Старая фотография

Анатолий Комаристов
Вдохновило - Игорь Лебедевъ http://www.proza.ru/2009/06/16/378
                * * *      
На фото Анна Андреевна Косилова — сестра моей матери, моя тётя. Этой фотографии 114 лет. На обороте фото есть надпись — 1905 год. Сохранила снимок её сестра Александра Андреевна Косилова (тётя Шура), а после её смерти фото оказалось в архиве моего старшего брата, ушедшего из жизни в 2004 году. Мне это фото и часть архива брата передала его жена. Тётя Шура в своих записках писала, что в семье Анну Андреевну звали Анюта. И на обороте этой фотографии тётя Аня написала: «Милой Мамочке на добрую память. Анюта».
Как пишет Александра Андреевна, после смерти их отца Анюта в селе Козьминки поступила работать к князьям Волконским в качестве русской гувернантки. Она была видная и интересная. Вместе с князьями тётя Аня побывала в Германии, Франции, Швейцарии, Финляндии. Знала несколько иностранных языков.
Бабушка рассказывала, что Анна Андреевна просила её отдать ей тётю Шуру и обещала, что «даст ей образование и сделает человеком». После революции тётя Аня жила в Ленинграде. Во время войны вместе с интернатом для дипломатических работников эвакуировалась на Урал. Её сын Николай погиб на фронте, а муж умер во время блокады Ленинграда.

…В 1950 году мой школьный товарищ Владимир Статкевич уговорил меня съездить на каникулах в Ленинград на экскурсию. Я учился тогда в Харьковском мединституте, а Владимир из Ленинградского института физкультуры, куда поступил после окончания школы, перевелся в Харьковский Горный институт. Володя обещал показать мне Ленинград и многие музеи. Я мог остановиться у Анны Андреевны. Дома мою идею одобрили. Я получил немного денег на проезд, подарки, культурные развлечения и  на каникулах мы поехали  в Ленинград.

Володя остановился у ребят в общежитии физкультурного института, а я поехал на Васильевский остров искать тётю Аню. Она жила одна в маленькой комнате в коммунальной квартире, бедно. Приняла она меня тепло, но была очень строгой. Наказов от нее я получил много – «туда нельзя, сюда тоже, поздно не приходить, громко не говорить, не стучать, ничего не трогать в коридоре, на общей кухне и т.д.». Жил я, вернее только ночевал, у тёти Ани всего несколько дней.

В начале 60-х годов Анна Андреевна приезжала в гости к своему брату Григорию Андреевичу Косилову в село Пархомовка Краснокутского района Харьковской области. В Харькове тётя Аня была у моего старшего брата. Он вместе с сыном отвозил её на своей «копейке» в Пархомовку. В моем архиве сохранилась фотография этой встречи.

В 1975 году Анна Андреевна ушла из жизни.
Светлая память Вам, тётя Анюта!

Фото из архива автора