Наши в Небесной России

Лариса Бесчастная
                В Синеве, да по звёздам Молочной реки
                Мы пойдём  в Зазеркалье тропой неизвестной,
                Чтобы лжи и пророчествам злым вопреки
                Отыскать купола там России Небесной.

                В храм, невиданно светлый, мы тихо войдём
                И найдём всех великих святых средоточья,
                К роднику вещих знаний родов припадём,
                Соберём по крупицам сакральный подстрочник.

                Станет он для славленья свободной России 
                И для звонких молитв неизбывной основой,
                Из него, коль доверят,  брать будем в стихи мы
                Звуки жгущих глаголов и сущего Слова.

                Пусть проснутся сердца, и воспрянет народ,
                К светлой жизни ведомый Россией Небесной,
                Пелену сбросит с глаз, чужебесия гнёт –
                Пусть окрепнет наш Дух под хоругвью словесной!
                © Лариса Бесчастная


          Небеса…
          Высоко-высоко, в Занебесье, где нет бесов, сияет светлым русским Духом Небесная Россия. Там собираются прошедшие свой земной путь русичи – и совершенно неважно, какой они национальности – главное, что они ведают русское Слово и созидали земную Русь.
          Когда-то писатель-духовидец Даниил Андреев, находясь в заточении, увидел невидимое, услышал неозвученное, понял непознанное и написал свою книгу «Роза мира» о русской метакультуре и небесном воинстве. Есть там такие слова: «Об этом мире поёт русская церковь, когда провожает новопреставленных в невозвратный путь, дабы Господь упокоил их в „месте светлом, месте покойном, иде же несть ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная“». Там царят Свет, Добро, Честь, Сочувствие и Единодушие и Верность Отчизне и Слову.
          «Во все эпохи, – поясняет Андреев, –  по дорогам России брели странники и искатели, сказители и бандуристы, безымянные творцы сказок и духовных стихов, песен и легенд, никем не записанных утраченных рассказов о героях своего времени и об его идеалах». А с ними «чудесные мастера тканного, оборонного или иконописного дела, плотники-строители чудесных теремов, смиренных деревянных церквей и весело разукрашенных изб, влюбленные в свой труд каменщики, столяры, гончары, ювелиры…» – и многие другие, чьи создания, отмеченные радостью творчества и горячей любовью к жизни, веселили и радовали целые поколения».
          Там, в Небесной России, обитают как все, кто «создавали вечные ценности Святой Руси», так и тысячи русичей, просто и чисто проживших свой век в трудах по обиходу земли, в помощи другим, и умерших простой и ясной смертью, веруя и простив всех.
          Туда, где «нездешним золотом и нездешней белизной блещут наши святилища» и святилища наших Союзников, недавно ушли наши сограждане, собратья сообщества «прозарян» и единомышленники в творчестве пером и кистью.
          Помянем же их в канун Праздника настоящих мужчин с сочувствием их осиротевшим жёнам их и сыновьям и внукам…


