё к телу. Апостольскую триад логию в 15 веке обобщил священник, мыслитель и ученый Николай Кузанский.  Развивая схему Кузанского, Гегель в 19 веке утверждал: Дух – это идея, осуществляющаяся во времени. Так была сформулирована идея троичности, как  саморазвитие духа. Идея начинает формироваться через обособление в неопределенном понятии; затем проходит стадию внешнего социального отбора; и наконец воплощается через искусство, религию или науку. На высшей ступени восхождения дух становится тождественным абсолютной идее.
Путь духа, применительно для конкретной личности- это внутреннее становление– смена форм духа через преображение конкретного человека. Таким образом, духовный путь есть заложенная в человеке способность к самопознанию. В своем детстве человек впервые встречается с духом, который  есть его природная душа. На этой стадии формируется сознание, определяется характер и выкристаллизовывается «я». По Гегелю это стадия выявления духа, как субъекта (субъективный дух).
В зрелом возрасте дух проявляется как объективный дух, выявляет условия отношений с другими субъектами, формируются условия производства и само воспроизводства.
Последняя возрастная стадия должна стать мудрой старостью. Здесь дух выступает в форме познающей себя личности. Гегель эту стадию называет абсолютным духом.
И хотя в лице великого философа человеческая мысль в понимании духовного пути достигла высочайшей стадии, но слова апостола до сих пор имеют непреходящую силу! «Не вы говорите, но Дух Отца вашего говорит в вас» (Ев. от Матфея).

Духовная атмосфера
  Рембрандт ванн Рейн жил, творил и развивался в определенной общественной атмосфере. Определяющим фактором жизни Нидерландов в 17 веке стал протестантизм. В Голландию реформация пришла в ее кальвинисткой форме. Поэтому, прежде чем обратиться непосредственно к духовному пути Рембрандта Ванн Рейна следует остановиться на кратком изложении этой темы.
Как в свое время заметил русский мыслитель Петр Яковлевич Чаадаев, если не обращать внимание на религиозность европейской жизни, то и сама европейская жизнь никогда нам не станет понятной. Протестантизм – это европейское религиозное движение, возникшее в 1-й половине XVI века. Возникает он, как протест на институты Римско-католической церкви. Реформация в своем развитии имела разные формы  и различных лидеров. Но все эти направления объединял общий идеал возвращение к апостольскому христианству. Лютер, Цвингли и Кальвин обвинили официальную церковь, что та  в результате многовекового паразитировании на схоластике и погружение в обрядность, отошла от истинных христианских принципов. На всех знаменах реформации реяли лозунги- «Духовное освобождение и возрождение»!
Если проще объяснить суть происходящего, то это – отказ признания за католическим клиром право быть посредниками между человеком и Богом. Более тысячи лет Западная церковь во главе с непогрешимым   наместником Бога на земле Римским Папой растолковывала темному народу кто такой Бог; что Ему нужно от людей, что люди должны делать ради стяжания Царствия Небесного. Католическое священство, присвоив себе право единолично читать и толковать Священное Писание, в конце концов стало считать возможным за золото отпускать людям их грехи. Это называлось правом католической церкви торговать индульгенциями. Отменив все проявления «литургического папизма», протестанты провозгласили принципы Quinque sola.
1.Священство это не каста избранных. Священником, по заповедям Христа, может быть каждый.
2.Библия является единственным боговдохновенным словом Господа. Это источник истинного.
3. Спасение  души-  это благодать, которую заслужить человеку невозможно.
4.Иисус является единственным посредником между Богом и человеком.
5.спасение людей возможно только через веру в Иисуса Христа.
Таким образом, центральная доктрина всего протестантизма формулировалась так: — во всем верховная власть Бога!
При общих доктринальных воззрениях на природу новой церкви. У Кальвина с Лютером были некоторые разногласия. Если Мартин Лютер начал Реформацию по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Жан Кальвин пошёл дальше. Он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Поэтому кальвинизм характеризуется повышенным рационализмом и недоверием к всяческим тайнам, таинствам и мистике.
И наконец, - кальвинизм утверждает: «спасение подаётся только по вере во Христа и дела веры для спасения не нужны. Но по делам определяется истинность веры».
Кальвинизм формулирует это так. Есть дела — значит есть вера. Понять это можно простым уравнением: вера = спасение + дела, а не вера + дела = спасение.
Во Франции кальвинизму в борьбе с католиками так и не удалось закрепиться. Войны с гугенотами в 1572 году окончились Варфоломеевской ночью, когда в Париже за несколько часов было вырезано более трех тысяч протестантов. Иначе дела обстояли в Голландии. В соединенных провинциях Кальвинисты прочно обосновались. В 1571 году в Голландии образовалась Нидерландская реформатская церковь. В 1566 году новая церковь по всей стране инициировала иконоборческое движение , положившее начало народному восстанию против Испанского господства. Итоги кровавых религиозных войн В 1618 году закрепил Дордрехтский синод, подтвердивший Гейдельбергский катехизис кальвиниской церкви.

Как новые доктрины отражались на повседневной жизни людей?

