История за историей. Гл. 9. Капсюли

Владимир Кабашев
Капсюли

Вот ещё одна история о моём оружии...
Было нам лет двенадцать... Пошла мода в нашем дворике на Республиканской на изготовление  пистолетов. В ход пошли подходящие трубки из подходящего металла - поджига!
   Набиваешь незагнутый конец трубки серой от обыкновенных спичек, а до этого делаешь небольшое отверстие напильником у загнутого конца для пОджига и проводишь испытание – поджигаешь, и из трубки вылетает с треском пулька - какая-нибудь фигня – например, свинец, нарезанный ножом или ещё чего-нибудь.  Но эта конструкция быстро была раскритикована нашими отцами - опасно!
   Другая конструкция: гильза от охотничьего ружья привязывалась изолентой к деревянному основанию пистолета. Внутри гильзы на резинке ходил боёк для удара изнутри в охотничий капсюль. Капсюль взрывался при ударе бойка и вылетал, освобождая место для следующего, который устанавливался лёгким постукиванием молоточка.
   Капсюли купил нам дядя Вася Климов, наш сосед из квартиры номер 5 - в прошлом танкист в горящем танке, горел - инвалид без ноги выше колена.
   Сделали, испытали и стреляли во дворе. Громко! Это нам нравилось больше. Но и этому увлечению пришёл конец.
   Был в соседнем дворе мальчишка, более старший по возрасту, чем мы, но менее уважаемый в мальчишеской компании - Лысаков Сашка - прозвище Лысый.
   Он не участвовал в изготовлении капсюльных пистолетов, а просто выпрашивал у нас как милостыню несколько капсюлей - клал их на асфальт и булыжником бил по жёлтеньким пятачкам, издавая грохот, который ему очень нравился. Но однажды за этим занятием застал его один оперуполномоченный из детской комнаты милиции.
   - Та-а-ак...- где взял капсюли?
   - Одолжил у Вовки Кабаша....
   - Где живёт Вовка?
   - Республиканская 14: Жёлтый дом в три этажа - на втором квартира шесть...
   Привёл гостя, а дома была только моя старшая сестра, которая и встретила радушно оперуполномоченного.
   - Где рабочее место Вовы?
   - А вот столик  на четырёх ножках у окна...
   Открывают, выдвигая единственный ящичек - а там - пушка! И капсюли от дяди Васи.
     - Та-а-ак... С папой или мамой вечером в комнату милиции явиться для разборки!

 Явились вдвоём с мамой: « Где взял гильзу?»
   - Мальчишки шли, бросили, а я поднял...
   - Где взял капсюли?
   - Деньги от завтраков сэкономил - попросили незнакомого дяденьку, купил в спортивном магазине на Таллинской... А что я такого сделал плохого, что Вы меня допрашиваете?
   - Понимаешь... вот люди, которые воевали на настоящей войне, жалуются на выстрелы в вашем дворе... Им это слушать очень неприятно...
   Короче, довели своими разговорами мальчишку до слёз. Держался долго, пока не заплакала мама... Потом заплакал и я...
   Заставили писать объяснение письменно - написал целое сочинение. Правда, потом, когда моя объяснительная была положена в сейф, из того же сейфа мне показали целый набор из ножей, финок, пистолетов, изготовленных моими сверстниками - целый арсенал! У меня загорелись глаза!
   Потом поговорили по- хорошему.
   - Где, когда вырастешь, будешь работать? Где бы ты хотел делать своё оружие?
     -  На заводе "Северный Пресс". Там делают ракеты!
     - Откуда знаешь?
   - Все знают! Там делают приборы для ракет!
   Мама только охнула от моего откровения.
   - Да-а-а... - сказал оперуполномоченный, - ох уж эти мальчишки! Ох уж эти взрослые!

"Никогда не буду изготавливать оружие, никакое... - ни холодное, ни огнестрельное"… - прочитав статью в Уголовном кодексе, подписал я.
    -  Простите, люди! За то, что не сдержал своего мальчишеского слова!
   Правда - моё оружие - отчасти вежливое. Почти как капсюльный пистолет!
   А Лысакову Сашке - Лысому! Который донёс на меня, досталось от моих друзей, которых я не заложил. И поделом ему: Сам погибай, но товарища выручай!
   А тётя Валя Климова, полная дама, наша соседка, жена дяди Васи и мать Вовки Климова, узнав о моей истории отобрала у своего сынка коробочку с капсюлями и высыпала их в туалете, в унитаз.
   А они там лежат и светятся! - жаловалась тётя Валя моей маме - проклятые! Как их оттуда теперь достать?!


Жёлтый дом в три этажа. Песня
 
Жёлтый дом в три этажа,
На втором - квартира шесть.
Тётя Клава там жила,
Жил и я когда-то здесь.
Крюк на двери затворять
Тётя Клава не спеши...
Я пойду ещё гулять,
Я давно уж стал большим.

Тихо дремлет наш чердак,
Сохнет мокрое бельё.
- Эй, Кайдан, куда чудак?
Там чердачное окно.
Звёзды россыпью висят,
Освещая бытиё:
Мама с папой говорят:
Комунальное жильё.

На перилах ездит Клим,
Жжёт газету Юрка Влас.
На Атасе я один:
- Сека братцы, дверь, атас!
Это Токарев, еврей,
Вышел мусор выносить...
Ноги делаем скорей,
Ноги надо уносить.

Жёлтый дом в три этажа,
На втором - квартира шесть.
Тётя Клава там жила,
Жил и я когда-то здесь.
Крюк на двери затворять
Тётя Клава не спеши...
Я пойду ещё гулять,
Я давно уж стал большим.

   На самом деле, по жизни, получилось так, что мой отец с моим учителем по физике дали мне возможность сделать своё, подчёркиваю "своё" оружие. Хотел-мечтал мальчишка сделать - вот и сделал! Физик дал свою тему - звук и провёл меня-мальчишку по жизни. Характеристика характеристикой, но , именно, он представил меня руководству Объединения  и вёл долгое время, конечно, помогая мне в моих делах, а я и не знал этого и даже не догадывался об этом. Всё увязалось через почти всю жизнь...