Панджшер - ущелье Пяти львов

Вадим Сыван
                ПАНДЖШЕР – УЩЕЛЬЕ ПЯТИ ЛЬВОВ

Был трижды я в ущелье «Пяти львов»,
Где в те моменты, как бои стихали,
Был слышен разговор и даже рёв…
То воды бились, омывая скалы.

Река Панджшер с заснеженных вершин
Гор Гиндукуша ищет путь в долину…
«Пять львов» – плохое место для машин:
Во-первых: узко, во-вторых – сплошь мины!..

Бурчал Панджшер… Бурчал себе и я;
Благими занимались мы делами:
Нёс влагу всем он, жизнь всему даря;
Я мины разминировал… Война ведь!..
                * * * * * * *
…Порой среди различных звуков, слов,
Что раздаются рядом и далече,
Я слышу явно разговоры «львов».
Панждер засел в моих мозгах навечно.

Мне снятся Гульбахор и Анава,
Руха*, безмолвье скал, шум перекатов…
И будто шепчут мне «Пять львов» слова:
«Домой идите, шурави-солдаты!..»

И всё  же вновь так хочется туда,
Где кровушкой моей политы камни!..
Панджшер в душе остался навсегда,
Ведь молодость осталась там, в Афгане!..

* - Гульбахор, Анава, Руха – одни из самых крупных населенных пунктов ущелья Панджшер. На Первой Панджшерской операции 10.04.1980г. в Анаве автор был ранен снайпером. Вторую Панджшерскую операцию автор пропустил, находясь на излечении в госпитале, но далее активно поучавствовал в качестве сапёра-десантника легендарного 345 полка ВДВ в Третьей и Четвертой операциях. Всего за время Афганской войны с апреля 1980 по февраль 1989 годов было проведено Девять Панджшерских операций в стратегически важном для обоих воюющих сторон ущелье длиною 115 смертельных километров, ведущих к Пакистанской границе, которым все эти годы со стороны моджахедов успешно командовал известный полевой командир Ахмад Шах Масуд – Панджшерский Лев.

                21.02.2019г.
на фото: автор и командир 2-го взвода сапёрной роты лейтенант Неставальский В.И., февраль 1981г., на одной из боевых операций