Нам трудно сегодня представить современную европейскую демократию теократическим обществом. Но на протяжении тысячелетия, вплоть до 18 века все сферы бытовой, общественной, культурной и экономической жизни европейского человека были пропитаны духом христианства. Для тогдашнего европейца слова «молиться» и «дышать» были почти синонимами. И протестантизм стал очередной формой все той же теократии. Переведенная на национальные язык. Библия пришла в каждый дом. Вслед за Библией в думы и в сердца верующих должен был придти Бог. Таким образом, по мнению реформаторов должны были сбываться слова Христа, который сказал, что где соберется во имя мое двое, среди них буду и я.
Во всех деревнях и городах с молитвой человек проводил весь день. Молились после пробуждения; молились до и после еды; молились перед сном. С молитвой бюргер отпирал свою лавочку; вечера семья проводила за чтением благочестивых книг; с утра до вечера повсюду можно было слышать пение псалмов. Религиозная жизнь в Голландии носила семейный характер. Детей молитвам мать учила с измальства, и к моменту поступления в школу, вера прочно укоренялась в душе ребенка. Закон Божий занимал важнейшее место в воспитании.
Лишенные католической роскоши, Кальвинистский храм представлял дом, внутри которого, были голые стены; стояли деревянные лавки; и кафедра проповедника. Музыки никакой не было. Люди собирались; не снимая шапок, рассаживались  на лавках; и начинали петь псалмы. Если католическая церковь своей обрядностью обращалась к чувствам верующих, то кальвинистская литургия через проповедь обращалась к разуму. Проповеди в таких храмах звучали просто и непринужденно. Проповедник обычно начинал с напоминания о делах конкретных и насущных; затем читалась глава из Библии. Проповедник свою речь пересыпал каламбурами, пословицами и анекдотами. Предметом проповеди могла быть, как общественная жизнь прихода в целом, так и жизнь конкретных людей. К примеру, непримиримо осуждалась страсть к удовольствиям и роскоши.     Первое причастие было самым крупным событием в жизни каждого человека. После причастия юноша считался мужчиной, а девушке открывалась дорога к замужеству и домашнему хозяйству. Такая проникновенная и тотальная религиозность требовала от людей умеренности во всех формах самовыражения; сдержанности в эмоциях; недоверия ко всевозможным мечтаниям и фантазиям.

Духовный путь Рембрандта
Напомним, - Рембрандт ванн Рейн родился 15 июля 1606года в г. Лейдене в семье небогатого мельника. У отца было десять детей из которых Рембрандт был младшим и был единственным, кто не захотел развиваться в русле семейного бизнеса. Вместо того, чтобы со старшими братьями помогать отцу на мельнице, Мальчик В 12 лет поступает в латинскую школу. Что такое была лейденская латинская школа в двадцатые годы 17 века?
Все латинские школы в Нидерландах были звеном, между младшей начальной школой, с одной стороны, и университетами, с другой.  Школа давала классическое образование.  Обучение в ней продолжалось от 4 до 6 лет. В школу принимались только мальчики в возрасте двенадцати лет. Условием для поступления  были весьма демократичные. Требовались умение читать и писать. Плата за обучение взымалась ничтожная – 3 гульдена в год. Государство на свой счет издавала учебники и по минимальной цене распространяло их среди учащихся. Управлялась школа ректором. Надзор, контроль и попечение осуществляли власти Лейдена. И наконец, окончившим курс открывалась перспектива для дальнейшего карьерного роста.
Итак, летом в восемь часов утра и в девять часов, зимой удары колокола оглашали, начало занятий. Уроки шли до 12 часов; затем следовал двухчасовой перерыв, после чего занятия возобновлялись и продолжались до пяти часов. Каникулы, кроме трех недель в августе, были представлены чередой религиозных праздников, разбросанных по всему учебному году. Латинский язык, грамматика и словесность - были основными предметами обучения. Еженедельное количество латыни в неделю доходила до 40 часов. Оставшиеся часы распределялись между Законом Божьим и каллиграфией. В старших классах латынь немного сокращалась и добавлялись греческий язык, риторика и логика. Методика в начальных классах сводилась к зазубриванию и запоминанию. В старших классах практиковались диспуты и состязательность. Основным отличием латинских школ от университетского образования заключалось в условиях возникновение нидерландских университетов.  Университеты в Нидерландах возникали буквально на пустом месте. Это было обусловлено общим протестантским движением и необходимости новой церкви в образованных проповедниках.
 По окончанию латинской школы Рембрандт поступает в самый известный университет Нидерландов. Но не желая становиться проповедником, он вскоре бросает учиться и поступает подмастерьем к художнику Якобу ванн Сване брюху. Юный Рембрандт учится изготавливать из минералов и смешивать краски, работать с кистью и пером. Освоив азы, в 1630 году он переезжает в Амстердам на обучение к последователю итальянской живописи Питеру Лотмана. У Лотмана молодой художник обучается мастерству тщательной работы над деталями и постигает тайну светотени. Вот собственно и все. На этом оканчивается его ученичества. Теперь Рембрандт по праву может считать себя художником; он живет в самом большом нидерландском городе Амстердаме; у него незаурядный талант; и он желает рисовать.
В 1631 году двадцатипятилетний художник знакомится с предпринимателем от искусства Хенриком ванн Эйленбюрхом. У Хенрика большой в Амстердаме дом, который назван Академией. В академии живет и работает много молодых художников. По существу академия это коммерческое предприятие по производству и продажам разнообразной живописи.
