16. У порога запроси экспертизу своей души

Вячеслав Абрамов
Псалмы - это послания. От кого, откуда - не имеет определяющего значения. Значение имеет принимающий послания, то есть - ты. Если ты их принимаешь, они - к тебе и для тебя.

Послание 16.

"Услышь, Господи, правду, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых."

Если ты сотворил зло и потом пострадал, то тебе внутренний голос подсказывает, что это – наказание. И намекает на его справедливость.
Но когда невозможно найти причину страдания в себе, это воспринимается по-другому. Апостол Пётр назвал это «страданиями за правду», хотя, учитывая погрешности неоднократных переводов, можно уточнить: НА ПУТИ к правде.

Иногда можно заподозрить, что Давид превозносит себя показной праведностью и покорностью Богу: его слова звучат так, будто он почти достиг безгрешного совершенства.
Но дальше видим: Он и не ищет причин, он представил свою жизнь на суд Праведного Судии. И он уверен в справедливом решении:

"От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту."
(в другом переводе: «От Тебя да изойдет суд мой, глаза Твои видят справедливость»).

Так же Давид поступил при жизни, заявив Саулу: «Да рассудит Господь между мною и тобою» (1 Цар. 24:13).

Иисус Христос, который был абсолютно невинен, но ненавидим и преследуем злом и ложью мира, вручил Свою жизнь Тому, Кто судит в правде.

"Ты испытал сердце моё, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашёл; от мыслей моих не отступают уста мои."

Давид знает, что Бог испытал его, ведь он слышит голос духа, который представляет Творца: «Светильник Господень – дух человека». Этим светильником Бог исследует, а ощущаем мы это как голос совести.

Боясь заболеть, люди обследуют свой организм у врачей. Но редко кому приходит желание исследовать свою душу.

Давид не говорит, что его уста никогда не будут грешить, потому что уста чаще выражают НЕ исправленные желания и свойства. Он уверен только в том, что принял решение не грешить, а исследование Господом его сердца покажет, является ли эта цель искренней. «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» (Иак. 3:2).

"В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя."

Тем более, охраниться от деяний человеческих, в основном греховных, можно только «по слову уст Твоих».
Путь притеснителя – это путь мира сего, путь ничем не ограниченного развития самости, желающей получать только для себя, несущей разделение между людьми.

"Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои."

Пути Господа Бога – это пути любви и отдачи. Твёрдо идти по ним можно только под Его водительством, потому что наша эгоистическая природа делает путь скользким, отворачивает стопы в другую сторону.
И Давид молится, чтобы совершала в нём работу Божья «программа» исправления. Но эта «программа» работает только «по запросу». Чтобы продвинуться и утвердиться на путях Божьих, нужно верой и молитвой получать каждодневное подкрепление благодати и силы от Господа.

"К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твоё ко мне, услышь слова мои.
Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих на Тебя от противящихся деснице Твоей."

Давид взывает, зная, что будет услышан. Это не парадокс, это показатель «многослойности» человеческой природы. Душа требует наполнения, дух знает, что наполнение придёт, но эгоистическое сердце будоражит ум и не даёт душе ощутить входящую благодать.
Но человек может черпать ободрение в молитве, и этому учит нас псалмопевец. Здесь воистину «мастер-класс» молитвы: «Яви дивную милость Твою…», с ожиданием чудесного благоволения. Божья милость чудесна доступностью для уповающих на неё.

"Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня
от лица нечестивых, нападающих на меня, – от врагов души моей, окружающих меня:
они заключились в туке своём, надменно говорят устами своими."

Давид просит защиты от врагов души. Что это за враги, если смотреть на этот образ гонений за правду через духовный «срез»?
В этом срезе – «…не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить».
Нужно не смертную жизнь спасать от смерти, а бессмертную душу от греха.
Теперь вникаем в то, что же убивает душу. Эти враги уже названы во многих прежних псалмах-посланиях: самость, гордыня, нечестивость (ложь) и все их «производные».
Они преследуют душу по пятам, окружают её и только прикоснувшись, делают людей негодяями.
Они заключились в туке своём – в самости, самодовольстве, которые непроницаемым слоем закрывают душу от действия духа.

"На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;"

Обратим внимание на то, что «низложить» имеет один корень со словом «ложь».
Вообще-то ложь имеет настолько гнусную подоплёку, что даже этимология слова «ложь» «плутает».
Одни специалисты считают, что оно произошло от старорусского «лъжа». Другие уверены в том, что оно этимологически относится к индоевропейскому корню *legh-, означавшему «класть», «лежать». Есть очевидное созвучие английских слов lie как «лечь, лежать» и lie - «лгать», но сами англичане этого сходства не хотят и считают омонимией (случайным совпадением форм разных не родственных друг другу слов).
Противоречий избегают те, кто относит все эти слова к одному этимологическому гнезду: то есть, слова ложь, лгать, ложе, логово, лежать – однокоренные.
И по логике: ложь есть то, что специально «кладут на поверхность», «выставляют напоказ», чтобы скрыть правду; чтобы все поверили, что именно это – правда, а не то, что находится под поверхностью, что ещё надо проведать, познать!

"они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.

Скимен – это по-гречески молодой лев, считающийся  особенно опасным. Если так же сделать духовный «срез», то сей образ означает пагубные страсти – гнев, жестокость, блуд. Психоэмоциональная энергия, направленная не на созидание, а на разрушение.

"Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим, "

Давид знает не понаслышке коварную силу таких страстей, и просит Бога их предупредить или низложить, оставить без силы. А также избавить его душу мечом. Меч Господа есть духовное оружие, и в духовном понимании предназначено для отсечения лжи от правды, зла от добра.

Апостол Иоанн мечом духовным назвал слово Божие, а Павел пояснил в Послании Евреям, что «…слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». Судит в свете истины, суд Его и обличает, и побуждает к покаянию, и исправляет нечестивые желания и свойства.

"от людей – рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим. "

Люди мира, удел которых в этой жизни, не ощущают Творца и не испытывают желания подняться над этим миром. Они счастливы, когда чрево их наполнено. То, что «сыновья их сыты и оставят остаток детям своим» указывает на то, что программа развития идёт через страдания, в  которых определяются новые, исправленные свойства (на языке духовных корней – «сыновья») и появляются новые желания («дети»), исправлять которые ещё предстоит. Причём они сами не осознают необходимости движения куда-то, ни потребности в исправлении себя.
Давид просит избавить свою душу от такой бездуховности, потому что встал на другой вектор развития – сознательное движение к Творцу, он не хочет ждать «ударов под зад коленом», после которых раскроется очередная духовная потребность. Его потребность – весь Творец и мир Духа: 

"А я в правде буду взирать на лицо Твоё; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим."

Псалмопевец называет это пробуждением. Он отгородился от тщеты этого мира рукою Господа – Его действием в себе, и насыщается теперь только светом Его и милостью Его.

Давид жаждет ободрения для своей веры и скорейшего исполнения надежды быть всегда вместе с Творцом, что в духовном смысле означает достичь с Ним подобия в свойстве полной отдачи.

Здесь почему-то захотелось отметить: нам, «новозаветным», теперь надёжнее и проще. Нам явлен ПУТЬ. Мы можем молитвой и верой облачиться в праведность Христа, вести благочестивую жизнь и созерцать лик Божий, имея Его перед собой. Он представлен нам в слове святого Евангелия. И «…когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть».