Мураткин Александр Михайлович случайное знакомство

Елизавета Анохина
После очередных новогодних праздников я вышла на работу в питерскую картинную галерею. Моя профессиональная деятельность связана с организацией и открытием постоянно новых выставок и экспозиций в стенах галереи. Сразу отмечу, галерея открылась сравнительно недавно, поэтому заинтересовать художников, особенно живописцев, очень сложно – довольно маленькая проходимость и практически нет освещения  о нашей деятельности в СМИ. Это и понятно. Крупным новостным порталам выгоднее писать об уже известных учреждениях культуры, в которых могут засветиться известные личности и чиновники.
Прошло две недели, и я так и не смогла найти хотя бы какого-нибудь неизвестного и молодого художника, который бы согласился бесплатно выставиться у нас в галерее. Учреждение у нас государственное, является филиалом местного Департамента культуры, следовательно, все мероприятия организовываются на благотворительной основе. Вход у нас всегда бесплатный для посетителей. Все это проводится для культурного просвещения петербуржцев и гостей северной столицы.

Знакомство

25 января того года я помню до сих пор, как наяву. Не зная, как найти художника и уже готовую выставку с оформлением, я написала пост в одной из социальных сетей, где попросила друзей дать контакты своих творческих знакомых. В этот же день вечером на мой крик о помощи откликнулась Светлана, познакомились мы с ней у меня в галерее и обменялись контактами, поскольку крутимся в одной сфере деятельности. Она рассказала мне, что недавно в Санкт-Петербург вернулся её хороший друг и по совместительству бывший одногруппник университета – Мураткин Александр Михайлович.
Я ей кратко изложила суть проблемы, и она пообещала связаться с ним и предложить выставиться со своими работами у нас в картинной галерее. На следующее утро я пришла на работу, в очередной раз, думая, что к началу февраля мне физически не успеть организовать выставку. На часах 10:15, раздается звонок, я отвечаю, и человек на том конце провода представляется мне как Мураткин Александр Михайлович, художник и архитектор. У меня замерло дыхание, я старалась говорить с ним насколько возможно вежливо и ненавязчиво. Но в самом начале разговора он сказал: «Я человек простой, во-первых, люблю решать вопросы сразу и по существу, во-вторых, я готов приехать через час и посмотреть ваше помещение, обсудить возможные варианты». Моему счастью не было предела, этот час длился для меня вечность.

День «Х», перевернувший моё представление о художниках

Я сидела в своём маленьком и неуютном кабинете, который больше похож на подсобное помещение 3*3 метра. Стук в дверь и входит довольно зрелый мужчина, на вид лет 45 и представляется как Мураткин Александр Михайлович. Он был небритый, с сиплым голосом, в потрепанной одежде и просто помятым. У меня сложилось первое впечатление о человеке как  неудачнике или алкоголике. Только сейчас я понимаю, насколько обманчиво может быть это самое первое впечатление, о котором все так усердно твердят.  О том, что встречают по одежке – ребята, это все поверхностно и не стоит обращать на это внимание.
Мураткин Александр Михайлович уже из телефонного разговора знал, что персональная выставка художника должна быть открыта в первой половине февраля, поэтому предложил сразу осмотреть помещение. Мы поднялись на второй этаж, осмотрели наш выставочный картинный зал и уселись за стол. Разговор начался скромно, я рассказала о том, сколько максимум картин поместится на выставке и что хотят видеть люди. То, что он мне предложил – меня взбудоражило, и в голове промелькнула мысль, что это будет пик развития  моей карьеры и руководство останется довольно.

Мураткин Александр Михайлович - человек с непреодолимым желанием творить и узнавать настоящий мир

Как и любой другой творческий человек, Мураткин Александр Михайлович рассказал мне коротко о своей биографии и о последних творческих годах. Родился он в семье малоизвестного петербургского художника, который жив и по сей день, но в силу здоровья прикован к кровати уже несколько лет. Сам Александр окончил Московский государственный университет по направлению архитектура и гражданское строительство с отличием. Около 10 лет трудился в частных питерских конторах, выполнял, по его мнению, стандартные и скучные заказы по гражданской архитектуре, но получал при этом неплохой заработок.
Параллельно основной работе увлекался написанием картин, чему его с детства учил папа художник. Чаще всего в его произведениях встречалась уникальная питерская архитектура – объекты культурного наследия, старинные дворцы и замки, церкви, храмы, деревянные дома и целые ансамбли из памятников. В один прекрасный день в его контору поступил государственный заказ, суть которого заключалась в создании новой архитектурной планировочной структуры сел и малых деревень на Сахалинском полуострове. Мураткин Александр Михайлович согласился и уехал работать на Сахалин один. Поселился он в маленькой деревушке, расположенной рядом с проливом, который соединяет Россию с Японией. Будучи оторванным от мобильной связи, Интернета и каких-либо СМИ он провел за работой целых 6 лет.
Сама работа отнимала у него не более 4 дней в неделю, все остальное свободное время он творил. За 6 лет он написал более 100 картин, которые рассказывают о жизни Сахалина по сезонам – лето, зима, осень и весна. В картинах отражено все, что есть на острове в этой маленькой деревушке – сохранившиеся традиционные промыслы местного населения, уникальная природа, не затронутая промышленной деятельностью человека и богатый животный мир.