Рембрандт от Лотману перебирается в академию и включается в работу конвейера. Не проходит и года, как юноша, только что закончивший обучение, вдруг перерастает всех своих коллег. Хенрик не мог не заметить способности молодого художника. Он начинает ему покровительствовать.
В 1631 году Гильдия медиков заказывает академии групповой портрет, который Хенрик поручает исполнить Рембрандту. Вроде, заурядное событие.  Сколько таких заказов и раньше принимала академия. Но молодой человек не просто отлично и с высочайшим мастерством выполнил заказ. Групповой портрет, ни больше -ни меньше, - стал эстетической бомбой! Художник разом сломал все существующие каноны. Тут надо пояснить -жанр Группового портрета – это изобретение чисто голландское. Возник он исключительно благодаря стремлению предводителей различных гильдий, благотворительных обществ, ополчений и прочих организаций украсить стены залов своих собраний собственными изображениями. Обыкновенно для таких портретов позировало группа не менее шести   человек. Художественная ценность таких картин, как и расположение заказчиков в композиции, была примерно такой же, как на современных групповых фотографиях, где туповатый фотограф, желающих запечатлеться, выстраивает в шеренгу и все с одинаковыми лицами кукольно глядят в объектив. В самом деле, как еще можно на групповом портрете соблюсти справедливость? Ведь каждый участник внес равную золотую долю.
Групповой портрет под названием «Урок анатомии доктора Тульпа» был совершенно иным. Рембрандт не стал использовать принцип «равенства и одинаковости», но выстроил пирамидальную композицию. Восемь членов гильдии наблюдают за вскрытием трупа недавно повешенного преступника. Вскрытие производит   знаменитый голландский врач доктор Тульп. Во-первых, - все изображенные участники не просто похожи на заказчиков и во-вторых, - стоят они не в произвольном порядке. Между каждым и другими есть эмоциональное взаимодействие. Каждый изображенный медик имеет свое лицо, характер и на портрете отлично прочитывается сюжет.
Успех картины был оглушительным. Рембрандт не просто хорошо заработал! Заказов стало так много, что он физически не успевал писать портреты всех желающих. И хотя живопись была не из дешевых удовольствий, но богатеющее население Амстердама  и других городов с радостью это себе позволяло.
Если возможно указать на общие качества нидерландского бюргерства того времени, то таковыми были - любовь к конкретики, тяга к знаниям и главное, - их практическое применение. Этакий кондовый реализм. Практически все, кто посещал Голландию в это время свидетельствуют о наличии у нидерландского бюргерства смешанную с наивным любопытством, трогательную любовь к наукам. Например, Рене Декарт, который в эти годы жил и работал в Лейденском университете, отмечал, что   все голландские ученые мужи безоговорочно восприняли гелиоцентрическую идею Коперника. За пару десятков лет родились такие науки, как оптика и метеорология;  математика завоевала независимость; медицина сблизилась с физикой. В целом нидерландская наука 17 века была четко сориентирована на практику.. Таким образом наука стремилась как можно скорее выйти за университетские рамки. Такие изобретения, как телескоп, микроскоп, термометр, барометр, часы с маятником, логарифмы интегралы – все это и еще многое другое было изобретено в Золотой Век Нидерландов. Сюда следовало бы еще добавить достижение голландцев в области анатомии, биологии, космографии и географии. Увеличительное стекло родилось в темной лавочке оптика. изобретатель микроскопа Антонио ванн Левенгук выставлял свое изобретение на ярмарках. Там микроскоп заметил один лейденский врач который и запустил его в международный научный мир. Телескоп, изобретенный бродячим ученым Корнелием Джебелом, позволил Ван Кристино открыть в 1655 году Пояс Сатурна, а чуть позднее газовые облака Ориона. Путешествия коммерческого характера тоже способствовали развитию научных знаний. В том же лейденском университете была организована   кафедра арабского языка, куда свозились фолианты на семитских, турецких, персидских и даже эфиопских языках. В таком активном предпринимательском контексте художник, не смотря на его особый талант, воспринимался, как обычный  поставщик товара. Формула коммерческих отношений была предельно простой. Делался заказ и оплачивалась работа. Вслед за знатью и аристократией, каждый уважающий себя бюргер или сословная группа, - привыкли рассуждать приблизительно так:
- «Жизнь нужна чтобы жить; пиво- чтобы пить; картина, чтобы на нее глядеть и любоваться»!
Вот как писал в своих воспоминаниях о Нидерландах 17 века известный английский путешественник Питер Мунда: «Что же до искусства живописи и пристрастия людей к картинам, я полагаю, что сия страна является непревзойденной в оном ремесле… Все без исключения стремятся украсить свои жилища, особливо прихожие и гостиные, ценными произведениями. Мясники и пекари в своих лавках отнюдь не уступают иным прочим, выгодно выставляя полотна, а еще неоднократно бывает, что кузнецы, сапожники и т. д. вешают ту или иную картину рядом со своим горном либо в своей мастерской...»
Итак, Рембрандт к 1633 году свой талант и мастерство направляет к славе! Он  становится модным художником, у которого нет отбоя от заказов. Покровитель и работодатель Хенрик ванн Эйленбюрх знакомит его со своей кузиной Саскией ванн Эйленбург. Двадцатилетняя девушка принадлежала к нидерландской аристократии. Ее отец – адвокат, знатный горожанин Робертсу ванн Эйленбург был бургомистром города Леувардена.
 8 июня 1633 года состоялась их помолвка, а через год 22 июня 1834 Рембрандт и Саския обвенчались в церкви села St.Annaparochie. Теперь полнота жизни для преуспевающего художника  Рембрандта становится очевидной реальностью. Несомненный талант, мастерство, трудолюбие; его покровители и обожатели; и наконец, выгодная женитьба - все это сделало жизнь Рембрандта подобной пышной цветущей смоковнице! Художник начинает изысканно одеваться; пьет дорогое вино; приобретает страсть к собирательству; и в самом дорогом квартале Амстердама в кредит покупает роскошный и дорогущий дом! Подражая амстердамской аристократии, Рембрандт стремится жить широко и расточительно!  Ему открыты лучшие дома Амстердама. За свою жизнь Рембрандт, по мнению некоторых специалистов, напишет около шестисот полотен. Нет нужды  прослеживать духовный путь художника через все эти картины. Достаточно будет остановиться на знаковых работах. Обозначить так называемые реперные точки движения духа. Таковыми нами были выбраны Три картины: «Блудный сын в таверне» (1635);» Ночной дозор» (1642) и «Возвращение блудного сына» (1669). Уже по датам написания можно судить, что первая, из списка картин, написана в пору «оседлания» норовистого скакуна по имени Успех. Вторая картина- это пример - какие плоды способна приносить пышно зацветшая смоковница. и наконец, третья картина. Она не только последняя  в нашем списке, но последняя и в списке творений художника, ибо написана в год его смерти. На этой стадии окончательно пропадают амбиции молодости меркнут изменчивые блага быстротекущей жизни. Что же остается? Ответ не утешительный. Ничего. Зато, сами небеса дарят, по истине, царские дары! Подобное счастье обретения, к сожалению, не каждый способен вместить. Рембрандту счастье преображения было дано.
Почему выбраны именно эти картины, и почему именно по ним возможно проследить духовный путь Рембрандта? Ниже мы постараемся как можно подробнее остановиться на каждой картине в отдельности. Теперь же в виде схемы обрисуем  движение духа.
В первой картине «Блудный сын в таверне» мастерство художника прочно соединяется с талантом; глаз научился видеть; рука твердо держит кисть. Рембрандт уверен в себе! Художник чувствует, что само проведение берет его за руку и выводит на авансцену жизни! Он способен дерзать, научился дерзить и, конечно,  готов  к самым величайшим свершениям! Эту  стадию можно назвать  «пышно зацветшей смоковницей» или проявление духа в субъективности.
На примере картины « Ночной дозор» определяется стадия  объективной реальности, как самого Рембрандта, так и его творчества. Тут явлен во всем многообразии талант и явлены материальные блага на которые художник готов обменивать свой дар.
В картине «Возвращение блудного сына» замысел о человеке по имени Рембрандт ванн Рейн становится тождественным абсолютной идее. Так происходит преображение художника. Это самопознание   абсолютного духа.

Рембрандт и библия
Отказываясь поклоняться иконам и, не доверяя любым изображениям тем из Священного писания, нидерландцы предпочитали на картинах лицезреть знакомые пейзажи, привычные глазу натюрморты и конечно же себя любимых. Поэтому большинство голландских художников, дабы не потерять заказчиков,  к середине 17 века перестали вообще обращаться к библейским темам. Рембрандт, пожалуй, оставался единственным  мастером, кто всю жизнь «держал» библию в открытом виде перед глазами. Постоянно размышляя над текстами Священного писания, он в разные фазы своего роста по-разному реагировал на слово божие. Эта «разность» восприятия отражена и на его полотнах.
В качестве беглого обзора работы художника с библейскими темами можно упомянуть следующее факты: Рембрандт в тридцатые годы работает над серией полотен, посвященных Страстям Господним. Это серьезный и многообещающий заказ! Его художнику сделал  сам глава Соединенных Провинций принц Фредерик Генрих Оранский. Картины на библейские сюжеты  требовались для оформления его нового дворца. Художник пишет два полотна – «Возведение креста» и «Снятие с креста». Спустя несколько лет принцем были заказаны еще две картины: «Положение во гроб», и «Воскресение» и «Вознесение». Эти работы  Рембрандт закончил к началу сороковых годов. Кстати, весьма любопытный факт! Когда создаются картины для принца Оранского, Рембрандт мастерит одну любопытную гравюрку. Работа называется «Великодушный самаритянин».
Эта гравюра современников просто шокировало. Судите сами! Рембрандт изображает библейскую сцену: пострадавшего путника снимают с коня перед таверной, в которую привез его добрый самаритянин. Но библейский сюжет почему-то не занимает главное место на гравюре?  В центре художник размещает несколько неуклюжих, неприятных зевак. Но это еще ладно. На переднем  плане он ставит собачку, которая присела, чтобы  справить естественную надобность.  Как говорится - Без комментариев.
