Портрет Мальчик со стрелой и луком

Светлана Багаевская
          В фондах Старочеркасского музея-заповедника хранится часть портретов из первой портретной галереи  на Дону, которая в  XVIII  веке появилась у самых богатых донских казаков войсковых  атаманов  Ефремовых.  Появление портретной галереи было связано не только со стремлением казацкой знати утвердить свои привилегии, но и желание  быть светскими и просвещенными людьми. В  XVIII  веке наличие портретной галереи в доме по понятиям современников было признаком просвещенности среди высшего дворянского общества.

          Данила Ефремович Ефремов в своё время был известен, как смелый полководец, талантливый дипломат, мудрый градоначальник, который полностью восстановил город Черкасск после страшного пожара 1744 года. В новой резиденции атамана во дворце на Ефремовском подворье он  поместил фамильную галерею портретов членов своей семьи, друзей и соратников по оружию.

          В период правления Степана Даниловича Ефремова, принявшего из рук отца пернач войскового атамана, коллекция фамильной галереи обогатилась произведениями  столичной художественной школы. Кроме изображений членов семьи Ефремовых были приобретены портреты царствующих особ: Елизаветы I, Петра II, Екатерины II, Петра III. Впоследствии, дети и внуки войскового атамана продолжили традицию и пополняли галерею, заказывая у лучших художников монументальные полноростные  и поясные изображения. Эти портреты в силу близости изображений стали называть донской парсуной.

          Портретная галерея атаманского рода Ефремовых представляет историческую и художественную ценность. Она не только знакомит нас с донской парсуной XVIII века,  но и доносит до нас облик  людей,  их костюмы, аксессуары, награды, бытовые вещи и интерьер жилища. Среди  семейных портретов рода Ефремовых имеется небольшой портрет мальчика  с луком и стрелой в руках.  Он изображён в одежде  XVIII века по моде знатных казаков с собачкой у ног.

          Перед реставрацией холст портрета был значительно деформирован, пробит во многих местах, покрыт толстым слоем грязи. После укрепления грунта и красочного слоя, удаления грязи и более поздних слоёв краски был раскрыт наивный портрет «Мальчика с луком и стрелой в руках и собачкой у его ног». Судя по покрою одежды, произведение написано в последнее десятилетие XVIII века. Наивность и примитивность живописного языка указывают на авторство местного художника самоучки, имя которого осталось неизвестным. В настоящее время этот портрет находится на выставке  «Казачий род Ефремовых», которая расположена на втором этаже Атаманского дворца.
 
          В очерках И.П.Попова есть упоминание об этом портрете и рассказ об изображённом, как неизвестном отпрыске Ефремовской семьи, погибшем в юности. Во время показательных скачек, которые в Черкасске проходили ежегодно, мальчик был случайно застрелен. Юный воин скакал с казаками и упражнялся в стрельбе из пистолета, неудачный выстрел в бешеной скачке оборвал его жизнь.

          Х.И.Попов в своей рукописной записке к книге Л. Савелова «Род Ефремовых»  поясняет: «Степан  Данилович умер, нечаянно застрелившись восемьнадцати лет». На портрете изображён малолетний внук войскового  атамана Степана Даниловича Ефремова.  Он был единственным сыном Авдотьи Акимовны  и  Даниила Степановича Ефремовых.

          Даниил  Степанович Ефремов родился в 1758 году в городе Черкасске, его родителями были Степан Данилович и Меланья Карповна. Даниил получил домашнее образование, умел читать и писать, в 14 лет был произведён в есаулы, а с 1775 года служил в полку А. И. Иловайского на реке Кубани. Полк неоднократно участвовал в стычках с кубанцами, которые после Куючук-Кайнарджийского договора присягнули турецкому султану на верность. В 1778 году Даниил  Степанович становится войсковым старшиной, с 1785 года – командиром полка, а в 1792 году  он был пожалован чином майора армии. 

          Через год  Даниил Степанович подал прошение о восстановлении титула дворянина  императрице Екатерине II. Его отец Степан Данилович ещё в 1773 году был лишён дворянства и приговорён к смертной казни «за растрату казённых денег, за дерзость и ослушание»  (ЦГВИА. Ф 8. Оп 5/94. Д. 84. Лл.1-139 ). Прошение  императрица  не подписала.

          В 1794 году полк  Д. Ефремова подавлял восстание  пяти верховых донских станиц, которое получило название Есауловское. Казаки этих станиц отказались переселяться с семьями на Кавказскую линию  на постоянное место жительство. Казаки Ефремова подавили восстание и насильно отконвоировали восставших с семьями на Кавказскую линию.

          В декабре 1797 года Даниил Степанович получает звание подполковника, а в 1799 году становится полковником армии. Выполнял различные поручения войскового правительства, в частности вёл сыск беглых на территории Войска Донского, наблюдал за порядком. 12 февраля 1801 года Д.С. Ефремов был назначен ведать всей войсковой почтой.

