Отчёт 4. Награждения и Призы

Элла Лякишева
               
      НАГРАЖДЕНИЯ И ПРИЗЫ

                А главное моё желание - говорить так, чтобы            
                растормошить, растрясти, растревожить, заставить
                смеяться и плакать, заставить проснуться и загореться,
                разбудить желание стать отважней и честнее!..

                Инна Люлько 

       Не могла удержаться, чтобы не взять эпиграфом слова одного из талантливых авторов Прозы, потому что они созвучны моим душевным порывам.  Ну, а теперь к делу!

       Самый приятный момент в любом соревновании – это, конечно, награждение. Хотя… нет, не хочется называть наше общение в эти дни ни соревнованием, ни конкурсом – я назвала бы его правильнее: 

     ПОЭТИЧЕСКИ-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИМ  ПРОЕКТОМ.

    Ещё раз благодарю всех, принявших в нём участие. В ваших откликах вы говорите именно об этом – СПАСИБО ВСЕМ! Без вас, откликнувшихся на мой призыв, ничто бы не состоялось. Прекрасно написала об этом Галина Гостева:
 
     «Читая миниатюры конкурсантов с искренними, прочувствованными воспоминаниями, связанными с поэтическими строками, я радовалась и печалилась, восхищалась и порой не могла сдержать слез от переживаний. Открыла для себя много новых талантливых авторов на сайте " Проза.ру", с творчеством которых горю желанием познакомиться ближе».

    Спасибо тем, кто перечислил мне баллы, хотя я даже не намекала об этом. Огромная сумма получилась! И я с удовольствием (тоже огромным!) перечислю их победителям. И вы, пожалуйста, не отказывайтесь, а потратьте их на анонсы ваших произведений. Реклама, как известно, двигатель не только торговли, но и Прогресса: приглашая читателей, вы приобретаете новых читателей, а может, и друзей!

    Итак, а теперь Призы.
1 место - 5 тысяч баллов:  Терентьев Александр.  (Пригодятся – для конкурсов!)
2 место - по 4 тысячи баллов: Мария Купчинова, Яков Каунатор, Михаил Троекуров.
3 место – по 3 тысячи баллов: Виктор Осмаров. Светлана Светлая Ночка, Михаил Мороз.
4 место – по 2 тысячи баллов: Мила Суркова, Светлана Груздева.
5 место – по 1 тысяче баллов: Ольга Постникова, Андрей Харламов, Майя Манки.

Авторский приз - 1000 баллов: Володе Моргану Золотое Перо Руси за эссе "А.С.Пушкин в Канаде"(Вне конкурса)

              Теперь перехожу ко Второму этапу награждений

         ПРИЗ ЧИТАТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ (по 1 000 баллов)   вручается авторам, кто получил более, чем 60 рецензий. Это:

           Нина Радостная
           Лидия Парамонова-Фокина   
           Мария Купчинова
           Виктор Осмаров
    Много рецензий и у Игоря Лебедева, но его замечательная миниатюра о Высоцком написана давно, а жюри учитывало рецензии за январь-февраль 2019.

    Призы за  творческие, содержательные, оригинальные  рецензии и интересные ответы рецензентам - по 300 баллов.
    Извините, если не успею перечислить все баллы в один день, но постепенно – обязательно!

     Начала печатать список и… восклицаю: «Ой, что это я? Не собираюсь ли назвать ВСЕХ  конкурсантов?!! А, пожалуй, так и может получиться!"

    Да, да именно так! Очень многие написали яркие, умные, эмоциональные рецензии, не жалея света душевных переживаний. СПАСИБО за этот свет и искренние эмоции! Вы познакомитесь с авторами таких рецензий далее, чуть ниже.

      Но, если честно, исключения были: несколько авторов довольно высокомерно заявили, что «похваляшек» писать не будут. Так-таки и не писали…  Такая картина возникла перед глазами: пришёл человек, бросил на стол своё прои, посмотрел свысока на прочих – дескать, не компания вы мне, не ровня, не стОите моего драгоценного мнения, и хлопнул дверью…

     Никогда мне этого не понять - этого мрачного нежелания поделиться радостью от чтения или разделить светлые чувства!