Живя в еврейском квартале, Рембрандт, в свободное от мастерской время, любил заглянуть и порыться в, заваленных диковинными иноземными товарами, лавках. Часто его внимание переключалось на хозяев этих магазинчиков. Тогда художник забывал о своих поисках, доставал блокнот, перо и, усадив  хозяина на табурет, тут же делал набросок. Так появлялись на полотнах его выразительные старики.

Три картины

Впервые к теме Блудного сына» Рембрандт обращается вскоре после женитьбы на Саскии. Для того, чтобы понять, как трудно и постепенно усваивалось им Священное Писание Приведем здесь полностью евангельскую притчу. В Евангелие от Луки  в главе 15 рассказывается: «У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Итак, Рембрандту в 1635 году двадцать девять лет он уже известный художник и женат на знатной богатой Саскии. Он пишет картину «Блудный сын в таверне».
Что же мы видим на полотне? Из всей библейской притчи художника занимает фрагмент в котором сообщается как легкомысленно проматывается состояние отца. Вот как евангелист Лука об этом пишет: «младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно». Вот  это расточение имения отца в крутом кутеже изобразил на своей картине Рембрандт. Смотрите сами: в таверне идет шикарный пир!  Стол ломится от вина и яств. Юноша наряжен в богатую, на испанский манер, одежду. Он со шпагой, в шляпе с пером. В руке он держит бокал шипящего вина! На коленях у юноши разряженная блудница! На столе перед гуляющими, среди прочих блюд, – специально приготовленный фазан. Это, как известно, символ тщеславия. Во всей этой яркой подробной и символичной картине есть еще одна замечательная деталь. В левом верхнем углу изображена грифельная доска. В нидерландских тавернах хозяева на таких досках специальным грифелем записывали счет. Доска призвана напомнить, что пир закончится и по счетам придётся заплатить.  Впрочем, есть мнение, что Рембрандт эту доску там разместил, чтобы заполнить пустоту. Действительно, пирующие к своей судьбе повернуты спиной. Где и у кого такая картина  могла сыскать интерес? Это весёлое без башенное полотно, к примеру, мог с удовольствием у себя повесить какой-нибудь хозяин подобного заведения. Мы помним, что трудолюбивые голландские бюргеры по вечерам, запирая своих жен и детей в доме, с удовольствием отправлялись оттягиваться в подобные кабаки. Созерцание за кружкой пенного пива таких прелестей им бы очень понравилось. Но кажется, художник ни в какую таверну эту картину не продавал?  Кстати, у картины есть второе название: «Автопортрет с Саскией на коленях». В этом названии кроется вся пикантность разухабистой молодости художника. Ведь в юноше, расточающем  имение отца своего, Рембрандт изобразил самого себя.  А кто же это блудница? В образе сидящей на коленях развратницы художник изобразил Саскию. Считается, что картина была написана  в самый счастливый период их семейной жизни. А еще, - это единственное изображение молодых вместе. Так сказать, семейный портрет во всей его красе! Итак, Себя художник изображает в роли блудного сына, обнимающего за талию такую же блудницу. Рембрандт показывает, как легко и беззаботно можно расточать «имение своё с блудницами". Саския тоже изображена в богатой изысканной одежде. Она прекрасна и как ее кавалеру, - ей очень весело! Не уверен, что аристократке Саскии этот портрет очень нравился? Но то что картина - свидетельство тогдашнего настроения художника, - в этом сомнений нет. Рембрандт в эти годы уверенно оседлал Славу и готов широко и разухабисто гарцевать на просторах своей жизни!
Плоды таких настроений вскоре не замедлили сказаться. В 1642 году от туберкулеза умирает Саския. Женщине не было и тридцати лет.
В этом же году Рембрандт пишет «Ночной дозор». Вокруг этой картины, наверное, более чем над всем остальным наследием художника, сломано столько копий и написано множество исследований! Для всех, кажется, несомненным остается одно – эта картина одновременно и вершина, и падение. Самое, во всем этом удивительное - падающий с вершины Славы художник вырастает в Великого Рембрандта! Но не будем спешить забегать вперед и продолжим наше повествование.
Перед нами полотно «Ночной дозор». Картина в своих физических размерах громадная! Почти пять на четыре метра. Ее настоящее название- «Выступление стрелковой роты капитана Франса Банкинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».
Что за такие лейтенанты с капитанами и что за такая стрелковая рота? Дело в том, что тогдашний Амстердам охраняли добровольцы, которых комплектовали по ротам. Всего таких рот в городе было шесть. Каждой ротой командовал капитан, в помощниках у которого был лейтенант. Вот эти шесть рот и заказали шести художникам написать шесть портретов. Рембрандту ванн Рейну досталось писать роту капитана Франса Банкинга Кока. Про то, что групповой портрет изначально было детище Голландское, которое исполнялось по установленным канонам, - мы уже писали выше. Так же мы помним, как групповой портрет «Урок анатомии», десять лет до того, оригинально исполнил Рембрандт. И вот снова очередной заказ. Не желая ввязываться в нескончаемую полемику вокруг этого полотна, изложим только факты. Заказчиком выступила рота добровольцев вместе с капитаном и лейтенантом. Их было ровно  18 человек. Именно они, сбросившись по сто гульденов, оплатили стоимость выполненного заказа. К слову скажем, - на картине изображено 32 человека. Кто остальные 14 до сих пор неизвестно.
