Мона Лиза Кологривского уезда

Евгений Золотов
Немногие откажутся иметь свой портрет, да еще написанный известным художником. Но это, оказывается, весьма рискованное дело. О мистической связи человека и его портрета люди знали издавна. Считалось, что если что-то случится с картиной (разорвется или сгорит), то пострадает и человек: заболеет или погибнет.

Толстые – наши земляки

Нередко внезапно умирали те, кого изображали на своих полотнах известные художники. Один из примеров подобной мистики - портрет Марии Лопухиной (в девичестве - Толстой) кисти Владимира Боровиковского.

Отец Марии - генерал-майор, граф Иван Толстой был в свое время предводителем Кологривского дворянства. Он имел владение на севере Костромской губернии, недалеко от Княжей Пустыни - в селе Никола.

Женился граф на девице из рода Майковых, усадьба которых находилась также в Кологривском уезде. У них родились семеро детей: три мальчика и четыре девочки.
Самой колоритной фигурой в ней был Федор, старший брат Марии. Кстати, двоюродный дядя Льва Толстого. Он имел прозвище «Американец», прославившись своими приключениями и дуэлями: вызывал на поединок самого Александра Пушкина. Некоторые местные краеведы утверждают, что «Американец» родился на кологривской земле, а похоронен в Никольском склепе под храмом. Да и другие его братья и сестры, в том числе Маша много времени проводили именно в селе Никола.

В 1797 году 18-летняя Мария Толстая вышла замуж за Степана Лопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе Павла Первого. Накануне свадьбы будущий муж заказал ее портрет модному петербургскому художнику Владимиру Боровиковскому.

Историки утверждают: по дошедшим воспоминаниям современников можно предположить, что она, скорее всего, не была счастлива в этом браке с непримечательным человеком, который был старше ее на 10 лет. И женитьба была не по любви, а скорее всего по воле родителей. Через три года молодая жена скончалась от чахотки.
Их брак был бездетным. Супруг похоронил Марию в родовой усыпальнице Лопухиных в Спас-Андронниковском монастыре, в Москве. Через несколько лет умер и он сам, и был захоронен рядом с супругой.

От греха подальше

Портрет Марии Лопухиной долгое время хранился в доме ее племянницы, дочери Федора Толстого - «Американца», которая стала женой московского губернатора Перфильева.
Наслышанные о красоте и печальной участи Марии, юные москвички, которые не были прежде знакомы с нею лично, осаждали дом родственников Лопухиной (сначала - вдовца, потом - племянницы), чтобы увидеть знаменитый портрет. И многие из романтических посетительниц вскоре также заболевали чахоткой и скоропостижно умирали.

Подобную ситуацию воссоздала писательница Светлана Енгалычева в рассказе «Роковой портрет»: «Я словно вижу двух девушек, которые шептались возле портрета Марии Лопухиной.
 – Не смотри, Лизонька, а то умрешь.
 – Глупости, Настенька. С чего это вдруг? – А ты, верно, не ведаешь, что когда Лопухина позировала Владимиру Лукичу, то была больна к тому времени и вскорести померла. Царство ей небесное.

Девушка набожно перекрестилась, подруга – последовала примеру.
 - Говорят, что ее отец – граф Иван Толстой был мистиком и магистром масонской ложи, - немного успокоившись, продолжила Настенька. – Он заманил дух дочери в ее портрет. Теперь, какая барышня глянет на него, то тотчас же умрет! Вот тебе крест святой. Пойдем отсюда от греха подальше.
Подхватив подружку под ручку, увлекла ее за собой. Не послушалась предупреждения Лизонька. Уходя, посмотрела. Вскоре она, незамужняя дворянка из старинного, но обедневшего рода скончалась.
 - Еще одна Богу душу отдала, - переговаривались в светских кулуарах. – Десятая жертва рокового портрета».

Но мистики в этом, наверное, не было. Просто чахотка в те времена была распространённой и практически неизлечимой болезнью. Однако на каждый роток не накинешь платок…

Чтобы прекратить разговоры о вредном влиянии изображения портрета на здоровье московских невест, портрет  Марии Лопухиной был «сослан» подальше от людских глаз и пересудов, в загородное имение губернатора Перфильева.Только спустя почти 80 лет портрет был куплен известным меценатом и коллекционером Павлом Третьяковым, совершенно случайно увидевшим его в этом имении. После этого слухи об ее мистическом воздействии  окончательно рассеялись.