     Но зато, как приятно  читать рецензии нормальных читателей!  Завязывалась беседа, находились единомышленники, рождалась дружба.
 
     Кто-то может не поверить. Но я приведу примеры – жаль, что лишь некоторые, но вы-то знаете почему. К тому же о многих уже рассказали и Светлана Весенняя

 в «Пристрастных заметках»      http://www.proza.ru/2019/02/17/469,   и
Мореас Фрост в Отчёте №2       http://www.proza.ru/2019/02/16/1639

Итак, дружеские рецензии, адресаты которых:

        ВИКТОР ОСМАРОВ  («Я в весеннем лесу пил берёзовый сок…»

      «Смотрел фильм, слушал с удовольствием песню, но, к своему стыду, никогда не интересовался, кто автор.  Ножкин так исполнял песню, что вопросы отпадали сами собой. Благодарю за то, что напомнили нам и про песню, и про настоящего автора – Евгения Аграновича. И напомнили про тех, кто спасал другие жизни, они были настоящими людьми...
Александр Бутузов» 

    «С месяц назад приходит к нам дочка моего друга. По-русски говорит неважно, выросла за границей.
- Я есть нашла моя любимая русская песня, хотеть вам показать (утрирую, конечно, но где-то так). Открывает ютюб, находит клип. Песня 'Березовый сок' в исполнении... Олега Скрипки. И весело, и грустно )) Согласен с вами. Это песня из тех, что не проходят, а остаются. /Сергей Роледер»
                ----------------------------------------

      ЛИДИЯ  ПАРАМОНОВА-ФОКИНА («Две звезды»):

           «Огромное спасибо Вам, Лидия, за эту искреннюю, эмоциональную миниатюру-исповедь, в которой так тесно переплелись строки о Вашей судьбе с судьбою поэта Бориса Саввовича Дубровина и его творчеством. Какое счастье быть любимой и самой так горячо любить мужа-пилота. Без такой взаимной любви трудно было бы летать в небе:
"Улетаю я в ночь тёмно-синюю,
две звезды отыщу в облаках.
Вижу в небе глаза я любимые,
вижу небо в любимых глазах. –  А полет мужа продолжается в сыне и внуках. /Галина Гостева»

     "Строки, которые не просто отозвались в сердце, они в нём запеклись… И потому - эти строки пожизненно. Может быть, будут другие поэты, более талантливые, мудрые... Но эти строки - навечно…
И - от меня Вашему сыну:

Мы повторим своих отцов
И в наших детях повторимся.
Чертами прожитых веков
Мы с будущим соединимся.

Мы повторим своих отцов,
Их кровь бежит по нашим венам.
Да не прервётся нить веков -
Да будет жизнь благословенна. /Яков Каунатор"
      
     «Если у поэта есть такие стихи, которые хотя бы у одной женщины поддерживают ее душевную стойкость в трудных жизненных ситуациях, то он имеет полное право называться Поэтом с большой буквы. /Орнелла Цаллагова»
                -------------------------------------------

              НИНА РАДОСТНАЯ («Будут гордиться сыны»)

    «Спасибо Вам, Нина, за эту миниатюру, за память о поэте-фронтовике Семёне Гудзенко! Перечитала его стихи, пронзительные строки, опалённые войной. Сколько горя она принесла, сколько судеб искалечила! Об этом нельзя забывать:
...Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают
эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат... /Вера Полуляк

    «Поэты-фронтовики это совершенно особая каста в советской поэзии. Да и в современной тоже. Их стихи о войне спокойно читать невозможно. Незадолго до Вашей миниатюры я читал о Юлии Друниной.  Я люблю стихи Левитанского. А сколько не вернувшихся… Кульчицкий, Коган...
Это здорово, что мы их помним. Помним и читаем. /Владимир Мальцевъ» 
                ------------------------------------ 

         МАРИЯ КУПЧИНОВА («Здесь навеки меня отразили пруды»)