          ><> Памяти Александра СТАРОДУБЦЕВА (20.07.1944 – 08.12.2018) <><
         
          Александр Васильевич Стародубцев родился на северо-востоке Русской равнины, в посёлке лесорубов по имени Нейский на границе Кировской и Костромской областей. Малая речушка Нея «окольным путём» со многими перекрёстками и по сей день несёт свои воды в Волгу. Там, под сенью густых лесов, на исходе войны Саша впервые улыбнулся будущему и сделал первые шаги после праздника Великой победы, там же в 15 лет начал он свой трудовой путь. А дальше – служба в гвардейском пехотном полку, базирующемся в Грузии, знакомство с горами Коджори и Ленинакана, и работа, работа, работа…
          «Работал токарем в посёлке лесорубов, возил уголь на Донбассе, под Горловкой. Несколько лет работал в электросетях испытателем высоковольтного оборудования. Работа опасная, но интересная. С 1975 года живу на селе. В служебных командировках побывал на просторах Русской равнины», – коротко написал он мне как-то в письме.
          Точнее это звучит в его автобиографии: «Довелось побывать в Сибири, за чертой Северного полярного круга, на берегах Чёрного и Балтийского морей, полюбоваться красотой Иртыша, Дона и Днепра, немало поколесил по Русской равнине…». И, наконец, вернулся к земле. «Живу на селе. Купола храмов древнего Торжка видны без бинокля», – представился он читателям, открывая страницу на сайте Проза.ру чуть больше шести лет назад.
          Немногословен был Александр Васильевич, скрытен будто – но это лишь на первый взгляд. Как свидетельствуют его земляки собеседником он бы замечательным, а раздумья о жизни и судьбах сельчан и попутчиков своих он доверял бумаге. Когда он начал писать? Вероятно, когда крепко осел на земле, где ярче сияли пылкие зори и где застали его лихие 90-е годы, а уже с 1995 года его рассказы и стихи начали публиковать. Его творения отличают неравнодушие, честность, искренность и образность.
          Вот как отозвался о них в газете «Тверская жизнь» Валерий Кириллов – член Союза писателей и заслуженный работник культуры России: «Стародубцев предстает перед читателем как романтик души, нежный лирик. Его стихи лишены искусственной патетики, каждая строка в них выверена знанием народной жизни». В унисон дополнила его заведующая Мирновской сельской библиотекой Любовь Навасардян: «Пишет Александр Васильевич давно, самобытно и глубоко. Каждый его стих пронизан чувством, в каждую строчку вложена его горячая и честная душа… каждая его фраза обдумана, со смыслом, уважением к русскому языку».
          А это признание самого Поэта: «Стихи – это увлечение, они для меня стали окном в мир людей: как человек живет, чем интересуется, во что верит, на что надеется, чем дорожит, к чему стремится, чем очарован…»
          «Мужик от сохи» и мастер на все руки, Александр Васильевич, брался за любое дело в разных уголках обширной географии Советского Союза и убедился, как трудно живётся в русской глубинке. Страну и народ свой он познавал в Деле, которое считал нужным. И посему закономерно награждение его медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, учреждённой 2 марта 1994 года. Как поэт и прозаик Стародубцев стал лауреатом Международного фестиваля поэзии и авторской песни «Каблуковская радуга» в номинации «Поэзия», около двух десятков песен, написанных на его стихи, звучат в разных уголках страны.
          И наконец, как женщина, я не могу не отметить особое отношение Александра Васильевича к своим близким, к жене Анне Васильевне – верной спутнице жизни и музе Поэта, к сыну и внукам. «Мы с ней как два крыла. С моей Анной никогда не будешь одиноким, – признался в интервью газете «Тверская жизнь» в канун семидесятилетия Александр Васильевич, – ведь, бывает, живут два человека, а одиноки – порознь живут. Вот и внучку назвали в честь жены – Аня, а внука – Сашей, в честь меня».
          Полны нежности и возвышенны стихи Стародубцева о любви. «Воробушком» и «Лебедицей» называл он в них свою Аннушку, а это катрен из его стихотворения «Женщине»:
         
          «Нам счастье поровну завещано.
          И нам судьбу свою хранить.
          Перед твоим величьем – женщина,
          Позволь колени преклонить...»
         
          Трогательно до слёз написанное в марте 2014 стихотворение сыну – «Серёже», который строил порт Сабетту на Ямале и заезжал к родителям всего на несколько деньков, возвращаясь с вахты. Не раз я перечитывала его, особенно после публикации в августе 2016-го оглушающей миниатюры «В старом доме», когда поняла, что не стало Серёжи…
          Не эта ли беда ускорила уход Александра Васильевича? Не её ли он почуял весной 2014-го, когда выплеснулся в стихотворении «Старик»?
         
          Как весеннее светило потревожит тело ночи,
          Из под старого стропила выползал на дело зодчий.
          Брёл походкой неширокой. Сберегал к работе силы,
          Одержим старик заботой, что стропила покосило.
          Топоры точил не к спеху, всё в работе нужно в меру.
          Подновил крыльцо и стреху, по старинному манеру.
          Поменял слегу у тына, подлатал врата косые.
          А выравнивать стропила – оказалось не по силе.
          Загрустил, заплакал даже от бессилья старый плотник:
           – Ах ты немощь – сила вражья, видно больше – не работник.
          Так ли думалось-гадалось и загадывалось даже…
          Но, пришла паскуда-старость, вероломней силы вражьей. –
          Посмотрел старик на небо: – Боже милостивый, где ты?
          Был на свете я, иль не был? Неужели песня спета… –
         
          Как вечернее светило потеряет в небе очи –
          То, не выпь сопит за тыном, это стонет старый зодчий.

          Выстоял тогда «Дед» – как иногда он подписывал свои письма. Выстоял ради Аннушки и внуков и написал рассказы о детстве, об отчем доме, о малой Родине и неравнодушные публицистические статьи о смутном времени «перестроек» и «перекроек». Только лирические стихи почти покинули его, улетели как в предзимье журавли:
         
          …Улетели птицы, улетели...
          Ветерок забылся в камышах.
          Отогреться  птицы не успели,
          Как моя усталая душа.
         
