Эдуард Стрельцов - насильник или жертва?

Валерий Ермыкин
В молодости на танцах мы с товарищем познакомились с двумя студентками мединститута. Так случилось, что мне и моему товарищу мастеру спорта по гиревому спорту понравилась одна девушка, а девушкам понравился я. После танцев я пошел провожать девушек, и они начали спорить, кого сначала провожать: каждая хотела, чтобы ее подруга первой попала домой. В итоге, победил аргумент, чей дом ближе, и я пошел провожать девушку, которая мне больше понравилась. Мы встретились с ней на следующий день, она мне очень нравилась, но она стала постоянно говорить, что ее папа много работает. Честно говоря, меня ее папа нисколько не интересовал, но когда девушка несколько раз повторяет одну фразу, я спросил, а кем работает ее папа. Выяснилось, что он - 2-й секретарь обкома партии. Я подумал, если, мы едва знакомы, а она постоянно упоминает своего папу, то она мне в дальнейшем «им выест мозг». И я не стал с ней встречаться.

Каждый человек делает выводы на основе информации и  собственного опыта.
Информацию в статье приведена из википедии и книги Вартаняна В.Т. Эдуард Стрельцов – насильник или жертва? – М.: Терра-Спорт, 2001. – 128 с.

«Эдуард Анатольевич Стрельцов (1937-1990) - советский футболист, выступавший на позиции нападающего и прославившийся по выступлениям за московский футбольный клуб «Торпедо» и сборную СССР в 1950-е годы и во второй половине 1960-х годов. В составе московского «Торпедо» стал чемпионом СССР 1965 года, а в 1968 году выиграл Кубок СССР. В составе советской сборной завоевал титул олимпийского чемпиона в 1956 году. Заслуженный мастер спорта СССР (1957, 1967), дважды обладатель приза от еженедельника «Футбол» как лучший футболист года в СССР (1967, 1968). Занимает 4-е место по числу забитых голов за сборную СССР.
Стрельцов считается одним из лучших игроков в истории советского футбола, многими спортивными журналистами сравнивался с Пеле. Он отличался блестящей техникой и одним из первых отточил умения отдавать пас пяткой. Однако его карьера была разрушена в 1958 году перед стартом чемпионата мира в Швеции, когда его арестовали по обвинению в изнасиловании 20-летней девушки. Несмотря на отсутствие прямых доказательств, Стрельцов был признан виновным и приговорён к 12 годам лишения свободы. Спустя 5 лет он был освобождён и продолжил выступления в «Торпедо», но уже не блистал так, как в прошлые годы, и завершил карьеру в 1970 году. В настоящее время имя Стрельцова носит стадион московского «Торпедо».
Стрельцов, который внешне выделялся своей причёской в стиле тедди-бой, замечался за употреблением алкоголя и встречался со многими женщинами. Вследствие подобных привычек руководство советского футбола и КПСС было обеспокоено поведением Стрельцова, которое напоминало «звёздную болезнь». Со Стрельцовым в своём время собиралась встречаться Светлана Фурцева (1942-2005), дочь будущего министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. Со Светланой Эдуард познакомился 9 января 1957 года на торжественном вечере в Кремле, посвящённому победе советских олимпийцев в Мельбурне. В ответ на прозрачные намёки Екатерины Алексеевны на то, что Эдуард и Светлана могли бы стать парой, футболист возразил, что у него уже есть невеста - Алла Деменко, на которой Эдуард женился 25 февраля 1957 года в самый разгар подготовки к сезону, за что Секция футбола СССР сделала выговор и Стрельцову, и его клубу. Вскоре после свадьбы Алла забеременела, и свекровь потребовала, чтобы Алла сделала аборт, однако она отказалась. Вскоре у Эдуарда родилась дочь Мила.
Однако его карьера была разрушена в 1958 году перед стартом чемпионата мира в Швеции, когда его арестовали по обвинению в изнасиловании 20-летней девушки».

