Дорога в школу

Иван Меженин
    ДОРОГА В ШКОЛУ

У каждого она индивидуальная, своя, незабываемая. Моя дорожка в школу вела меня летом и зимой не улицей, а задами почему-то... И мы по ней нашей ватагой каждое утро не шли, а гурьбою вприпрыжку бежали. Такое было наше желание в ней  учиться.

Но как давно это было? Это когда же я впервые вступил на ту самую заветную тропу, которая наконец-то в долгожданное время приведет меня в первый класс.

Запомнился мне хорошо и на всю жизнь тот сентябрьский солнечный день, который с раннего утра в доме нашем начинался с суеты и хлопоты. Помню я и то, как меня мои самые родные, ныне покойные мама и две бабушки собирали в школу, наряжали в розовую, самотканую рубаху, в новые штаны, обували в сандалии дедушкиного пошива. Вместе с ними суетятся и мои братья, сестра.

Помню я еще и то, как  мы все загодя до этого дня в семьях наших гадали: к какой, учительнице я на у первые уроки попаду: к Клавдии Семеновне Щекаевой, к приезжей учительнице, строгой, или к Петрухновой Анне Ивановне, учительнице доброй, тоже приехавшей  недавно в Зуевку из Богдановки.

 Мне поезло в этом плане. Я попал к учительнице доброй, к Петрухновой, которая совсем скоро выйдет замуж за фронтовика, офицера запаса Александра Михайловича Курбатова, который тоже станет нашим учителем по военному делу, физкультуре и спорту.

                ПРИВЕТ, ШКОЛА!
С нашего Кармыша впервые на ее высокое крыльцо широкого коридора, со скрипучим полом  поднималось нас шестеро. Я, мой сосед – Натаров Саша, мой ровесник - Петя Поздняков, Маша Глебова и еще две девочки - красавицы писаные: Надя Дорохина и Рая Юрина. В нем мы потолпились поскрипели полом, пока не появились учителя, не зачитали списки и не указали  кому в какую дверь входить.

Так мы оказались в просторном классе, где нас всех поименно и пофамильно стала вписывать в свой журнал аша первая учительница  Анны Ивановны Петрухновой (Курбатова).
 За старинной, красивой, пятикупольной церковью школа наша старая располагалась. Сзади которой располагалась красивая низина со старинным садом, который с северной стороны плавной излучиной огибала наша дюбимая речка Ветлянка. За которой в первую очередь бросались нашему взору ее высокие кручи, за ними красовалась Сашинова и Постепеннова горы с глубокими оврагами, с двумя мельницами ветряными, с  хутором Кулевка. А там, эти горы опоясывал ровный горозон, за которым в удалении двух, трех километрах начинался опять склон с такими же  оврагами, в которые вода с лугов весной илив дождь собиралась, стекала в Святой лог, так названный когда-то  проживающими в наем отшельниками - монахами прибывшими в наши края со стороны.

А с уличной стороны, через дорогу от окон школы  красовалось большое озеро, воды которой ручьями весенними набирались, от мусора, ила отстаивались, становились чистыми, теплыми. Нам учителя на уроках говорили, что это наши предки озеро выкопали и назвали озеро свое рукотворное - Тепловка. По решению земских властей она копалась в далеком 1911 году. Год был засушливым, голодным. И чтобы людям от голода не умереть, не лежать без дела им и предоставили работу и заработки "Ручными лопатами мужики и бабы ее копали и весь грунт из ее русла на собственных лошадях увозил, ее берег мостили этим грунтом", - рассказывали нам старожилы.

Умное решение, двоякое или даже много разовое по значимости: селянам работа предоставлялась, и  украшалась природа, территория   прилегающая к школе и к церкви, которая именно в том году была построена, начинала работать, вести службы, молебны.
(P. S - Закрыли церковь в июне 1932 году, а ее последнего служителя Евгения Кроткого с семьей местная власть отправила на жительство в город Куйбышев. Иконы и ценные вещи были конфискованы, а в храме отныне будет храниться государственное зерно (госпоставки). 
 В 1964 году церковь по приказу колхозного председателя Останкова разберут, из ее бревен построят колхозные склады. 
Старожилы нам рассказывали  "Все лето голодного 1911 года они ее копали. Этим они и выжили. На земляных работах хлеб и соль себе зарабатывая).

