Опасная бритва

Юрий Фейдеров
Утреннее бритьё располагает к размышлениям.
Раньше думалось о будущем. Торопил время к зарплате или авансу. Потом понял, чем быстрее эти даты, тем скорее проходит жизнь. Но так и жили. А всё потому, что денег хватало на «от и до»…

Сегодня вспомнил, как брился отец ещё в моём детстве.
Жили мы в коммуналке. Поэтому отец брился за домашним столом. Доставал бритвенные принадлежности: стаканчик, мисочку, помазок и бритву, её называли «опасной». Эту бритву он правил на специальном кожаном ремне. Чем он отличался от обычного? Не знаю…

Потом в мисочку клал маленький кусочек, «обмылок» от большого мыла. И долив немного тёплой воды, начинал активно елозить по нему помазком. Через некоторое время в мисочке поднималась пена, и в комнате начинало пахнуть земляничным мылом. Этот запах был самым распространённым и запомнившимся с тех времён. Намазав на щёки пену, отец начинал скрести щетину. Он старательно надувал щёки или натягивал кожу, но всё равно не обходилось без порезов. Закончив бритьё, отец залепливал порезы кусочками газеты, чтобы быстрее остановить кровь. А после завтрака смывал всё это с лица и шёл на службу. Он был офицером.

Потом появились «безопасные бритвы. В специальный станок закладывалось лезвие, и порезов почти не случалось. И «править» лезвие уже не приходилось. Лезвие было двухсторонним, но одноразовым. Его хватало не более, чем на два бритья. Приходилось запасаться ими, ведь тогда всё было в дефиците. Как-то в отпуске свояк показал отцу станочек, на котором можно было заточить безопасное лезвие и использовать его повторно. Отец загорелся приобрести такой-же. И даже купил его. Но так и не воспользовался им. Подарил его кому-то из сослуживцев. Он ленился заниматься этим процессом. А вскоре появилось и мыло для бритья в тюбике. Оно сильно пахло мятой. С ним было легче взбивать пену и добавки смягчали и обезболивали бритьё.

Революция случилась в 1960-м году. Отец из отпуска в Крыму привёз электробритву «Харьков». Она избавила от помазка с мылом, поисков и закупки лезвий. Отец избавился от порезов. Упростилось бритьё. Она прослужила ему до тех пор, пока не появилась «Харьков -2». А старую забрал я. К тому времени мне уже приходилось бриться. Я купил в магазине новый корпус, и моя бритва выглядела, как новая. Она прослужила вместе со мной срочную службу. И лежит ещё где-то на антресолях в старых вещах. Как-то я наткнулся на неё. Открыл коробок и увидел рядом с ней запас угольных щёток и пару ножей для замены. Вот так надёжно делали вещи в советское время.

После неё мне долго служила электробритва «Агидель» уфимского завода. Пока один из друзей не подарил мне станок для бритья с изменяющимся наклоном лезвий. У него был такой и он утверждал, что такая бритва бреет чище. Я попробовал и с тех пор так и бреюсь. Только перешёл, лет пять спустя, на одноразовые станки, «тяпки», как стали говорить в 90-е, когда они появились в массовом количестве. 
 Пока об этом размышлял, завершил бритьё и пошёл завтракать.