    «Как славно все переплелось в Вашей миниатюре, Мария: и подростковые воспоминания о первой поездке в Питер, и удивительное стихотворение Всеволода Рождественского о бронзовой девушке на гранитном камне,  и судьба поэта, написавшего эти строки. Я уверена, что дочки Ваши также помнят и эту поездку, и эти стихи. Почему помнят, отвечу строками стихотворения самого Всеволода Рождественского:
 Есть стихи лебединой породы,
Несгорающим зорям сродни.
Пусть над ними проносятся годы, -
Снежной свежестью дышат они.  /Галина Гостева» 

     «В юности я часто приходила к вечно юной деве грустить :)
Знаешь, Машенька, когда живешь рядом с красотой, нет, не привыкаешь к ней, а словно бы живешь в ней и кажется, что так и должно быть. Словно воздух такой вокруг. И лишь оторвавшись - понимаешь, что не можешь дышать другим воздухом... Об этом и эти стихи, дорогая. Я прочитала их именно так. /Аполлинария Овчинникова»
 
     «Внешне бесхитростная история, благодаря Вам, превратилась в философское размышление о Родине, поэтичности окружающей нас обыденности: "... отзвучали слова и показалось: ожила, затрепетала струя. Подставляя ладони, пили холодную воду. Первый раз в жизни девочка почувствовала, как сжалось сердце."  /Виктор Осмаров»
                ----------------------------------

         ВИКТОРИЯ  РЯСКИНА  «ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ»

          «Нет в стихах утончённой замысловатости, тонкой словесной вязи. Есть  щемящая простота, идущая от сердца. В этой простоте всё искренне, душевно, и потому ей веришь. Есть радость жизни, которую, наверное, можно было бы назвать наивной, потому что автор радуется вещам очень простым - солнечному лучику, новому дню...
И есть в них лёгкая грусть от физического увечья. Не стенания, не горькие всхлипы, именно лёгкое сожаление. И - несмотря ни на что - будем радоваться простым земным радостям, что дарит жизнь.
Фотография замечательна.  Острый, пронзительный с хитринкой взгляд. Ощущение - домовичок сидит.))) Миниатюра, а в ней столько сердечной теплоты и добра…/Яков Каунатор   

     «О Вашем свёкре, Виктория, словами Рубцова:
Глядит глазами голубыми,
Со злом готовый на борьбу,
Словами тихими, скупыми
Благодарит свою судьбу.

Всё помнит он, что было прежде,
И не боится черных туч,
Живёт себе в простой одежде
С душою светлою, как луч!    /Юрий Кутьин»   

                -------------------------------------

             ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВА 4 («Весело текли вы, детские года»)

    «Ах, Валентина! Как хорошо Вы написали! Помню, это было первое стихотворение, которое я выучила со слов моей бабушки (тогда сама я ещё не умела читать)... и до настоящего времени помню его наизусть. И так же, как и герой этого стиха, во сне видела чудесные края, засыпая под бабушкины песни, сказки, прибаутки.
Спасибо Вам за неожиданную встречу со своим детством и за напоминание, что это светлое стихотворение написал Иван Суриков! /Нестихия 
              ---------------------------------------

        ВАЛЕРИЙ СЛЮНЬКОВ («Поставьте памятник деревне»)

      «Валерий, спасибо за знакомство с поэтом Н.А.Мельниковым. Стихи своевременны. Мне, как и Вам, тревожно, что "Скоро не останется помнящих даже названия. Вспомним, как жила впроголодь деревня, а кормила, пусть не досыта, да помереть не дала и городу и фронту в лихую годину. Да вот сама... не выжила." Обидно. Спасибо Вам за светлую печаль.
Людмила Алексеева 3» 

      «Во все века деревня кормила, поила, рожала и на войну за Русь первая вставала и побеждала. А сейчас кто встанет за землю родную? ... наверное роботы? Ну и что ж, если опять - то придётся нам, "детям войны», прожившим свой век в деревнях, которых нет, и мы поднимемся в последний путь. / Александр Жгутов».
        Ответ автора: «Спасибо Вам за принятое и понятое от такого же "дитя войны" рождения 41-го. Будем надеяться не на роботов. А может, и на них, когда отнимут они рабочие места у людей, вот и вспомнят о корнях своих, и оборотятся к  земле-кормилице».