Уникальная выставка в самой неизвестной галерее

На следующий день он привез 40 работ к нам в картинную галерею, помог мне хрупкой девушке развесить все произведения по стенам и красиво оформить выставку. Целый день пролетел незаметно, поскольку за 6 лет его пребывания на Сахалине у него накопилось столько историй, о которых он сможет вспомнить еще всю жизнь. Кроме картин, мы сделали небольшой стенд, на котором расположили клыки тюленя, поделки местных жителей из дерева и камня, кости некоторых животных, которые были найдены под многолетними слоями вечной мерзлоты. Уже тогда я знала, что Мураткин Александр Михайлович и его выставка вызовет настоящий резонанс.
Я подготовила простенькую афишу открытия выставки, разослала её в знакомые СМИ, в группы социальных сетях, которые рассказывают о культурной жизни Питера. 10 февраля в 18:00 состоялось официальное открытие выставки и встреча посетителей с художником. На выставку пришло 80 человек, что для нашей маленькой галереи – нонсенс. Мы все еле поместились в зал, большинство стояло, но это не один из присутствующих не ушел раньше, чем художник закончил свой рассказ о выставке, о его художественных произведениях и экстремальной жизни на Сахалине. Все фотографировали, снимали видео, выкладывали посты в социальных сетях с восхищением о выставке в нашей маленькой неизвестной широкой публике картинной галерее на окраине большой северной столицы. Сама выставка продолжалась около 4 месяцев, за это время её посетило около 1000 человек, и ни один не ушел грустный и недовольный от того, что смог увидеть в нашем маленьком, но таком уютном картинном зале.

Выставка стала началом новых мероприятий

Мураткин Александр Михайлович охотно шел на контакт на протяжении работы всей выставки. За 4 месяца мы устроили с ним множество встреч со школьниками, которые узнали о таком далеком  и неизведанном месте, как Сахалин. Мероприятия в виде дружеских встреч устраивались для студентов художественных колледжей и учащихся центров дополнительного образования. Художник согласился провести встречу с районным обществом инвалидов, участники которого с благодарственными словами и со слезами на глазах не хотели прощаться с художником и уходить из нашей картинной галереи. В тот момент я поняла, люди с ограниченными возможностями здоровья – самые искренние и ценящие чужой труд, искусство и заботу о них от окружающих.
Спустя месяц после закрытия выставки мы получили массу благодарственных писем от образовательных учреждений, центров дополнительного образования и того самого районного общества инвалидов. Это первые благодарственные письма, которые появились у нас в картинной галерее с момента её открытия. И в этом нет никакой нашей заслуги, это случилось только благодаря удачному случаю и знакомству с потрясающим художником и человеком.
Прошло уже несколько лет с момента проведения выставки в нашей галерее, но мы с Александром до сих пор придумываем и организовываем бесплатные дружеские встречи и творческие мастерские с общественностью. На протяжении последнего полугода к нам в картинную галерею ходят пенсионеры и инвалиды, для которых мы вместе с художником проводим мастер-класс и учим их рисовать. Стоит отметить, что все материалы для работы мы приобретаем на собственные деньги и ничуть не жалеем. Видеть улыбку, счастье в глазах и слезы радостей старых бабушек, о которых забыли их собственные дети и внуки – это настоящее счастье, которое можно сравнить с радость от рождения своего ребенка.

Резонанс прошел, но появилось новое творческое дело

После проведения серии мастер-классов по художественной росписи и рисованию маслом для пенсионеров и инвалидов у нас загорелась новая идея открыть собственное дело за пределами картинной галереи. В этот раз мы открыли некую школу на базе квартиры Александра в Питере, в которую приглашаем всех желающих научиться писать картины живописью. В этот раз конечно все не бесплатно, но оно того стоит.
К нам приходят абсолютно разные личности, чаще всего это одинокие женщины за 40 или женщины с детьми, которые хотят организовать вечерний или выходной досуг своего чада. На протяжении 2-3 часов мы создаем всегда разные картины, рисуем маслом, гуашью, красками, мелками и даже тем, что желают наши посетили. Берем чисто символическую плату на покупку материалов – 300 рублей за одно занятие. Художник вскоре опять уезжает в длительную командировку по своей прямой профессии архитектора, но уже за границу.
И только сейчас я понимаю, что без него я не смогу продолжать это дело, потому что я всего лишь организатор, а он идея для всего происходящего. В конечном итоге после его отъезда я буду также продолжать ходить на работу в свою картинную галерею, искать новых художников и понимать, что уже исчерпаны все возможности и силы. А может это повод задумать об открытии своего собственного дела или для начала сменить сферу своей деятельности? Но одно я знаю точно, моя будущая работа будет связана с одинокими пенсионерами, инвалидами и детьми, ведь только от них я могу видеть отдачу и понимать, что все это делается не зря.