Рецензия на рассказ Василёк Тевтонский Бантик

Александр Щербаков-Ижевский
          Искренность выражения. Глобальность мышления. Широта взглядов. Сколько пройдено и пережито, обдумано и опробовано.
          Именно такой человек имеет право задуматься над вопросом: каким он останется в русской истории и в памяти потомков.
          Среди литераторов принято изображать Великую отечественную войну, показывая героизм народа. И, несомненно, это правильно. Русские мужественные войны вынесли на своих плечах все тяготы боёв. И в произведениях Александра Щербакова-Ижевского такие герои, безусловно, присутствуют. В рассказе «Кукушка и забытый колосок» мы видим Ивана Щербакова, который ради спасения раненого товарища Эдика рисковал жизнью, обегая лес, чтобы «убрать» снайпера. В «Первом поцелуе» автор пишет о Платунове, спасавшем жизнь Полине, находившейся в двуколке, запряженной двойкой испуганных лошадей, несущихся к болоту. Какой ценой достается этот героизм, чем жертвуют люди ради победы? Ответить на эти и другие вопросы считает необходимым Александр Щербаков-Ижевский в своих произведениях.
          В рассказе «Василек Тевтонский Бантик», созданном в сентябре 2016 года, описываются тяжелые бои 7-ой гвардейской Краснознаменной Режицкой стрелковой дивизии по уничтожению действующих частей врага на Курляндском плацдарме. В произведении, посвященном теме войны, автор раскрыл огромное количество проблем. Это и вопросы взаимоотношений между военнослужащими, и организации быта в суровых условиях боёв, проблемы мужества, отваги и страха, мудрости командования и нравственного выбора.
          Завязка в произведении «Василек Тевтонский Бантик» происходит с момента, когда колонна советских военнослужащих двинулась к историческому замку Тевтонского ордена, месту временной дислокации, на ночлег.
          Несмотря на мирное название произведения, уже в начале рассказа в противовес празднованию победы звучат тревожные нотки в предупредительных словах майора о том, что это «чужая страна» и нужно «беречь людей». А ведь главный герой, Василёк, представленный читателю автором еще в экспозиции, - сугубо мирный человек, переводчик из местного населения, «пацанчик с виду лет восемнадцати», с завитушками волос и конопушками на курносом лице, которого писатель ласково называет «кучерявым хлопчиком» и «орёликом», восхищаясь прелестью его молодости.
          И описание военного быта, устроенного со строгой дисциплиной, тоже больше напоминало мирные хлопоты: «мужики с лошадьми, двуколками, телегами, со всей хозяйственной утварью и тюками с сеном», железо, бочки, лопаты, ломы, фомки, кувалды, фанерные листы, доски, даже кирпичи и оконные стёкла», фураж для лошадей. И только наличие миномётной матчасти, оружия и боеприпасов говорило о военном времени.
          В момент обустройства быта главный герой проходит далеко не милосердное испытание, «посвящение в гвардейцы», которое организует «балагур» сержант Сарафанов, ссылаясь на армейскую традицию. Обманув Василька, люди с «зачерствевшими душами», уже отпраздновавшие победу, повидавшие много смертей и горя, выставили ничего не подозревавшего юношу-интеллигента на посмешище, тем самым ранив его самолюбие. Солдаты не задумывались о причиненных страданиях. И только грамотное поведение командира «спасло ситуацию»: заставило Василька утереть слезы, а обидчиков задуматься о произошедшем.
          Хотя автор с любовью и нежностью описывает главного героя, не жалея для него ласковых слов, в конце рассказа мы видим, что Василёк погибает от пули советского лейтенанта Чулкина. Символично, что именно юный переводчик, которого еще недавно высмеивали солдаты, бесстрашно вступился за бывшего офицера Коновалова, не зная, что жизнь штрафника на войне была государственной собственностью и не имела цены. Автор рассказа подчеркивает, что не место мирному мальчишке на поле боя. Его молодость, неопытность, горячность, стремление совершить подвиг, незнание законов войны привели к гибели.
          Авторские размышления о том, что борьба между двумя непримиримыми грубыми силами на войне однозначно должна привести к неизбежным жертвам, ставят точку в рассказе, являются финалом произведения.
          Меткость подобранных слов, яркие описательные обороты, умение лаконично рассуждать о глобальных вопросах позволяют Александру Щербакову-Ижевскому с точностью передать эпоху военного времени, ее героизм и жестокость.

          Стригина Марина, февраль 2019г.