И ученикам многих поколений с озером повезло, в Тепловке ученики многих выпусков купались весь сентябрь, если он удавался теплым, купелью теплой, прозрачной наслаждались. (Теперь озеро Тепловка, красавица наша давно обезвожена, жителями проживающими с ней рядом превращена была в бытовую свалку.
К большому счастью зуевцев глава администрации нашего поселения Решетов Михаил Алексеевич пытается ее какими-то путями возродить. Почистить русло, окультурить и придать ей тот же исторический вид, с прежним руслом и водной красотой. "Помоги ему бог", - говорят селяне. Хотя, много препятствий на этом пути.

И вспомним еще о той дорожке, которая нас, ребятишек с Кармыша приводила в школу теми самыми знаменитыми, даже загадочными задами. Было два положения тех дорожек. Летом в школу она нас вела так: мы выходили из дома во двор, поворачивали на "Зады", там была та самая "Большая дорожка", которая вела нас мимо Сониного дома до Солохиного лога. Его перейдя, мы входили на "Село", то есть, на улицу Девица. По ней продолжали свой путь до школы.

 А зимой та же дорожка от дома Сониных поворачивала вправо, миновала дома Колюлиных и Короткиных (Косолапкиных). А дальшеона мы выходили на речку, на скользкий, прозрачный и еще не окрепший лед. По нему мы и ходили всю осень в школу, рискуя,  провалиться в ледяные купели.
И такой случай был. Шли мы в тот раз из школы,  кто-то из нас крикнул «Рыба  в проруби душится!» И мы мигом сгрудились у той проруби (лунки). Лед затрещал, стал под нами прогибаться, водой  заливаться. Но, лава богу, помнились во время, быстро с опасного места разбежались, услышав предупредительный треск льда.

И одна весна запомнилась. Идем в школу теми же задами, той же тропою, мимо огорода Зенковых, который по хозяйски был обволован канавой, густо заросшей и сильно колючей чилигой, и которая в это время обильно цвела желтыми кистями. И мы знали о том, что ее цветы съедобные, имели медово сладкий, вкус. Поэтому мы все и ринулись к нему. Подбежали к чилиговой плантации, стоим, и и за обе щеки ее уплетаем. За Зенковым (Алехины) огородом Козелков (Бортниковы) огород. У них дочь Маня (недотепа) росла. За компанию и она с нами цвет чилиговый уплетает. Лакомый цвет, вкусный, для здоровья полезный.

Появляется хозяйка той чилиги. Не молодая уже женщина, но сердитая и дюже вредная. С палкой сучкастой идет на нас и кричит:
- Ах, халдеи-и-и акаянные-е-е! Воруете чужое-е-е!?
Мы разбегаемся, а Маня начинает с ней скандалить, обзывать по всякому:
- Старуха ты, макруха! Жадина чертова! Воруй и ты  себе цветок свой ненаглядный. Зениха – вредина,  жадина!
Но старуха чилиги и Машу прогоняла.
      
                РАЗНОВОЗРАСТНОЙ КЛАСС

Сейчас детям проще, семь лет сравнялось,  родители все необходимое закупили малышу и отправляйся он в первый класс. В наше детство не получалось так. Нам бы идти в школу, но - того не хватает, другого не хватает. И матери наши думали, размышляли, на что купить одежду и кому заказать пошив или валку обуви.

 Помню наш случай братом Василием. Обувь выходная была у нас одна на двоих. Но, слава богу, мы учились в разных сменах. Я схожу в школу, прихожу, он ее надевает. А в выходные на завалинку в ней по очереди выйдем, сидим,  красуемся, товарищам хвалимся. Так жили в войну и первые годы после нее. Мы же в войну были все без отцов, а после нее – наполовину.
К тому же одежда и обувь на ребятишках нашего детства буквально горела. По домам мы тогда не сидели, а зиму и лету играли во дворах, купались на речке, в прудах, в озерах, лазали по оврагам, шастали по степи. Дома нам не сиделось, не было радио, не было телевизора, тем более не мечтали мы тогда о компьютерах. Мы росли на свежем воздухе, на вольной природе развивались. Все игры наши были связаны с природой: лапта, чижик, городки, горелки, третий лишний, лянга, казанки, санки, лыжи. Мы телом были слабее (от голода), а духом мы были сильнее детей нынешних.

О четвертом и о пятом классах у меня особые воспоминания. Дело в том, что мой старший брат Михаил завершив учебу четвертым классом, ушел в подпаски. А пример старших заразителен. Решил и я по его пути пойти. И чтобы добиться этого, я перестал делать домашние задания. Анна Ивановна оставляет меня после уроков. Я обиделся, не стал ходить в школу вообще. Вызвали в школу маму. За мое переубеждение вместе с ней взялся муж Анны Ивановны – Александр Михайлович Курбатов. И только после их беседы со мной учеба моя в школе наладилась.