Стр.54-55: «МЕСТЬ ЕКАТЕРИНЫ ФУРЦЕВОЙ? Эта версия заслуживает более подробного рассмотрения. «Вечерняя Москва»: «Фурцева (Екатерина Алексеевна Фурцева во второй половине 50-х секретарь ЦК КПСС, член Политбюро, глава московских коммунистов. - А.В.) мечтала выдать свою дочь за знаменитого спортсмена. Одним из тех, на кого она положила глаз, был Стрельцов. В 1956 году после возвращения из Мельбурна с Олимпийских игр в честь советских футболистов-победителей был устроен торжественный прием. На приеме присутствовали почти все кремлевские чиновники. Была там и Екатерина Фурцева... Она взяла в Кремль свою шестнадцатилетнюю дочь Светлану. На приеме среди гостей был 19-летний красавец - нападающий сборной страны Эдуард Стрельцов». Как человек, приученный к точности, извинившись перед авторами, внесу небольшие коррективы. Партия устроила прием в честь олимпийцев (не только футболистов) 9 января 1957 года. Сведениями о матримониальных планах Фурцевой касательно дочери не располагаю. По непроверенным слухам, Светлана была влюблена в Стрельцова. Все остальное верно. После этого следует рассказ журналиста Феликса Медведева о знакомстве Фурцевой со Стрельцовым и коротком диалоге между ними.  Догадавшись, куда  клонит  мамаша, знаменитый  форвард  «после  пропущенной стопки водки брякнул: «У меня невеста, я собираюсь жениться». Известны еще несколько вариантов ответа Стрельцова, от довольно дерзкого, учитывая ранг собеседницы: «Свою Алку ни на кого не променяю» до: «Я лучше повешусь, чем женюсь на такой...». Не счел возможным завершить фразу: последнее слово, хоть и цензурное, унижало достоинство 16-летней девушки. Да и не верю, что Стрельцов, даже «после пропущенной стопки», мог говорить в подобном тоне. И затем от редакции: «Факт встречи и разговор между Эдуардом Стрельцовым и Екатериной Фурцевой подтверждает ее дочь Светлана». Факт сей подтверждает (в несколько иной интерпретации) и вторая жена Стрельцова Раиса Михайловна (журнал «Футбольный болельщик» № 1, 1992). И, наконец, первоисточник - сам Стрельцов (в оной из книг Александра Нилина)».

Конкретные факты.

25 февраля 1957 года  - свадьба Эдуарда Стрельцова.

1 апреля 1957 года – начались проблемы у Эдуарда Стрельцова.

С.9: «Здесь 1 апреля 1957 года московское «Торпедо» встречалось в календарном матче недавно начавшегося чемпионата с минским «Спартаком». Уже на 10-й минуте Стрельцов увенчал стремительный марш-бросок на вражеские позиции мощным орудийным залпом. Еще через 11 минут одесский судья Михаил Шляпин удалил центрфорварда с поля за опасную игру против соперника, успевшего за полтора тайма изрядно допечь торпедовца. Случай рядовой - привычная коммунальная бытовая склока, каких на футбольных полях немало. Пристального внимания начальства такие мелочи не привлекали, гласности не предавались, да и бузотеров особо не тревожили. Мгновенная и необычайно бурная реакция на удаление в Одессе, последовавшая вслед за ней широкомасштабная антистрельцовская кампания с привлечением народных масс и неадекватных совершенному проступку карательных мер предполагают участие в акции невидимого режиссера.
С.12: «Через   несколько  дней   Секция   футбола СССР (с  1959 года - Федерация футбола), организация в то время общественная, бессильная, не столько решавшая, сколько послушно исполнявшая распоряжения многочисленных начальников - от  футбольно-спортивных до партийных, исполнила работу киллера: лишила Стрельцова звания заслуженного мастера спорта, объявила ему строгий выговор и дисквалифицировала на три игры. Но очень скоро, уже 20 апреля, свое (?) решение изменила. Настало время ознакомить вас, пусть и в неполном объеме, с содержанием нескольких документов из Государственного архива Российской Федерации. Содержание документа, включая примечания, наводит на мысль, что где-то вверху, возможно, почувствовав, что перегнули палку, решили  чуть  притормозить - звания пока не лишать. Успеется. Причем велено было пересмотреть решение настолько срочно, что не успели собрать людей. Четырех членов президиума, и том числе и председателя Секции футбола Валентина Гранаткина, к тому времени в Москве уже не было».

29 марта 1958 года - рождение дочери Стрельцовой Людмилы Эдуардовны.

25 мая 1958 года – эпизод изнасилования.