           «ПЕРЕСТРОЙКА - ЛИХИЕ ДЕВЯНОСТЫЕ
Бобыль Егор стучит, ежель попросят,
и ладит по привычке чей-то крест.
По осени десятков стукнет восемь,
на сорок вёрст - один на всех невест.
Давно пуст хлев, порос пустырь бурьяном,
где колосились сочные хлеба,
В которых он ещё парнишкой бравым
с прелестницей своей сходил с ума.
Траву косою косит баба Фрося,
как дожинает жизнь - на посошок...
Умрёт Егор, кого тогда попросят,
чтоб сладил крест из высохших досок? /Надежда Кучумова 2»

     «День добрый, Валерий! Вы на все двести правы: в убиении деревни виноваты мы все. И я в том числе. Уехал - хоть и не очень далеко. "Нет здесь ни перспективы, ни... ничего нет!" А потом и вовсе ничего не стало - почти в прямом смысле. Будет еще хуже...
Так что постоим, помолчим... Прощай и прости, родная деревня...
Спасибо и всего самого доброго Вам! /Александр Терентьев
                -------------------------------

          ЛАНА СИЕНА ("Живописцы, окуните ваши кисти...")

        "Скажи - Булат Окуджава - и сразу к этому имени потянутся миллионы сердец. Владимир Высоцкий и Булат Окуджава - такие разные, но объединённые общностью - всеобщим поклонением.
Есть в стихах Окуджавы одна особенность: едва ли не из каждой строчки возникает сюжет для повести, рассказа, романа... "Эта женщина в окне в платье розового цвета..." Воображайте, воображайте, сочинители!
"Над дорогой смоленскою как твои глаза...", "Полночный тролейбус кружит по Москве..." Удивительная поэзия, так сопричастная нашим ощущениям…
Есть очень много замечательных исполнителей Окуджавы, но особенно он любим в Польше. Попробуйте набрать в поиске Окуджава на польском, и если найдёте концерт во Вроцлаве, кажется, год 1992, получите огромное удовольствие.
Яков Каунатор   
              Ответ Ланы:
     Посмотрела и послушала концерт во Вроцлаве, 1991 год.
Очень душевно. Боюсь, что сейчас такой концерт вряд ли бы состоялся.
Вы правы - каждая песня и баллада Булата Шалвовича - это сюжет повести или романа, это целая жизнь. Не уверена, что без песен Окуджавы получился бы такой пронзительный фильм, как "Белорусский Вокзал", или например, "Белое солнце пустыни":
"Ваше благородие госпожа удача,
для кого ты добрая, а кому иначе.
Девять граммов в сердце
постой - не зови..."
              ------------------------

          ЛЮДМИЛА  МАЙ  («На остановке женщина стояла…»)

        «Браво, Людмила. Прекрасная миниатюра. Отлично выстроен текст. С самого начала захватывает дух и не отпускает до конца, наоборот, усиливает эмоциональность изложения. Вам удалось убедительно показать, до каких чувственных и эмоциональных высот может взлететь человек, благодаря "ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВУ - ПОЭЗИИ"./ Евгений Говсиевич

     «Здравствуйте, Людмила! А я всегда думал, что это стихотворение написал мужчина, и оно выглядит вот так:

На остановке женщина стояла,
похожая на стаю белых птиц.
Она непостижимо состояла
из длинных пальцев,
платья, жестов, взглядов,
волос летящих, ветра и ресниц.
Кого ждала она, волшебница такая?
О чём мечтала, как тут разберёшь?
Её увидел я, конечно, в мае
И не забыл, ну просто в сердце нож.
Мне подойти бы, но она ведь - стая.
Я побоялся птиц тех распугать.
Конечно, я взлечу, я их поймаю.
Ведь тоже иногда могу летать.
Взовьюсь. В мечтах. Ах, нет моей невесты.
Уехала, и как её догнать?
Я помню пальцы, платье, взгляды, жесты.
И мне осталось только лишь мечтать.
Непостижимая! Ты даже ведь не птица.
Ты - целый сонм голубок белоснежных.
Я помню твои длинные ресницы.
И шаловливость глазок очень нежных.

- А вообще, знакомая ситуация. Я стихотворение своей любимой поэтессы обнаружил на клочке газеты, а перед этим томление такое было, просто позарез мне нужен был любимый поэт, без шуток. И вдруг - чудо. И трепетное волнение: "Кто?" И радость, когда узнал, что это Марина Цветаева. И - любовь на всю жизнь. Другими увлекался, конечно. Как без этого? Но всегда возвращался к ней. /Михаил Троекуров   

- Ну вот, Михаил, и вас вдохновили стихи Марины Кулаковой на полёт!/
Людмила Май
 
- А я думал, Вы не догадаетесь, что продолжение я написал) /М.Троекуров
              -------------------------------               
      «В памяти моей тоже сохранились такого рода стихи, из старых журналов. Понравившиеся когда-то и запавшие в память. Например: «В том городе, не верящем слезам, есть женщина. Она слезам не верит, она тебя спокойным взглядом мерит: Влюбился сам - расплачивайся сам" Или вот ещё из журнала "Техника-молодёжи»: "Вовек не променяю долю и жизнь и смерть до дна испить. Ведь если жить своей лишь болью, то есть ли смысл на свете жить?"
Хорошие стихи, как крупинки золота в песке, попадаются редко, но мимо не пройдёшь, привлечённый их блеском. Ваш стих - из таких. /Ян Архипов»

  - Стало интересно кому принадлежат приведённые строки. Погуглила. Оказывается, что стихи о женщине, не верящей слезам, принадлежат Семёну Ботвиннику, и сами стихи очень-очень грустные и проникновенные.
А вот из журнала "Техника - молодёжи" за 1973 год - вообще потрясающе: Геннадий Голобоков не только поэт, но и художник, создающий картины на тему научной фантастики. Вот цитата из журнала: "В живописной манере Г. Голобокова привлекает лиричность, одухотворенность людей недалекого будущего, их нравственная чистота, способность к самопожертвованию, духовное подвижничество. Трудно отделаться от впечатления, что художник, столь остро чувствующий многокрасочность, многообразие жизни, должен и сам быть человеком необыкновенной профессии: летчиком, геологом, путешественником и т. д. Тем с большим изумлением узнаешь, что Геннадий Голобоков сызмальства прикован к постели тяжким недугом". Очень необычна судьба этого человека: "Ведь если жить своей лишь болью, то есть ли смысл на свете жить?" Спасибо, Ян, за ваш такой поэтический экскурс в такое уже далёкое наше прошлое. С удовольствием познакомилась с неизвестными мне поэтами, которых вы узнали и полюбили, как и я, из журнальных публикаций. /Людмила Май».   
                --------------------------------

              ЕВГЕНИЙ РАТНИК  («Капли датского короля»)

    «Евгений! Интересное произведение вы предложили читателям! На первый взгляд, очень простое: лукавая ирония Булата вначале вводит в заблуждение... Но это стихотворение - маска. Под ней - горькая субстанция лекарства, хотя и замешенная на сахарном сиропе, - всё равно горькая...В нём - концентрация мысли и чувства - глубокий смысл.  /Элла Лякишева

    «Не лгать, быть благородным, смелым, порядочным, уметь защитить слабого...Если бы... Если бы всего этого можно было добиться приёмом микстуры от кашля! Увы! таких капель нет. А есть замечательные стихи Окуджавы, которые очень полезны для здоровья, нравственного здоровья.
Спасибо, Евгений, за интересную миниатюру!   /Галина Кузина   
                -----------------------------------------------------

               ВЕРА  ПОЛУЛЯК («А иначе – зачем?….»)