Но прежде чем мы взглянем на картину, хочется предложить в качестве характерной зарисовки цитату одной продвинутой в ощущениях современного искусства дамы. Описанное событие   произошло сравнительно недавно в Рийксмузеуме города Амстердама в 2006 году. Перформанс известного английского режиссера Питера Гринуэя был приурочен к 400-летию великого Рембрандта. Концепция представления  Гринуэй основал на том, что «Рембрандт был не только художником, но и лицедеем театра. «Идея была просто умопомрачительной!- вспоминала дама. -  На наших глазах ставился настоящий спектакль, в котором главными действующими лицами были персонажи картины  и все посетители музея. С картиной происходило нечто невообразимое!
Она вдруг развалилась и ожила! Старые краски расцвели, зазвучал барабан и все пришло в движение! Свет в зале погас, и мы очутились в живой толпе, которая двигалась, дышала и издавала разные звуки! Нас будто проглотило огромное животное... мы оказались « в чреве» картины! Слышались выстрелы, звякало оружия, хохотали какие-то женщины!  Вдруг раздался собачий лай, послышались шаги тяжёлых сапог…. Я отчетливо услышала призывный крик команды мушкетёров и следом барабанную дробь... На лице я ощутила дуновение ветра и увидела, как разворачиваются знамёна! Тут же на десятках экранов мелькали "ожившие" герои "Ночного дозора". Из темноты блуждающий луч то и дело выхватывал фрагменты холста – лица, оружие и костюмы! Скажу честно, у меня по телу горохом катились мурашки».
В приведенном фрагменте есть одно ключевое слово. Это слово «развал». Очевидица говорит: «картина развалилась…» Вот этот «развал», и «вываливание» - это основной эффект которого    достиг Рембрандт.
А теперь давайте и мы подойдем к полотну.
На картине мы видим ворота святого Антония. Эти ворота на ночь запирались, а с утра и до вечера через них осуществлялся вход и выход из города.  Возле ворот обычно располагались в дозоре гвардейцы. Действие, запечатленное на картине, как раз отражает выход в дозор стрелковой роты  капитана Кока. Чётко видны две фигуры.  Фигура, возглавляющего шествие капитана Кока. Капитан весь в чёрном и с красной перевязью через всю грудь. Рядом фигура, шагающего лейтенанта Виллема ванн Рейтенбурга. Лейтенант одет в золотистую одежду. Кроме капитана и лейтенанта. Хорошо видны, еще несколько стрелков. Многие стрелки вообще почти не видны за спинами сограждан. Зато помимо основных восемнадцати членов отряда на холсте изображено несметное количество никому не ведомых личностей. Все, кто смотрит на картину, называют разное число этих личностей- кто видит 16, кто 28, а кто насчитывает их 34! А все потому, что художник их расположил так, что их невозможно сосчитать. Итак,  капитан с лейтенантом в центре. Они возглавляют шествие, которое будто лава  движется прямо на зрителя! Именно в этом лавинообразном движении впервые приходит ощущение распада границ. Кстати, современники указывали на слабое портретное сходство...поэтому многие себя не узнавали. Видимо Рембрандту это было не важно.  Для него главным действующим лицом была толпа, живая, подвижная как волна, масса, которая рвётся с полотна в жизнь! Без всякого сомнения Рембрандт тут снова нарушает все каноны скучного группового портрета. Да и какая тут группа? В центре четко прописаны только два персонажа. Да и то капитан Кук, говорили,  себя не узнал. Есть свидетельства, что он попросил другого художника прописать ему лицо. Остальные же члены отряда совсем не выписаны.
Общее впечатление, - мы наблюдаем толпу потревоженных людей. художник будто насмехается над незадачливой братией. В самом деле, взгляните на того же капитана кока. Не кажется ли вам- у него   немного кукольное лицо? Он как будто в растерянности? Да, их подняли по тревоге. Но, зачем? Одежда у капитана и лейтенанта более похожа на театральные костюмы. В таких костюмах кажется менее всего удобно воевать! Зато в таком наряде приятно приехать на бал во дворец! Растерянность капитана подтверждает перчатка снятая с правой руки. Приглядитесь – в левой, одетой в перчатку руке, он держит вторую перчатку с правой руки. При этом тень от левой руки ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. Что это? Случайность или намек? Некоторые специалисты склонны считать – это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами. Было это так или было иначе-никто теперь этого точно не знает. Еще одна забавная деталь. Рембрандт исхитрился изобразить самого себя. Он между двумя мушкетерами,– один из которых в шляпе, другой в кирасе. Расположены эти солдаты позади всех участников. Художник нарисовал только часть своего лица. Под шляпой один Глаз и одно ухо. Рембрандт будто говорит:
- Я тоже здесь!
Согласитесь, что уж, очень всё напоминает пародию. Вот мушкетер в красном. Взгляните на левую его руку. У стрелка шесть пальцев! Такие шестипалые руки часто тогда делали у некоторых театральных кукол. Такие руки призваны были изображать шутов. Если мы переведем взгляд налево, то увидим, как  мушкетёры неумело обращаются с порохом при перезарядке оружия. Впечатление,- они не знают точно как это делается? Их неумелость приводит к случайному выстрелу!  А что делают тут остальные люди? Например, странная девушка в золотом наряде? Она похожа на карлицу... Что этим образом хотел сказать художник? Он делает акцент на ее уродстве и при этом ставит в центр.
