Глава 3. Школа. Начальные классы

Мария Лашкунова
В один из сентябрьских дней девочка, шедшая  с мамой, встретила детей, идущих в школу.
Мария тут же  стала просить  маму:
- Мамочка, отведи меня в школу. Я тоже хочу учиться. –

Мать на это ответила:
- Тебя не примут учиться, так как ты еще мала. Как только немного подрастешь, обязательно пойдешь в школу.-

 В ту пору ей исполнилось пять лет. У девочки огромно было желание учиться, она завидовала тем детям, которые уже ходили в школу.

Семья все еще жила в бараках, когда Мария пошла в школу. Учителя в начальных классах менялись, часто были невнимательны к детям. Об этом говорит такой эпизод из жизни девочки. На одном из уроков в первом классе Мария подняла руку, просясь выйти, учительница прикрикнула на неё, чтобы та опустила руку. Девочка хотела в туалет, уже не могла себя сдерживать.  Опять подняла руку и долго держала ее в таком положении, но учительница на неё не обращала внимания, класс готовили к какому-то мероприятию. Мария уже не могла терпеть и промочила штанишки. Хорошо, что она тогда сидела одна и за последней партой. Никто из ребят не заметил лужицы. Позже всех одноклассников девочка вышла из класса. Зимой в мокрых штанишках она шла домой и горько плакала от  стыда, своего бессилия и обиды.

Дети часто устраивали в бараке перед родителями концерты.  В один из  морозных дней девочки собрались в одной из комнат барака, готовя наряды к предстоящему выступлению на новогоднем празднике. На вырезанные из картона короны они укладывали вату и на нее уже приклеивали блестки и осколки от разбитых елочных игрушек. Пришивали сбоку резинки, чтобы короны держались на головках, получалось блестящее и сверкающее украшение.

Вставая из-за стола, чтобы уже пойти домой, Мария нечаянно задела и опрокинула себе на правую ногу чайник с кипящей в нём водой. Электрические плитки в то время прятали под стол от взгляда проверяющих. Девочка была так напугана  происшедшим, что вначале даже не почувствовала боли. Побежала к себе в комнату. Следом прибежали дети из той семьи, где она была. Пожаловались её матери. Мать отругала дочь. Мария тихонько плакала не столько от боли, хотя боль была невыносимая, а от обиды. Она ведь не хотела, чтобы так всё случилось, не видела, что там стояло под столом. Так ничего и  не сказала матери ни в этот, ни в последующий день о своей обожженной ножке. Ночью боль усилилась. Мария не могла спать и тихонько всхлипывала.

 - Что с тобой? Что у тебя болит? – услышав её стоны, спросил подошедший к ней отец.

Девочка ответила:
- Болит голова. –

 Померили температуру, которая была очень высокая. Отец дал таблетку. Вскоре жар спал, Маня уснула.

Все это происходило зимой. Бедная девочка, накануне походив весь день в валенках, растерла в кровь образовавшие от ожога волдыри. Боль была невыносимой, но она не подавала виду, чтобы никто ничего не заметил, мужественно всё переносила. В то же время  ей очень нужна была помощь, хотелось как-нибудь избавиться от этой боли, но она боялась гнева родителей. Неизвестно чем бы всё это закончилось. Хорошо, что на следующий день отец Марии увидел, что дочка, садясь за стол во время обеда, как-то странно под себя подкладывает ногу. В таком положении девочке было легче переносить нестерпимую боль. Во всяком случае, ей тогда так казалось.

- Что это такое? Ты, почему так сидишь? – строго спросил её отец.

 - Ничего – ответила Маня, пытаясь  спрятать ногу под стол.

Отец, чувствуя, что здесь что-то не то, подошёл к девочке, осмотрел её ногу. Нога была растёрта в кровь, рана уже загнаивалась.  Он был поражён тем фактом, как его дочь смогла всё это время терпеть такую боль?!!

 - Ясно теперь, от чего у тебя ночью поднялась высокая температура – сказал отец.

Затем взял дочку на руки и понёс к ожидающей его машине. В больнице Маня слышала, как врач сердито отчитывал отца, ведь так и до большой беды было недалеко.  Досталось ей и от врача, и от родителей. Девочка мужественно переносила всё, почувствовав только уже облегчение от того, что на нее обратили внимание, что ей помогают и  была рада тому, что всё обошлось.

Долгое время Мария не могла ходить, отец на машине возил её на перевязки. В памяти девочки сохранились воспоминания о том, как в долгое время болезни отец носил её на руках. Вот и новогодний праздник наступил, на который отец её принёс и усадил. Как и родители всех ребят, Маня на этот раз была только зрительницей на этом празднике. Выступала её сестрёнка, которая показывала акробатический номер – «рыбку». Мария радовалась за сестру и за всех детей, выступавших в этот день. Ребятам, как настоящим артистам, долго аплодировали. Такие праздники сближали взрослых и детей, надолго оставались в их памяти.


Из-за болезни Мария немного отстала по предметам в школе, как-никак первый класс. Она долго не могла научиться писать букву "Ф". Отстала по математике, Не надеясь на свои знания, на контрольной работе девочка спрашивала ответ у соседа по парте, который нарочно ей говорил неправильные ответы. В итоге за работу получила единицу. Очень расстроилась из-за этого, горько плакала и не решалась после школы идти домой, боялась наказания родителей. Долго кружила возле бараков. Темнело. Наконец-то родители разыскали её с помощью соседей, которые подсказали, где видели их ребенка.

 Дома, выслушав Маню, мать прижала зареванную дочурку к своей груди, говоря ей ласково:

- Глупенькая, нельзя так поступать. Ведь мы волновались  и переживали за тебя. Не знали уже, что и думать. Где ты и что с тобой случилось?

- Впредь же смотри, чтобы с тобой не случилось, всегда иди  домой, не боясь никого и ничего.

Мать поцеловала дочь, заглянула в ее глаза и сказала:
- Помни всегда, что несмотря ни на что, мы любим тебя. И понимаем, что из-за болезни ты не смогла решить примеры на контрольной работе. Ты только начала учиться, будут всякие отметки. Надо не прятаться, а приложить все свои усилия и стараться исправить отметку. –

Мария с благодарностью посмотрела на мать и сказала:
- Я больше никогда не буду так поступать. – Девочка была несказанно рада разрешению этой ситуации.

Марии очень нравилось учиться, и она хорошо училась, много читала. Чтение книг было ее самым любимым занятием. Уже в первом классе она прочитала толстую книгу былин об Илье Муромце, Соловье-разбойнике, Владимире Красное солнышко, Синеглазке и много других книг. Впечатления от книги былин надолго остались в памяти девочки. Мать не могла спокойно смотреть, как ее дочка все свое свободное время проводит за чтением книг,  читает много, не делая при этом занятии перерывов.

- Иди уже поиграй на улице с детьми. Испортишь свое зрение от долго чтения - говорила не раз ей мать.

 Позже зрение у Марии действительно желало быть лучшим. Обнаружилось это в седьмом классе, когда девочка, сидящая за второй партой, не видела того, что было написано на доске. Приписали очки, но девочка так и не смогла привыкнуть к ним, носила их в сумке и одевала, когда нужно было увидеть что-то вдали.