      «Спасибо Вам, Вера, что Вы напомнили нам о творчестве Булата Шалвовича Окуджавы. Невозможно без душевного волнения слушать его песни, а эту особенно. Я разделяю его понимание о том, что " очень важно сохранить любовь в сердце, чтобы не очерствело оно, не озлобилось, а излучало любовь". Ведь, мы и приходим на землю, чтобы любить, светить и творить добро. Мне Ваши мысли очень близки и понятны. Счастья Вам, радости, света и гармонии в жизни. Любите и будьте любимы.  /Галина Гостева»

        "Если бы каждый человек излучал только любовь..." - Подумалось, что те, у кого недобрые помыслы и дела, тоже излучают... наверное, любовь к кому-то, избранному. Сложно всё в мире. Творятся дела – взаимоисключающие. Непросто поэту было в литературном мире занять достойное место. Наверное, потому что

"Вот так и ведется на нашем веку:
на каждый прилив - по отливу,
на каждого умного - по дураку,
всё поровну, всё справедливо".  /Ольга Постникова»
                ------------------------------------------------------

         ЮРИЙ  КУТЬИН  («Плыть, плыть, плыть»)

       «Никто его тогда не воспринимал как гения, как Ангела нашей Родины…  Может быть, самое главное в поэзии Рубцова то, что каждый в ней узнает себя, свою судьбу, свою Родину. Рубцов в стихах говорил, казалось бы, очень простые вещи простыми словами, говорил не только за себя, но и за всю страну, за всех нас. И слова его отозвались с удивительной силой»
Юрий  Кутьин
   
      «Писатель Фёдор Абрамов назвал Николая Рубцова "блистательной надеждой русской  поэзии!" Вам, Юрий, повезло жить с ним в одном городе и хранить в душе свет его поэзии.
                В этой деревне огни не погашены.
                Ты мне тоску не пророчь!
                Светлыми звёздами нежно украшена
                Тихая зимняя ночь...
   Эти пронзительные строки не могут не волновать душу.  /Алла Сторожева

        «Уже давно, морозной зимней ночью, на последних оборотах сдыхающего движка дотянули до улицы небольшого посёлка чуть в стороне от тракта. Поняли, что деревня заброшена. Куда? На шоссе? Никто не остановится - время лихое. И вдруг на дальнем конце деревни огонёк. Обогрелись, связались по радиотелефону. Вышел на крыльцо, звёзды. И само на ум пришло рубцовское: "В этой деревне огни не погашены". Запомнилось. /Валерий Слюньков»
                -------------------------------

     МИХАИЛ  МОРОЗ  («Самостоянье человека, залог величия его»)

       «Вы по-новому открыли для меня Пушкина! В самом деле, ЛЮБОВЬ к родному краю и САМОСТОЯНЬЕ возвышают человека, формируют его нравственность и обогащают душу. Пушкин - гений и в этом!  /Рита Аксельруд»
      
     «Особая благодарность за удивительные строки А.С.Пушкина. Вот только у меня есть свое мнение по интерпретации уникального слова САМОСТОЯНЬЕ. Самостоянье человека - это его внутренний дух, стержень. Таких людей совесть не мучает, потому что они сразу все на совесть делают. Такие люди строили деревни на голом месте. Уставшие, измученные долгими переездами по русскому бездорожью, вбивали кол и решали: "Тут быть деревне" (или хутору)! Своим потом и кровью поливали эту землю, но поднимали, хлеб растили, строили - созидали! Такие люди в атаку шли не под дулом автомата, не потому, что стыдно не встать, а потому, что они про это совсем не думали: вставали и шли - это их дело, и они его делали. Такие люди не оставляли родителей одних без опоры. Не бросали родительского дома и родные погосты, не оплакивали их, они в этом жили, и это было нормально, по-русски, по-божески… Переродились мы. Не созидаем, а разрушаем. Бросили кормилицу-землю, легкой доли ищем, при этом плачем о разорении деревни. Я, вероятно, разрушила лиричный настрой рецензий, извините.  /Галина Заковряшина.