Карлица является световым центром композиции. Ей очевидно не уютно среди движения этой толпы. Вот еще одна фигура.
Ехидно смеющийся мальчик. Он убегает куда-то в левый нижний угол картины. В руках сорванца кубок. Вероятно это тоже намек. Намек – что воинское счастье незадачливых стрелков уже утеряно!
 - «Ах, счастье! Как же ты эфемерно»! - кажется нам говорит художник.
Чтобы не выглядеть уж совсем предвзятым, приведем мнение о «Ночном дозоре» известного специалиста по творчеству Рембрандта и автора книги о жизни художника Гулиа Г.: «Эта картина -итог, вершина живописи эпохи барокко с ее пышностью и театральностью, с предвкушением новой жизни... Уже прослеживается некое разложение формы со всеми вытекающими отсюда последствиями и увлечениями эффектами, помпезностью, декором. Картина стремится вырваться за пределы холста в новый мир…».
К Евангельской притчи о блудном сыне Рембрандт обращается ни один раз. Кроме представленного выше полотна «Блудный сын в таверне» и последней его картины, о которой будем говорить подробнее ниже, был, как минимум, еще один офорт. При том, что на этом офорте рука мастера намеком изображает окружающий пейзаж и без лишних подробностей рисует второстепенных персонажей, а внимание зрителя сосредоточивает на двух главных героях, все равно сохраняется впечатление, что у художника еще главная задача, так сказать – формальная. Рембрандту важно с достаточной выразительностью и необходимыми деталями за компоновать пространство. Именно поэтому, кроме коленопреклоненной фигуры оборванца, прильнувшего щекой к отцовскому халату, автор делает акцент и на судорожно скрюченных его пальцах. Отец спешит к вернувшемуся сыну. Порыв старика столь стремителен, что башмак слетает с его ноги и, выпавшая из рук трость скачет по ступеням! Чувствуется, что Художнику мало сдвинутых от горечи бровей и сияние полных любви глаз на лице отца. Поэтому здесь подключены и башмак, и трость. Эти дополнительные нелепые элементы, очевидно призваны развлечь внимание потенциальных покупателей. Ведь известно, что офорты и гравюры Рембрандта пользовались очень большим спросом.
 И наконец, вот, та самая картина последнего года жизни художника. Она тоже называется «Возвращение блудного сына» 1669 год. После «Ночного дозора» проходит более четверти века. За это время внешний и внутренний контур жизни художника очень изменился. Надо сказать, что даже в пору Удачи и Славы ванн Рейн особым пиететом по отношению к заказчикам не отличался. Так его биограф господин Хаубракен описывает следующий случай: «Однажды он работал над большим групповым портретом некой еврейской супружеской пары с детьми. Когда портрет был готов наполовину, вдруг издохла его [Рембрандта] обезьянка. Поскольку под рукой у него другого холста не оказалось, он вписал издохшее животное в вышеупомянутый портрет. Естественно, заинтересованные лица не хотели терпеть присутствия на том же полотне омерзительной мертвой обезьяны. Но не тут-то было: Рембрандт так восторгался той моделью, каковую являла мертвая обезьяна, что предпочел оставить полотно у себя незавершенным, не согласившись замазать обезьяну в угоду заказчику». Далеко не каждый заказчик готов был вытерпеть подобный выверт.
Можно ли расценивать подобные выходки, как блажь или даже хулиганство? Не только можно, но даже необходимо. И именно так к Рембрандту стали относиться его состоятельные заказчики, которые, кстати сказать, были его кредиторами. К примеру, Ростовщик и сосед Рембрандта Корнелий Виттель имел векселей от художника на четыре тысячи гульденов. Именно он и ему подобные, одновременно предъявив в 1656 году векселя ко взысканию,  объявили  художника банкротом. Унизительное банкротство с дальнейшей распродажей всего имущества продолжалась в течение 1657-1658 годов. На первом аукционе продавали собрание картин и изделий прикладного искусства. На втором - коллекцию графики, в том числе рисунки и гравюры самого Рембрандта; на третьем аукционе были проданы дом и мебель.
Кредиторы, которые много лет щедро снабжали художника золотом, теперь так же щедро, будто разбойники, раздевали и грабили. Банкротство Рембрандта было тщательно спланированной акцией. Некоторые исследователи считают, что стоимость имущества художника в несколько раз превосходила размеры его долгов. Огромная коллекция Рембрандта была оценена, по одним данным, в 17 тысяч гульденов, а по другим - еще дороже. На аукционе она была продана всего за 5 тысяч. Дом, находившийся в самом богатом квартале города, был оценен в два раза дешевле его первоначальной стоимости.
В результате распродажи имущества часть кредиторов получила причитающиеся им деньги. И все равно, не все акулы были удовлетворены. Суд обязал Рембрандта все его новые картины передавать для продажи с целью погашения долгов.