А в пятом классе училась Рая Романова. Она из всего класса девочка самая маленькая, лицо в веснушках и она была  самая смирная (уедут они потом из Зуевки). Был урок  географии Валентины Ивановны Мишаниной (Денисовой). Учительницей она была молодой, красивой и самой строгой. На ее уроках мы сидели смирно и тихо. А тут ей поступает жалоба от Романовой "Чернильница у меня пропала...".
Валентина Ивановна попросила всех встать и добровольно признаваться о краже. Мы стояли, опустив глаза к парте, молчали. Потом она просит нас всех смотреть ей в глаза. А они у нее черные, гипнотические.
Коле Алехину ее взгляд нипочем, он из нашего класса самый озорной и самый смелый. Натаров Саша  не юлит, взгляда ее терпит. Я не выдерживаю, отвожу свой взгляд всторону. А это и есть повод для подозрения.
- Всем садиться, а Ване Меженину стоять, - сказала она, продолжая в упор смотреть на меня и настаивать:
- Ну, Меженин, признавайся – ты взял чернильницу?
Мне стало жарко. Мне обидно, лицо пылало.
- Не брал я чернильницы! -  взмолился я.
- А почему так сгорел? Значит, знаешь, кто чернильницу у Раи Романовой украл.
- Я не знаю, правда, кто украл чернильницу. И в глаза так долго другим людям я не привык глядеть, - объяснял я учительницей. А в это время кто-то из девочек сзади меня крикнул.
- А вон чернильница, чья валяется у стенки?
Все обернулись на голос, это говорила Оля Скокова, девочка из приезжих по эвакуации.
- Ну, вот – Оля молодчина, выручила меня и Ваню Меженина, - похвалила ее Валентина Ивановна. – Возьми чернильницу, отдай ее Романовой. А ты Меженин садись на  место и не переживай.
Удачно разрешился случай с кражей. Но мне он запомнился по глазам, в которые смотреть долго я так и не научился.

      ФОТОГРАФИЯ НА ПАМЯТЬ

 
А вот на фотографию нашего четвертого класса я и теперь гляжу долго, глаз не отвожу и удивляюсь. Какие мы были все разные, и все такие хорошенькие.
Посмотрим на фото слева направо:
Нижний ряд. Эвакуированная девочка Оля Скокова, год рождения 1936. Истории ее жизни не знаю. Война кончилась, они из Зуевки уехали.
Петя Левашов (Платонов) – 1934 год его рождения. Жинился на Татьяне Шмойловой, на дочери отважного чапаевца - Григория Алексеевича Шмойлова. Работал он всю жизнь трактористом. Детей в их семье не было. Умер Петр Платонович рано.

Далее на фото я, Ваня Меженин. Еще в 6 и 7 классах летом я работал водовозом в тракторном отряде. А после завершения семилетки там же работал горючевозом. В зиму 195 3 года с большой группой ребят из Зуевки учились мы в зерносовхозе Батрак на трактористов. А летом того года я уже работал на тракторе С – 80 в полеводстве шестого отделения совхоза Батрак.
С 1954 по 1957 год служил в армии. Радист, танковые войска, ГДР.

 После службы чеба на киномеханика в Куйбышеве и работа по этой специальности до 1970 года. Заочно повышал общеобразовательные знания и  учился в КСХИ на агронома. С 1970 по 1980 год работал агрономом в Зуевке. Следующие 10 лет работал я председателем сельсовета сел: Зуевка, Кулешовка и Верхнее Съезжее. А следующие пять лет я работаю опять агрономом первого отделения в Зуевке и являюсь председателем ревизионной комиссии колхоза.

Женился я в 1962 году на Раисе Васильевне Денисовой. Она работала в колхозе дояркой. У нас двое детей: сын Валерий и дочь Людмила.
Далее Маша Глебова (Бондарихина) – 1935 год. Рано выйдет замуж за авторитетного, хорошо воспитанного Петра Ивановича Зуева. И семья у них получилась порядочная, многодетная. Мария Егоровна долгое время работала на ферме дояркой, а ее муж Петр Иванович долго работал председателем сельсовета, потом управляющим пятого отделения, потом учетчиком в полеводстве. Умер рано.
Далее Петя Поздняков (Поргин) – 1935 год. Служил в Морфлоте, женился на Лидочке Павловой (Фенина), у них родилась дочь Света. Жили они в Кинеле, ее Петр Петрович всю жизнь работал шофером. Умерли они рано.