          30 сентября 1802 года Даниил Степанович Ефремов, премьер-майор армии, полковник Войска Донского, жалован дипломом на потомственное дворянское достоинство и новым гербом. Этот герб дворян Ефремовых был внесен в  сборник  дипломных гербов Российского Дворянства.    (Часть 5 Сборника дипломных гербов Российского Дворянства, не внесенных в Общий Гербовник, стр. 65 )

          Даниил Степанович Ефремов умер 11 апреля 1809 года и был похоронен рядом со своей матерью Меланьей Карповной на Атаманском подворье за зданием домовой церкви на фамильном кладбище Ефремовых. За ним было записано 638 великороссийских и малороссийских крестьян, также у него были хутора по речке Крепкой. Совместно со своим родным братом Степаном Степановичем он владел слободой Даниловкой недалеко от станицы Берёзовской.  Д.С. Ефремов был женат на Авдотье Акимовне Карповой.

          Авдотья Акимовна Ефремова  родилась в 1767 году в семье штаб-офицера войска Донского Акима Карпова. Вышла замуж за Даниила Степановича Ефремова .  В 1788 году родила единственного сына Степана. Оставшись после гибели сына и смерти мужа в одиночестве, Ефремова умело ведёт своё обширное хозяйство,  занимается церковным строительством и благотворительностью.

          Она, совместно со своей невесткой женой Степана Степановича Ульяной  Алексеевной и её детьми, стала хлопотать о создании женского монастыря на территории Атаманского подворья.  В 1836 году, подписав все документы, Ульяна умирает. Авдотья Акимовна  финансирует создание монастыря, осуществляет перестройку зданий Атаманского подворья.

          12 сентября 1837 года состоялась официальная церемония открытия Старочеркасского Ефремовского девичьего монастыря, во время которой Авдотье Акимовне было присвоено звание устроительницы монастыря. После этого она ещё с большим рвением продолжает своё благотворительное делание. В 1838 году проводит обновление Домовой, а теперь монастырской церкви во имя Донской иконы Божией матери.
 
          В 1842-1843 гг. устроительница затевает увеличение трапезной и колокольни, на что затрачивает 6 тысяч рублей. Тогда же она решает создать новый алтарь – придельный храм во имя преподобного Данила Столпника, по-видимому, в память мужа.  Липовый иконостас для этого придела изготовил казак Средней Новочеркасской станицы И.М. Саривацков. Иконостас обошёлся А. Ефремовой в 1657 рублей серебром, а также резчикам предоставлялись мука и другие продукты. На свои средства Авдотья Акимовна отлила для монастыря большой колокол весом 167 пудов, 10фунтов, с соответствующей надписью.

          После пожара 14 декабря 1846 года, когда полностью сгорел верхний деревянный этаж дворца Ефремовых, устроительница, обвинив прислугу в неосторожном обращении с огнём, вывезла всё обгоревшее дерево и даже уголь на Красный двор (хутор в 7 км от Черкасска) и  выразила желание отстроить здание заново. К сожалению, не сохранилось документов о восстановлении и поныне существующего дворца. Восстановление здания, скорее всего, было произведено А.А. Ефремовой.

          Авдотья Акимовна была женщиной властной и решительной, которая жёстко  вела управление своими многочисленными крепостными, хуторами и слободами  с помощью управляющего из малороссиян Андрея Колесникова. Точно так же, как имениями, она хотела управлять и монастырём, в который вложила около 100 тысяч рублей. Поэтому попытки игуменьи Ефросиньи (1840-1850 гг.),  самостоятельно руководить монастырём, не отчитываясь перед Ефремовой, вызвали бурное недовольство последней.
 
          Особенно возмутилась Авдотья Акимовна тем, что данные ею временно, до обеспечения монастыря землёй, 10 тысяч рублей, были обращены без её ведома в бессрочный казначейский билет на имя монастыря. Она требовала возвращения этих денег. Смерть, подавшей в отставку Ефросиньи, произошедшая в ночь с 8 на 9 февраля 1850 года, не усмирила устроительницу. Только кончина самой А.А. Ефремовой 19 декабря того же года прервала затянувшийся скандал.

          Женский монастырь просуществовал почти 90 лет и был закрыт советской властью в 1926 году. В атаманском дворце был открыт музей имени Степана Разина, где можно было увидеть портретную галерею Ефремовых.

Использованная литература:
      1.Х.И.Попов. «Биография атамана Д.Ефремова». Новочеркасск.
      2.Савелов Л.М. «Род Ефремовых». М.1890 год.
      3.Агафонов А.И. Донское дворянство в конце XVIII-1-й пол. ХIХ вв.
      4.И. Гуржиева, М. Соколенко. Каталог «Донской парадный портрет XVII-ХIХ вв. Папирус АРС журнал «Художник». 1993
      5. А. Кириллов. Старочеркасский женский Ефремовский монастырь. Новочеркасск, 1897.