Также суд лишил Рембрандта права иметь имущество, кроме носильных вещей и принадлежностей для рисования. После узаконенного грабежа художник был обречен на нищенское существование. Но это не было еще пределом вразумления грешной души. Прожив с Рембрандтом 16 лет и родив ему дочь Корнелию, в июле 1663 умирает его любовь, не венчанная жена и верная спутница Хендрикье Стоффельс. Женщине не было и сорока лет. Теперь он совершенно один. Ему 57. Он много болеет, руки дрожат, глаза плохо видят. Кажется, что для Рембрандта это приговор. Но желание писать не отпускает. В душе зреет ощущение, что он еще что-то должен понять?  Тогда художник поднимался с кровати. Мастерской у него уже не было, и приходилось работать тут же. Рембрандт подходил к станку. Болезнь не позволяла держать кисть, и он привязывал ее к руке; глаза отказывались видеть, и он вооружался лупой. Художник, работал как мог, а меч судьбы продолжал наносить ему смертельные раны. Рембрандту оставалось жить чуть больше пяти лет. В 1668 году двадцатисемилетний сын от Саскии Титус ванн Рейн женится, а   еще через семь месяцев он вдруг умирает.
 Рембрандт хоронит сына. Охваченная отчаянием смерти мужа, вскоре умирает и невестка.
И вот в таком полуразрушенном состоянии Рембрандт создает картину «Возвращение блудного сына» 1669 год. Уже без всяких эффектов и подробностей, здесь представлена человеческая драма. Краски положены на холст густыми мазками. Они темные. Художнику уже неважны второстепенные персонажи. Они отодвинуты в тень. Внимание приковано к отцу и сыну. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. В этом лице есть все - боль, усталые от слез глаза,  и счастье долгожданной встречи. Сын повёрнут к зрителю спиной. Он уткнулся в царское одеяние отца. Мы не видим, что  выражает его лицо. Лица нет.  Вместо лица Рембрандт нам показывает грязные растрескавшиеся пятки, почти лысый череп и нищенское одеяние. А еще есть руки, которые обнимают и поддерживают плечи сына!
Давайте на минутку вспомним картину «Блудный сын в таверне». Идет пир; стол ломится от яств и вина; и зрителю, вызывающе откровенно в образе пирующего юноши художником явлен разврат и порочность. Грифельная со счетом доска за его спиной. Юноше незачем на нее оглядываться. Придет время, и он будет платить. А пока пусть продолжается веселье!
По своим счетам Рембрандт заплатит сполна. Но разве между первой и последней картиной можно провести связь закономерности? Жизнь Рембрандта,  кажется, именно к этому пониманию нас склоняет? Действительно, пример «Ночного дозора» показывает на что десятилетиями тратились таланты.
Парадокс в том, что без последней картины и даже с одним «Ночным дозором» Рембрандт в мировой живописи занял бы   достойное место. Наследие Рембрандта громадно! 350 картин, 300 офортов,2000 рисунков. Говорят, в действительности работ насчитывалось намного больше: только одних картин было около 850! Бизнес  вокруг Рембрандта кипит крутой! В начале 21 века попечительским советом нью-йоркского Метрополитен-музея за 2,3 млн долларов было приобретено полотно Рембрандта «Аристотель с Гомером». Совет при этом счел цену весьма умеренной. Директор музея Томас Хауинг в интервью журналистам заметил по этому поводу: «Только взгляните на эту цепь! (На плече Аристотеля). Она одна стоит два с третью миллиона!». Так воспринимается сегодня голландец.

Вместо лица голые пятки
Но вернемся к «Блудному сыну «1669года. Художник вроде в очередной раз рассказывает притчу о богатстве, страстях и пороках. Здесь есть тема раскаяния и прощения. Так зачем нам грязные пятки  сына? «…встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.» (Лук 15:18-21).
Так зачем Рембрандту понадобилось выписывать растресканные пятки? Неужели снова деталь эффекта, призванная подчеркнуть отцовское милосердие? Действительно, Именно так чаще всего толкуется  и сама евангельская притча. Но только ли  путь сокрушения грешника и проявленное милосердие интересует теперь художника? Нравственный аспект собственной жизни для Рембрандта ясен. По счету, выставленному на грифельной доске его жизни, Рембрандт полностью рассчитался. Поэтому для него нет особой нужды начать проповедовать раскаяние. В картине есть что-то еще, что способно сблизить ее с иконой. Глаза художника слезились; рука дрожала; уста молчали; а он все писал, писал, писал. Нет, ничего нового ни себе, ни миру сказать он уже не мог. Но, вот  когда в очередной раз, отложив кисть, Рембрандт отошел, чтобы издали взглянуть на  полотно, он вдруг узрел Бога! Не было холста; не было подрамника с красками; и куда-то провалилась вся прожитая жизнь! Оставалась только бедная комната в которой друг перед другом стояли двое - Бог и Рембрандт.
Наверное, не случайно эту работу иногда сравнивают с "Троицей" Андрея Рублева. Много позже Ван Гог скажет: «Надо умереть несколько раз, чтобы так рисовать…»
4 октября 1669 года Рембрандт ванн Рейн скончался. Смерть была тихой. Хочется верить, что грешную душу, прошедшую путь мытаря, принял в свои объятия милосердный Христос.

Послесловие

Все время, пока писался этот текст, в голове зрела мысль:
 - «А ведь это путь на Голгофу! А может таков и должен быть путь настоящего художника»?