С.120: «Приговор
23-24 июля 1958 г. Судебная коллегия по уголовным делам Московского областного суда рассмотрев в закрытом судебном заседании в гор. Москве дело по обвинению:
СТРЕЛЬЦОВА Эдуарда Анатольевича, 1937 года рождения
УСТАНОВИЛА:
Подсудимый Стрельцов, будучи в нетрезвом состоянии, в ночь с 25 на 26 мая на даче Караханова на ст. Правда Мытищинского района Московской области, изнасиловал гр. Лебедеву. Находясь с гр. Лебедевой в отдельной комнате, Стрельцов начал к ней приставать, требовать вступления с ним в половую связь. Получив категорический отказ, Стрельцов решил овладеть гр. Лебедевой силой».

Мне ситуация видится следующим образом.

У Эдуарда Стрельцова и Светланы Фурцевой случился роман. Родственники не были против, и 25 февраля 1957 года состоялась свадьба Фурцевой Светланы и Эдуарда Стрельцова. Эдуард Стрельцов был молодым, красивым, известным футболистом, понятно, что он был кумиром многих фанаток, которые вешались на него. 1 апреля 1957 года его предупредили, что вести себя так не стоит. Он все осознал, и его простили. После рождения дочери, он пошел в загул. Фурцева Е.А. поняла, что такой муж дочери не нужен, но развод в данном случае не подошел бы, так как отец получил равные права на дочь. Придумали провокацию и 25-26 мая 1957 года реализовали. 

Изолировали, опозорили, запугали, а потом, когда он согласился играть по их правилам, выпустили.

Ломали его по всем правилам, а точнее по беспределу тоталитарного государства:

С.93: «Отправили Стрельцова отбывать срок с предписанием: «Только на повал или тяжелые работы». Начинал в Вятлаге, в тайге, там же работал на железной дороге такелажником, затем в Электростали на химзаводе. «Потом повезло, - вспоминал Стрельцов, - на строительство домов попал». В общем, намыкался изрядно, и где-то по пути дозу радиации прихватил. Добавив к ней в 86-м солидную порцию в Чернобыле, где участвовал в благотворительном матче, ускорил конец. Знал, на что идет, - отказать не мог: «Но ведь уважаешь их - людей», - объяснял, смущаясь, укоротившее жизнь решение».               

«Стрельцов вынужден был подписать чистосердечное признание в том, что изнасиловал Марину, будучи в состоянии алкогольного опьянения. В обмен ему пообещали, что его оставят в заявке сборной перед чемпионатом мира, однако это обещание не было выполнено ни следователями, ни судом. Предполагается, что следователь сам составил текст чистосердечного признания, который подписал Стрельцов. Согласно протоколу от 23 июля 1958 года, Стрельцов признал вину в изнасиловании, но не в хулиганстве. 24 июля 1958 года судебная коллегия по уголовным делам Московского областного суда под председательством А. Гусева в закрытом судебном заседании рассмотрела дело Стрельцова, признала его виновным и приговорила к 12 годам лишения свободы с запретом заниматься футбольной деятельностью - максимально Стрельцову грозило до 15 лет тюрьмы, и суд попросту не учёл, что у Эдуарда - мать-инвалид и двухмесячная дочь Мила. Все кассационные жалобы Верховный суд РСФСР отклонил. Рабочие московского автомобильного завода имени Лихачёва (покровителя ФК «Торпедо») запланировали марш с участием 100 тысяч человек в поддержку Стрельцова, однако он не состоялся, поскольку приговор вынесли ещё задолго до определения с датой марша. Огоньков и Татушин были отстранены от клубных выступлений на три года, а от игр за сборную - пожизненно.
Стрельцов отбывал наказание в различных местах лишения свободы: сначала он находился в Вятлаге, где работал на лесоповале, потом в Московской области, где работал на оборонном заводе, а позже был переведен в Тульскую область, где с помощью «авторитетных» заключенных администрация определила его на должность библиотекаря. В посёлке Лесной (Вятлаг) Стрельцов чуть не погиб от руки малолетнего «блатного» преступника по кличке Репейник, с которым успел подраться: той же ночью «блатные» подговорились убить Стрельцова и жестоко избили, набросив предварительно на него одеяло. Четыре месяца он провёл в тюремной больнице. Позже Эдуард участвовал в футбольных матчах заключённых Вятлага: начальник лагеря был поклонником футбола и организовал первенство Управления по футболу среди исправительно-трудовых колоний, в котором участвовало двадцать команд. В командах играли как сотрудники лагеря, так и заключённые, расконвоированные на время игры. Один из сидевших, Иван Лукьянов, говорил, что все заключённые с нетерпением ждали возвращения Стрельцова в футбол. После ухода из Вятлага Эдуард работал на оборонном заводе, где шлифовал металлические поверхности в цехе, а также в шахтах, где добывался кварц. За время заключения он серьёзно переболел».