                Ответ Михаила:   
 - Спасибо Вам, Галина, за очень интересную трактовку слова, изобретенного Пушкиным. Такая трактовка никак не противоречит моему ощущению этого пушкинского понятия».
                -----------------------------------------

             АЛЛА СТОРОЖЕВА («Знаешь, Зинка, я – против грусти…»)
 
    «Алла, спасибо большое, что вы такая есть. Я  вспомнила свой первый урок. Я тоже краснела, белела, багровела от волнения и от каверзных вопросов учащихся, которые были младше меня на 7 лет. Но я до сих пор этот день помню и до сих пор работаю в школе учителем русского языка и литературы. И нисколько не жалею вот уже 38 лет. /Галина Шандро

        «Такое совпадение, что "Зинка" - первое стихотворение о войне, которое учили в школе. Всю жизнь при случае его читаю на память. "Зинку" не забыть. От всей души благодарю ВАС. Я остаюсь под впечатлением. Светлая память девчонкам погибшим и Юлии Друниной тоже. /Нина Радостная»

        «Спасибо за миниатюру. Пробивает "током". Я в школьные годы ревела над стихами о войне. И сейчас мороз по коже. Мой отец был инвалидом ВОВ. На фронте был стрелком. О войне говорить не мог, плакал.  /Лидия Парамонова-Фокина» 
                -----------------------------------

         ДМИТРИЙ  МАШТАКОВ  («Ещё раз о переложении стихов на музыку»)

      «Необычная информация для меня, не музыканта, знающего, как это, вдохновившись музыкальным произведением, написать миниатюру или стихотворение. На волне. Когда душа поёт и сердце плачет. А вот взять необычайно музыкальное стихотворение Поэта и совершить обратный процесс - очень интересно! И приятно, читать, как Вы это делаете и что чувствуете при этом. Если подумать, ничего удивительного нет в трансформации Божественного и Неповторимого из одного вида искусства в иное. Когда лучшие качества души оживают, и возможным становится невозможное.  /Михаил Троекуров»

            Ответ Дмитрия:   
- Я вот наоборот - стихотворение по музыкальному вдохновению вряд ли напишу. А  стихотворение по картине - вполне. Мне кажется, что когда мы сочиняем стихи, то чутко прислушиваемся к интонации каждого выплывающего из подсознания слова, чтобы решить, правильное ли оно, это слово? Это очень тихое вслушивание, а внешняя музыка, как мне кажется, будет сильно мешать…»  …

                И далее до-о-олгий  диалог двух творческих личностей. Читала и завидовала их эрудиции, полёту мыслей, увлечённости!

       АЛИНА КОСТРОВА   («Когда я вернусь…»)

     «Отлично написано, Алина. Смелая попытка проникнуть в мысли поэта в тяжёлый момент, в первое, возможно, осознание, что это - навсегда.
И написалось естественно, не натужно. Уместно и точно подкреплено цитатой. Очень здорово, по-моему. /Наталия Шайн-Ткаченко»

    Ответ Алины:   
- Если в жизни пришлось пережить что-то подобное, то ты понимаешь, как человек себя ощущает в такие моменты, какие у него мысли, чаяния.
Думаю, что в самые трудные времена, А.Галич утешал себя мыслью о возвращении, не допускал обратного. Но странно, что в концовке стиха он сам себя спрашивает: «Когда я вернусь. А когда я вернусь?»
Будто предчувствует – никогда…»

    «Меня этот конкурс удивляет все больше и больше. Знаете, ведь я был уверен - будет практически один Есенин. И ошибся. Нет, ничего не имею против него. Но есенинский культ заслоняет других поэтов. А они не менее интересны. Тот же Галич. Вот мои любимые строчки. Девизом по всей моей жизни. Я когда-то выписал их на листочек и носил с собой в кармане.

