Неподдающиеся

Вера Козубская
          
  Из экранов телевизоров, из интернета мы получаем столько  всякой информации, что уже поневоле начинаем воспринимать её как что-то отдалённое, не касающееся  лично нас. Интересно, волнует, восхищает, заставляет переживать, сочувствовать, злиться. Но и всё. И  вот однажды я посмотрела сюжет о совершенно слепом ростовчанине, который вместе с друзьями покорил гору высотой около трёх тысяч метров и  с тех пор не нахожу себе покоя. Похожие сюжеты уже не раз проходили по разным каналам и никогда не оставляли меня равнодушной. Но этот особенно зацепил видимо потому, что речь шла о земляке, ростовчанине. А может и потому что и в моей походной жизни поднакопилось немало подобных случаев. Не знаю, но захотелось о них рассказать. Столько вокруг нытиков, недовольных  жизнью, столько пессимистов, не умеющих ценить то, что имеют, что порой диву даёшься.
 
  Я трёхтысячных вершин не покоряю. Самая высокая гора, на которую пришлось взбираться пешком  – это Шапка в Псебае. Она всего около тысячи метров над уровнем моря. Восходила на неё дважды. Второй раз в марте прошлого  года. Группа была разношёрстная, но дружная. И с нами поднимались две женщины – мать, лет 55-ти и дочь инвалид лет 25-30-ти. Они сидели со мной за одним столом. Я не спрашивала, что у девушки за заболевание, но вернее всего это церебральный паралич, так как у неё плохо работала одна рука, и она тянула за собой ногу. И обута была не в кроссовки, как мы все, а  в плотные сапожки до колен, которые, видимо, помогали ей более уверенно ступать.

  Шли мы медленно, серпантином, а не круто в гору. Она иногда держалась за маму, но в основном старалась идти сама. Но вот последний бросок был потруднее, чем весь подъём. Участок был крут, под ногами камни, которые наш гид называл живыми, так как они лежали не плотно и могли в любую минуту выскользнуть из-под ног. Наташа (так её звали) старалась идти сама и здесь, прощупывая каждый камень своими больными ногами. Только в самых сложных местах позволяла принять протянутую ей руку. А помочь старались многие. Но вы бы видели её лицо, когда мы поднялись на вершину! Глаза её сияли, она с восторгом смотрела вокруг. Я не знаю чему я больше радовалась: тому, что я в свои 68 лет туда заползла, или тому, что эту вершину покорила эта сильная духом девочка.  Она всем нам преподала урок мужества.  А ведь накануне, когда мы ходили на водопады, я думала, что от восхождения она откажется. Не отказалась.

   На всю жизнь запомнила и ещё один случай.  В ноябре 2014 года поехала я в очередной раз в Адыгею. Ещё когда садились в автобус ростовчане, обратила внимание на двух женщин и одного мужчину. Старшая, по-видимому, мама мужчины, и младшая -  толи сестра, толи жена. Мужчина лет 30 с небольшим был на костылях. Вернее это были две палочки: одна обыкновенная, а вторая поддерживала его под локоть. Последствия ли травмы это, или ЦРП, не знаю, но ходил он с трудом. Он выходил из автобуса на плато Лагонаки, с помощью своих спутниц прогулялся с нами по Хаджохской теснине. Меня сверлила мысль: а как же водопады Руфабго, туда с такими ногами не пройти. Останутся ли с ним внизу его спутницы? Смотрю - идут. Все трое. Дошли до первого водопада, он долго смотрел на него сверху, фотографировал, потом сел на лавочку и говорит своим спутницам: « Вы идите, идите. А я посижу, подышу воздухом горным, полюбуюсь  природой». Мать замахала руками: « Что ты, я тоже с тобой останусь, пусть Лена одна сходит». Но он так строго на неё посмотрел, что женщина, прошептав «Хорошо, я пойду», отправилась за Леной. А он закрыл глаза и улыбнулся.

  Мужик!  Настоящий, сильный мужик, который даже в мыслях не мог допустить, что может стать обузой своим спутницам. Позже мы с ним вместе фотографировали  реку Белую и я даже попросила его сфотографировать меня на фоне реки и гор.  И я увидела - он был очень доволен, что незнакомая пожилая женщина не смотрит на него с жалостью, как это часто бывает, а ещё и просит об одолжении.