Крепким орешком оказался Стрельцов Э.А., его втоптали в грязь, а он снова поднялся.
 
«Последние дни своей жизни знаменитый футболист провел в онкологическом центре на Каширке. Друзья по «Торпедо» и сборной СССР пришли навестить Эдуарда в его 53-й день рождения, хотя понимали, что он уже почти никого не узнает. Той же ночью его не стало».

Отвечая на поставленный вопрос, был ли Стрельцов насильником, можно сказать твердо – не был. Был ли он жертвой – пусть каждый решит для себя сам.

Есть один человек, который может подтвердить или опровергнуть мою версию, это первая жена Эдуарда Анатольевича Стрельцова – Светлана Петровна Фурцева (1942-2005)!

Она же Голикова Нона Анатольевна.
«ГОЛИКОВА НОННА ЮРЬЕВНА – театровед, драматург, журналист, внучатая племянница Любови Орловой. Родилась 11 апреля 1940 г. в Москве, окончила ГИТИС. Редактор отдела «Литературной газеты», редактор на телевидении, зав. литературной частью московских театров, автор теле- и радиопередач о театре, автор пьес, поставленных на столичной сцене. Автор первой в истории советского телевидения передачи о Михаиле Булгакове. Автор воспоминаний и книг о Л. Орловой и ее окружении».

А что же стало с дочкой Стрельцова?

С ней все нормально, но только зовут ее сейчас Голикова Т.А.
«Татьяна Алексеевна Голикова (род. 9 февраля 1966, Мытищи, Московская область, РСФСР, СССР) - российский государственный деятель, экономист. Заместитель председателя Правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики с 18 мая 2018 года».

http://www.mzk1.ru/2018/06/tatyana-golikova/: «Несмотря на то, что Татьяна Алексеевна Голикова происходит из самой что ни на есть простой семьи (папа – рабочий, мама – продавец в магазине), с самого раннего детства у нее проявлялись элементы аристократизма. Недаром Таню еще с начальных классов школы звали «Снежная Королева». Очень уж это прозвище подходило к высокой девочке с надменным взглядом, которая держалась в классе особняком. Но училась Татьяна Голикова хорошо, да и учителям нравиться умела. Поэтому сумела окончить школу с серебряной медалью.

Мальчики ее не интересовали, она решила делать карьеру, оставаясь «Снежной Королевой».

После «облома» с постом вице-премьера Татьяна Алексеевна Голикова поняла, что нужно искать себе более серьезных покровителей, нежели стремительно теряющий аппаратные позиции Касьянов. Тем более что в 2004 году он потерял пост председателя Правительства. В том же году Голикова из первых стала простым заместителем министра финансов. Однако ей удалось найти покровителя. И не просто покровителя, а мужа. Как уже отмечалось, в Министерстве финансов Татьяна Голикова продолжала играть роль «Снежной Королевы». Да, она вышла замуж, но без любви, просто потому, что «так надо». С мужем они жили фактически в параллельных измерениях, поэтому никто особо не удивился, когда спустя пять лет их брак распался. Но в 1998 году на заседаниях коллегии Минфина она обратила взгляд на нового заместителя министра, приехавшего из Челябинска Виктора Христенко. Татьяна Голикова вдруг поняла, что это — никто иной, как мужчина ее мечты. При этом Татьяну Алексеевну нисколько не смущало, что Виктор Борисович женат и имеет троих детей. Она приступила к планомерной осаде, которая продолжалась почти пять лет и завершилась счастливым браком. Во всяком случае, тогда он казался счастливым».

История, случившаяся с Эдуардом Стрельцовым, как выяснилось, не прошла даром для его дочери.

На фото слева направо: первая жена Эдуарда Стрельцова с дочерью, Эдуард Стрельцов, Голикова Н.Ю., Голикова Т.А.