Риторика. Как сделать речь зримой

Елена Гвозденко
Какие средства мы используем для передачи эмоций? Как вызвать отклик у читателя-слушателя? Авторы, пишущие художественные тексты, хорошо знают о роли образности языка, о приемах, позволяющих читателям погрузиться в текст.

Сравните три текста:

«Пришла весна. Таял снег в полях. Повсюду текли ручьи, сливаясь в реки».

«Пришла весна. Снег потемнел, сугробы осели. Повсюду звонко зажурчали ручьи, сливаясь в шумные реки».

«Запела, зазвенела сотнями колокольчиков весна. Потемнели нахохлившиеся, осевшие сугробы. Освобожденные от морозных оков ручейки оглашали округу веселым смехом, стекая в деловито шумящие реки».

Первый текст — сухой, информационный. Его трудно визуализировать, то есть увидеть и услышать. Во втором варианте «осевшие сугробы» уже несут эмоциональную оценку. Текст уже «виден и слышим», но мешают штампы. Третий вариант претендует на художественность. Весна, ручейки, реки оживают, наполняются зримыми образами.

Метафоры, образы вовлекают в речевое сотворчество читателя (слушателя), создавая картину в его воображении.

Словарный запас ребенка к 6-7 годам составляет 3,5 тысячи слов. В его речи появляются образы, устойчивые выражения. Процесс развития речи тесно связан с такими мыслительными операциями, как сравнение, обобщение, абстракция.

Можно ли «стимулировать» образность? Как научить ребенка видеть и слышать образы?

Развиваем наблюдательность. Описывайте вместе с ребенком наблюдаемые картины. Слушайте музыку, звуки природы. Хорошо, если ребенок увлечется занятиями музыки, это не только поможет формированию восприятия, но и поспособствует выразительности речи. С раннего возраста обращайте внимание малыша на слова-характеристики.
Играйте в игру: «Какой?»

Подбирайте признаки к предмету. Диван какой? Желтый, мягкий, удобный, уютный, складывающийся, высокий, скрипучий.

Игра «Найди предмет».

Называете признаки предмета, а ребенок должен определить сам предмет: «Зеленая, шелковая, блестящая, прохладная, висящая» (штора).

Старайтесь словами описывать звуки. «Как ты думаешь, что это шумит, свистит, звенит, поет?»

Развивайте физический и фонематический слух. Ранее в статьях я описывала упражнения, которые помогут в этом процессе.

Подбираем метафору. Игра «На что похоже?» Старайтесь сравнивать как можно больше предметов, звуков. Как вариант: «Дорисуй предмет», это когда всевозможные кляксы и «каляки» дорисовывают до понятного образа.

Читайте детям больше стихов и качественную прозу. Обращайте внимание на авторские метафоры. Заучивайте хорошие стихи.

"Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой…"(С. Есенин)
Формулируйте вопросы-образы:
- На кого похожа береза в этом стихотворении? (Похожа на девушку, укутанную в серебристую шубку.)
- Какими увидел ветки поэт? Почему? Про кого еще говорят «пушистый»?
- Похож ли снег на ветках на бахрому бабушкиного платка?

Следите за своей речью, включайте в нее образы, понятные детям.
Продолжение следует...