Средний ряд:  Рая Романова – 1936 год. Известно,
 их семья уехала из Зуевки, и что ее мать родная сестра матери Александра Григорьевича Гребенкина (Гришки Гребенкина).
 Рая Юрина (Дочь Просы Юриной) – 1034 год. О  ней известно, что рано вышла замуж за Зуева Ивана Васильевича. У них явятся на свет дочка Тоня и сын Сергей. Жили они на втором отделении совхоза Богатовский.  Иван ее сначала работал комбайнером потом бригадиром в полеводстве.
 
Далее, учительница – Петрухнова (Курбатова) Анна Ивановна, за ней директор Зуевской школы – Зуев Владимир Васильевич, далее пионервожатая школы -  Наталья Петровна (фамилии не помню).

Потом идет на фото Маша Позднянова (Верочкина) – 1935 год. Вышла замуж за тракториста Кортунова Николая Ивановича (Курочкин), имели детей. Умерла Мария Рано.
Верхний ряд: Саша Натаров (Слифонов) – 1933 год. Служил 25 лет на Афганской границе прапорщиком, высокогорный город Хорог на Памире. Там женился на сослуживице Таисии. У них сын Виталька народится и дочь Аксана. После демобилизации жили в Москве. Умерли они рано.
 
Леша Мальцев (Блинок) – 1936 год, женат на Валетине, у них дочь и сын. Леша долгое время работал в системе торговли, его Валентина работала в торговле бухгалтером, потом бухгалтером в зуевском сельсовете.

Коля Павлов (Маврунин) – 1935 год, женился на Анне Никитичне Петровой в Зуевке. У них родилась не жизнеспособная дочка, умерла. Ближе к пенсии они разошлись. Николай Дмитриевич в санатории познакомился с женщиной, женился. Живут в городе Тольятти. Работал трактористом.

 Коля Алехин (Дидика) – 1935 год, Женился на Анне Натаровой (сестра Саши Натарова, прапорщика). У них два сына и дочь. Работал он всю жизнь скотником. Умер рано.

Ваня Останков (Пигурок) – 1933 год. Женился на Ефросинье Глебовой (сестра Марии Глебовой – Зуевой). Жили они в Самаре, имели детей. Иван Васильевич рабочий завода, умер рано.

 Ваня Останков (Балаван) – 1935 год. Женился на Рае Шмойловой, дочери чапаевца. Работал он скотником, она телятницей. Имели сына и две дочери (одна умерла). Останков Иван Иванович умер в возрасте 77 лет.

С этими прелестными мальчиками и девочками я учился и рос, по характерам и способностям мы были разными. И учителя были разные:  добрые, заботливые. Образование не специальное, не учительское, десятилетка.

  А почему мы в классе все разновозрастные? Причина, как мы теперь понимаем - бедность. Вот и шли в первый класс с опозданием, с пропусками большими в других классах.

Заговорили при встрече с Алексеем Яковлевичем Мальцевым об этом. Он вспоминал:
- Пришло время идти в школу. А обуви осенней у меня нет. Да и рубаха   поношенная. Мать в этот год в школу меня не пустила. Потом  с войны по ранению брат возвратился. Работать в колхоз пошел, заработал хлеба, продали мне на обнову школьную.  Я в ней и во второй класс потом пошел.

А мне обнову для первого класса бабушка  Груша из полотна сшила, она полотно на ткацком станке выткала. Он стоял в нашей избе, занимая всю горницу. На нем она ткала полотна из ниток розовых - на рубаху, черных - для штанов и шаровар.Помню, на уроках рубаха покалывали мое тело узелками.Но в ней я выглядел нарядно.

Еще с нашей улицы должна была учиться Надя Татарницева (Барабашкина), но с нами в класс она не попала. Красавицей была, мне ровесница, а по учебе шла   годом раньше. И по развитости она ровесников  опережала. Поэтому, ее мы считали недоступной. А нравилась она всем. Общение с Надей Дорохиной находили мальчики старших возрастов. Поэтому, замуж она вышла за Татарницева Василия Ивановича рано, который на восемь лет ее старше.

И мальчишки нашего класса, все как один, были очарованы Раечкой Юриной. Красота всегда востребована, но не всеми досягаема.И с ней близкие отношения имели мальчишки только избранные. Поэтому она, как и Надя Дорохина, после завершения семилетки уже выглядела невестой. Ее засватает Зуев Иван Егорович