Однако у посетителей Третьяковки до сих пор есть поверье: вглядываясь в образ на портрете, загадывать на будущее по выражению лица и глаз Марии Лопухиной. Говорят, она особенно расположена к влюбленным парам, иногда может даже дружелюбно подмигнуть – на счастье.

В лирическом стиле

Владимир Боровиковский написал этот портрет совершенно в ином стиле, чем это было принято тогда в традиционной живописи. Впервые в русском искусстве изображен наш пейзаж. Приглушенными лирическими тонами художник выписал белые стволы берез, золотистые колосья, васильки, розы, лилии. И на их фоне гибкая фигура девушки в простой одежде и без сложной прически –гармоничный образ единения с природой.

Боровиковскому удалось правдиво выразить эмоциональную жизнь человека, написать взгляд – смысл на живом лице. И такое случилось впервые в истории русской живописи. По крайней мере, так утверждают современные искусствоведы. Мысленно художник проник в самые глубины душевного мира героини, нюансы внутреннего состояния, сотворил эстетический идеал.

«Неуловимая подвижность фигуры, изменчивость выражения лица, загадочность улыбки». Такими словами зрители выражают свое впечатление, увидев знаменитую «Мону Лизу» великого Леонардо да Винчи. Схожее впечатление производит и портрет Лопухиной. Невероятно большой диапазон чувств, мыслей, вопросов о любви и смерти, эфемерности бытия и его вечности, борьбе и единстве добра и зла способны вызвать и одна, и другая картины...

В 1885 году поэт Яков Полонский написал бессмертные строки, посвященные образу Марии Лопухиной.
«Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать».

Загадки известных полотен

Эксперты, опровергавшие легенды о мистике картин, в частности портретов, все-таки признают: какая-то загадка существует. Так, Игорь Вагин, ведущий специалист России по танатологии (наука о смерти), считает, что портрет - это биоэнергоинформационный фантом человека. Почему при разводах люди рвут фото партнеров? Потому что хотят принести им несчастье. А портрет - более мощная структура.

Механизм воздействия картин, утверждает Вагин, довольно прост. На выставки знаменитых художников ходят массы людей. Вместе с тем у талантливых мастеров много коллег-недоброжелателей. На кого переносится вся зависть, черная энергия? Конечно же, на портреты близких людей, в которые мастера вкладывают свою любовь. И чем талантливей сделан портрет, тем ранимей оригинал. Кто-то из зрителей просто завидует красоте этих женщин.

Собственные портреты заказывать не стоит. Связь с оригиналом все равно существует. Что касается портретов чужих людей, то при их покупке нужно обязательно обращать внимание на глаза. Если они хорошо прорисованы, лучше выбрать картину поплоше. Ведь, в основном, портрет магнетизирует глазами, реже руками. Такая задача стоит перед любым художником.

Ведь создавая картину, он вкладывает в нее всю свою душу, насыщая тем самым полотно огромной энергией, которая за многие десятилетия и века своеобразной «выдержки» в какой-то момент может достигнуть критического уровня и «выстрелить».
Ростовский оператор биолокации Анатолий Бабанов уже долгое время занимается изучением влияния произведений искусства на настроение и психику. Он уверен, что некоторые картины могут спровоцировать заболевание и даже смерть хозяина комнаты, в которой они висят.

По мнению исследователя, не все картины стоит держать дома. Лучше всего вешать в комнате легкие зарисовки, дружеские шаржи, светлые натюрморты. Хотя иногда даже невинные пейзажи могут нарушить сон и повлиять на здоровье. «Один мой друг, - рассказал Бабанов, - повесил у себя в изголовье пейзаж с церквушкой на берегу пруда. И каждое утро стал просыпаться в пять часов. Я посоветовал ему перевесить картину в другой конец комнаты. Он стал спать нормально. Я предположил, что его могла будить служба, начинавшаяся в нарисованной церкви рано утром».

В свою очередь, известный психиатр профессор Александр Бухановский уверен, что картины сами по себе не вызывают психическое расстройство. Но могут смоделировать или усилить психологическое состояние, в котором находится человек. Например, если он в депрессии, то картина может ее усилить. Особенно это касается произведений символизма или кубизма. По мнению Бухановского, если картина вызывает странные ощущения, портит настроение, пугает или даже генерирует призраки, надо немедленно избавиться от нее.