Как я устал повторять бесконечно всё то же и то же,
Падать и вновь на своя; возвращаться круги;.
Я не умею молиться, прости меня, Господи Боже,
Я не умею молиться, прости меня и помоги... /Владимир Мальцевъ»
                ---------------------------------------------

      СВЕТЛАНА ГРУЗДЕВА  («Ветка сосны»)
 
      «Светлана, чудесно Вы написали о дорогих строках и вместе с тем подняли такую глубокую тему. "Поэтам жить больнее", - пишете Вы. Но ведь, с другой стороны, возможность видеть красоту - это радость, а ещё и возможность рассказать об этом, поделиться увиденным... Спасибо Вам за это! /Галина Кузина»

       «Люблю японскую поэзию за образность и глубокий смысл, заложенный в малых строках... А вот в тему Вашей миниатюры отрывок из стихотворения моего племянника Дмитрия Куликова "Замки из песка":
Замки, замки из песка -
Наша жизнь и наше счастье...
И в движенье облака,
И сменяются века...
Жизнь - в мгновение длиной...
Что же  в нашей малой власти? -
Вновь, по смытому волной,
Строить замки из песка...
                Спасибо за впечатление! /Светлая Ночка»
               
                ЗАЙНАЛ  СУЛЕЙМАНОВ («Звезда, сверкнув на небосклоне…»)

       «УВАЖАЕМЫЙ ЗАЙНАЛ, то, что вы написали, "разрывает душу".
Как горько сознавать, что ты не всё сделал, не то сделал, недосказал, недоспросил, недоотдал.... Понимаешь это потом, когда поздно, и "кусаешь локти". Говорить на эту тему больно.
"3 года: Мама самая лучшая!
7 лет: Мама, я тебя обожаю!
10 лет: Мама, я тебя люблю!
15 лет: Мама, не ори!
18 лет: Мама, хочу уйти из этого дома!
35 лет: Хочу вернуться к Маме!
50 лет: Я не хочу потерять тебя, Мама!
70 лет: сколько бы я отдал, чтобы снова увидеть тебя, МАМА!!!"
С УВАЖЕНИЕМ!   /Евгений Говсиевич»
                --------------------------------------------------

     ОЛЬГА ПОСТНИКОВА  («напиши обо мне…»)

     «Ольга, огромное спасибо Вам! Я тоже хотела написать именно о Павле Когане и его "Бригантине".

«Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!» - (Павел Коган) - это и про меня. /Надежда Кучумова 2»

             «Я тоже с детства знаю и люблю эти строки:
"И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза.
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина подымает паруса." –
       Но так и  не знала бы Автора, если бы не Ваша миниатюра! Спасибо за знакомство и с другими стихами Павла Когана, и за такое хорошее, за Душу берущее воспоминание о стихах Вашей юности!! /Нестихия»

      «Да, мы соответствовали Вашим, Ольга, словам. Были верными ленинцами по воспитанию и романтиками по духу. Теперь отношение к тем временам стало сложнее. А вообще, стихи Павла Когана замечательные, честные. Песня «Бригантина» всегда была гимном туристов. Я в молодости увлекался походами, да и сейчас люблю путешествия. При случае даже через моря и океаны. Часто вспоминается эта песня. /Владимир Кожин 3»
                ======================================

       Как же незаметно ПРОЛЕТАЕТ ещё одна ночь! Я перечитываю ваши рецензии и не могу оторваться от искренних строк. Знаю, что пора уже печатать последний отчёт – но вздыхаю: так хочется рассказать ещё о многих! И если кого-то не упомянула, не обижайтесь, пожалуйста! Это не из-за того, что вы мне не понравились, но лишь оттого, как говорил Козьма Прутков, что  «Нельзя объять необъятного»…
    
    В заключение напомню вам ещё об одном талантливейшем и любимом мною Поэте. Жаль, что о нём никто не рассказал! Это Николай Заболоцкий.
  В преддверии 8 марта поющим конкурсантам  подскажу, что он автор слов потрясающей песни «Очарована, околдована». Музыку к ней написал Александр Лобановский.   
     И всем-всем дарю строки из «Метаморфоз» Н.Заболоцкого:

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, -
На самом деле то, что называют мной, -
Не я один. Нас много. Я – живой.

    И я желаю вам, дорогие друзья, не останавливаться на дороге, какой бы она ни была ухабистой или усыпанной розами,  но жить активной творческой жизнью! Любить мир, участвовать в разных конкурсах – двигаться ВПЕРЁД И ВЫШЕ!
     С уважением и признательностью и улыбкой,
                Элла Лякишева.