Записки полковника, ликвидатора аварии на чаэс-3ч

Мастыкаш Иван Алексеевич
Продолжение... предыдущая часть - "Записки полковника, ликвидатора аварии на ЧАЭС-2ч." ( см. в списке произведений).
   

     У   меня  работали  в   роте  старшими  генералы.  Например, за парк отвечал начальник   автомобильной   службы  округа – генерал.  За  пункт  хозяйственного довольствия  роты  отвечал  заместитель  командующего  округа по тылу и принимал активное  участие  в  строительстве  и  оборудовании  ПХД  и так по всем службам. Занятия с оперативными группами провели успешно. Потом на этой же базе проводили занятия с первыми секретарями обкомов КПСС.

     После показательных занятий я построил свой личный состав, проинструктировал  войска  по правилам техники безопасности и отдал приказ  на марш.
     Прибыв в Новоград-Волынский учебный центр меня встретил начальник автомобильной службы армии и начали расформировывать  роту: технику  и личный состав отдавали представителям воинских  частей,  из  которых  они прибыли.
Я позвонил школьному товарищу в Новоград-Волынский Захарову Борису Алексеевичу. Он приехал  на жигулях  с женой и забрали меня домой. Принял  ванну  его  жена Галя накрыла стол и мы хорошо отдохнули. Я понял, что я в должности  майора  с 1973 года и если не вступлю  в партию, то дальше продвижения не будет.  И я решил вступить  в партию. Мой соученик подполковник Галиев предложил должность начальника химслужбы  зенитно-артиллерийской дивизии, которая находилась в городе Житомире на Богунии, напротив военного училища имени Королева, но при условии что я пройду туда, если вступлю  в партию.
     И вот партийное собрание  - меня принимают в партию. Выступали те, кто меня рекомендовал  с рекомендацией принять меня в партию.    Выступил  коммунист Котовский командир части и сказал, что он ступает потому что ему предложили повышение по службе, но в партию  приняли…
Но вот еще один удар получил – меня отправляют начальником группы подрыва химических  боеприпасов. Во время атаки наших  войск противник должен был применить химическое оружие. Это на Тученском учебном центре (рядом  г.Ровно  и г.Здолбунов). В Здолбунове находилась  моя семья, бабушки и все родственники. В определенный день идет  военная колона, впереди -  военная автоинспекция, следующая машина ГАЗ-66 грузовой вариант, загруженная боевыми химическими припасами. Дальше следующая машина с личным составом(охрана).
     Приняв химические боеприпасы я убедился, что это советские артиллерийские химические боеприпасы, покрашенные в серый цвет   «под американские» и написано от руки на снарядах:  газ такой-то. На корпусе снарядов было выбито: Р-32 ( это означало рецеН(п)тура отравляющее вещество – зарин).
     Прислали мне майора – инженера  для подрыва химических боеприпасов. Он привез с собой  тротиловые шашки и на каждый снаряд  ставили тротиловую  шашку  и провода проводили до блиндажа. От каждой тротиловой шашки в определенное время по команде мы должны были подсоединить подрывную  машину по проводам и подорвать это хозяйство. Я начал разбираться с инструкцией по подрыву химических  боеприпасов и понял, что тротиловые шашки не подходят. На совещании руководящего штаба армии, которое проводило учения я доложил обстановку, что из-за отсутствия нужного взрывчатого  вещества(ВВ) и нахождения рядом крупных  населенных  пунктов: Ровно, Здолбунов подрыв производить нецелесообразно, т.к.  может измениться направление ветра  и химическое облако пойдет на областной центр, что может произойти поражение жителей. Искали нужное ВВ в Одесском, Белорусском военных округах, но не нашли. Подрыв остался в силе. Утром началась атака. Противник применяет химическое оружие. Я делаю так:  не взрываю химбоеприпасы, а разбрасываю  дымовые гранаты, т.е. имитирую  применение противником химического оружия, когда закончились учения я поставил  вопрос о возвращении химических  боеприпасов на базу. У главного начальника поднялась фуражка на голове от удивления и ужаса.  Прожевав это он сказал : "Хрен ему, а не Ливия."
     Я должен был в Ливии преподавать химию в военном училище. В Ливии очень хорошо платили  долларами, которые шли на книжку в банк.
     Мой командир Котовский  ушел на повышение в Староконстантинов Хмельницкой области на должность Начальник штаба дивизии, следующее повышение уже  - генерал.
 Ливию  мне закрыли, на ту должность, которую я должен был идти в Житомир -  назначили другого и я остался при своих  интересах, но только уже членом КПСС. Но мир не без  добрых  людей. В Лугины приехал начальник химических войск округа генерал Шатунов. Командир  отрапортовал  ему чем занимается воинская часть.  А я представился ему -  Начальник химической службы полка майор Мастыкаш. Он со  мной побеседовал, спросил сколько я в Лугинах и т.д. Командир его  пригласил  в греческий( банкетный –ред.)  зал на ужин.  Я зашел в продовольственный магазин Военторга и купил  бутылку коньяка. Отдал официантке, чтоб она его  поставила им на стол. Не помню где я был -  отсутствовал  вне части. По приезде командир  встретил  меня  с улыбкой и сказал: «Здравствуй начальник химической службы 93-го отдельного полка связи г. Житомира.  Я сдал должность и убыл в г. Житомир. Это было  в 1983 году.
     Принял новую  должность, приехала моя супруга с детьми, нашли квартиру, сняли жилье. Галя оформила Юру в школу №6 имени Короленко с математическим уклоном. А Олега - в школу №26, т.к. сама устроилась на работу в бухгалтерию  в больницу №2, а школа №26  была рядом.
     В 1985 году я получил  4-х комнатную квартиру, привез  мебель и вещи с Лугин и начали обживаться. Сын после окончания школы №6 поступил в КГУ им. Т.Г. Шевченко.
     Но случилась беда - в 1986 году взорвался реактор на Чернобыльской АЭС… 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.