   Ещё с одной девочкой, не желающей пасовать перед болезнью познакомилась я во время своей первой поездки на Роза Хутор в 2011 году. Вернее не только с ней, но и  с её родителями. У девочки бронхиальная астма с младенческих лет. До 14 лет её возили в детский санаторий в Анапу. А потом… Потом она где-то прочла, что ей нужно в горы. И вот они всей семьёй уже в пятый раз поехали на Красную поляну. Там она впервые встала на горные лыжи – учились вместе с папой. А катались так: ингалятор и у девочки, и у папы - вдруг она не успеет свой вытащить.  На второй день нашего пребывания в горах, она решила освоить сноуборд. Освоила.  За время этих путешествий ингалятор понадобился лишь однажды.

   Часто в таких поездках приходится сталкиваться  с людьми в возрасте, которые пассивному отдыху на берегу моря предпочитают  прогулки по горной местности.  И не всегда это люди совершенно здоровые. Вот прошедшей осенью я в который уж раз ездила в Адыгею.  Это была поездка, которую можно назвать «пешком по Адыгее». Дни выдались дождливые, не совсем приветливые. Была с нами пара: бабушка с внучкой лет двадцати. Внучка неприятная самовлюблённая особа. Но видимо бабушка купила  путёвки, и поэтому ей приходилось «спонсора» терпеть, хоть и дерзила ей постоянно. А у «спонсора» больные ноги. Это видно было по тому, как она поднималась с кресла, выходила из автобуса. Но ведь выходила! И даже спускалась с нами в пещеры, ходила в Хаджохскую теснину, поднималась на смотровую площадку на Лагонаки.  Да не всё она могла осилить, пила таблетки, но сколько удовольствия было на её лице, когда ей удавалось победить себя!

   В этой же поездке был с нами и таганрожец  дед  Аслан. Нет, он не знал, что мы его так называем, а то бы обиделся. При подъёме в горы или при спуске в ущелья он подавал женщинам руку и помогал преодолеть тяжёлый или опасный участок. Ведь почти постоянно моросил дождь и тропы были скользкими. Деду Аслану накануне исполнился 81 год.  Не всегда ему было легко дышать, но он, когда я это заметила, прижал палец к губам и  покачал головой. Мол, молчи, не выдавай, сама пыхтишь.
Ещё раньше я писала об одной петербурженке, которая вместе с сыном шла к водопадам Руфабго. Он просил её вернуться, напоминал, что бабушка, не так давно перенесла операцию, что ей 75 лет. Но всё напрасно. Она прошла весь маршрут и даже хотела искупаться в водопаде. Но здесь уже сын, которому было где-то за 50, настоял на своём. Он вручил ей фотоаппарат, чтобы отвлечь от «глупых» мыслей.
Не могу забыть и бабушку Веру с двумя внучками, хоть это было где-то лет 10 назад на Агурских водопадах. Подъём там непростой и тропа в то время была не оборудована  перилами даже  в самых опасных местах - не знаю как теперь. Она очень хотела довести своих девочек до конца  пути. Одних отпускать боялась. Но подкачало здоровье и они остановились, решив дожидаться нас на половине пути. И вот искупавшись в водопаде, выхожу и что же я вижу? Бабушка Вера с внучками в купальниках выходят из импровизированной раздевалки. Удивившись (ведь она так тяжело дышала, когда я их оставила на тропе) я спросила: - Сколько же вам лет, Вера Васильевна?
    И вот что услышала в ответ: - Да лет то мне всего 70, просто мотор барахлит, а внучки что же из- за меня на водопадах не побывают?

   А года три  назад  в поездке на Чегемские водопады я познакомилась и подружилась с одной женщиной. Она моложе меня почти на 13 лет. Но дело в том, что незадолго до поездки она перенесла операцию – ей поставили (уже четвёртый по счёту!) кардиостимулятор. Но инвалидом она себя не считает, хотя таковым является. С тех пор мы побывали с ней в разных местах. Не всегда было легко, ведь за два-три дня приходится столько пройти пешком, столько  всего испытать и увидеть! Иной раз и смех, и грех из-за болячек. А иной и не до смеха. Но никогда я не слышала, что она больше никуда не поедет, что это последний поход. Наоборот, покорив один маршрут, она выбирает  новый. Вот недавно приехала из Абхазии – там она побывала в Кадорском ущелье. О трудностях сказала в трёх словах, а о красотах тех мест, о горных тропах, водопадах  говорила так, что мне захотелось обязательно там побывать.

    За время таких поездок  я получаю такой заряд бодрости, такую порцию энергии, оптимизма и веры в себя, что ни один врач, ни одна больница, и тем более санаторий, с его очередями на процедуры,  мне дать не смогут. (Я имею ввиду только себя). И это воздействие не только необыкновенно красивой  природы, горного воздуха, но и энергетики сильных духом людей, с которыми приходится там встречаться.