          Поэт и прозаик Александр Васильевич Стародубцев ушёл от нас 8 декабря 2018 года – в день «Отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы»…

          Авторская страница Александра Стародубцева
          http://www.proza.ru/avtor/rwistarodubsc


          ><> Памяти Вадима ДАНИЛЕВСКОГО (14.08.1942 – 14.11.2018) <><

          Вадим Александрович Данилевский, подполковник в отставке, кандидат технических наук, поэт и мастер спорта по фехтованию на шпагах и водному туризму родился 14 августа 1942 года в Чебоксарах.
          Война и трудное послевоенное время определили выбор его жизненного пути. После школы он окончил военное училище и отслужил два года на Кавказе – в Нахичиване, затем поступил в Ленинградскую военную артиллерийскую академию. После окончания Академии в 1971 году Вадим Александрович остался в ней в качестве научного сотрудника в области военно-технических разработок, позже, защитив диссертацию, стал заведующим лаборатории.
          Жизнь была заполнена важным и нужным делом, но душа романтика просила своего – воли и лирики. Воля – это сила и простор. Силу Данилевский испытывал в спорте – настойчиво и активно, став в результате мастером спорта по фехтованию на шпагах, и даже вошёл в сборную Ленинграда и СКА. Простор ему даровал туризм, где он не только преуспел, как спортсмен и запасся впечатлениями для реализации потенциала лирика в поэзии и прозе, но и стал бардом – душа его воспела любовь, красоту природы и жизнь.
          А сначала были молодые и весёлые походы и песни у костра. В походы он начал ходить с 1965 года, в городе Сочи нашёл в 1966 году свою любовь – Татьяну. Вместе они любовались Карелией, Карпатами и Кавказом, поженились в 1968году, родили двух сыновей и прожили счастливо 50 лет и 2,5 месяца. Это ей, любящей супруге и верному другу, посвятил Вадим Александрович опубликованную на сайте Проза.ру песню «Август»:
         
          Звёздный ветер по ночам, жарким августом,   
          Раздувает небеса млечным парусом.               
          Бредит душу аромат трав нескошенных
          И огарочек луны, в пруд заброшенный.
         
          Как волнует мою кровь лето позднее,
          Я с Землей влетаю вновь в ночи звёздные.
          Поцелуй горяч, как  прежде, да с горчинкою,
          А душа уже звенит первой льдинкою…
         
          Ветер слёзы с туч смахнёт тёплым дождичком,
          Память режет по живому острым ножичком.
          Я целую локон твой с нежной проседью,
          Что же ждёт нас впереди этой осенью?
         
          В 70-х годах Вадим Александрович увлёкся водным туризмом – спорт не для слабых, трудный, но очень интересный. Побывал со своими соратниками в Эвенкии на плато Путорана, совершил рискованный сплав по Курейке. Следом был поход по Западным Саянам и сплав по реке Кантегир, несущей свои бурные воды в Енисей. Летом 1987 года вместе с десятью ленинградскими туристами он побывал в Якутии, где пройдя на байдарках по реке Чибагалах, они выиграли 1-е место в чемпионате СССР по туризму в разделе водных походов 5-й категории сложности. Затем были Индигирка и Камчатка. А в 1990 году Вадим вместе с пятью друзьями – активистами спортивного туризма Ленинградского военного округа совершил «кругосветку» вокруг Байкала, после сплава на надувном плоту по своенравной речке Томпуда, спадающей в озеро с отрогов Баргузинского хребта.
          В этом же году подполковник Данилевский вышел на пенсию, а в 1994 году перебрался с женой Татьяной в Новгородскую область, в деревню Красненка, Маловишерского района, где своими руками построил дом и посадил сад. И настала, наконец, пора, когда он мог целиком отдаться творчеству. Сначала родились стихи и песни, затем рассказы и роман «Адепт». Роман и сборник рассказов «Где-то под Малой Вишерой» изданы в 2017году.
          Успел Вадим Александрович! Успел до того рокового дня, который предсказали ему медики в 2012 году. После «смертного приговора» врачей и операции он прожил шесть полнокровных и плодотворных лет! Потому что жил под девизом: «Хочешь быть счастливым – будь им!».
          Этот девиз я прочла в одной из его анкет в Интернете. Там же на вопросы «Главное в жизни» и «Главное в гражданах» Вадим ответил: «Любовь, комсомол и весна» и «Равенство и братство». В качестве любимых композиторов он назвал Чайковского, Бородина и Равеля, а любимых кинолент –  «Летят журавли», «Пролетая над гнездом кукушки» и сериал «Мастер и Маргарита», поставленный режиссёром Владимиром Бортко. Среди писателей на первом месте у него Булгаков, Куприн, Джек Лондон и О'Генри. Не было там вопроса о любимых поэтах, а если бы был, уверена, что в числе признанных классиков стояло бы имя Дениса Давыдова – ибо, по моему мнению, и в Давыдове и в Данилевском одинаково органично слились культура, деликатность, воля и отвага воина и лиричность поэзии.
          Стихи Вадима Александровича отличает высокая культура слога, глубина и образность – они певучие, жизнеутверждающие и зовущие вперёд, несмотря ни на что. Например, это написанное 2 ноября 2014  стихотворение «Под шорох золота берез...»:
            
          Под шорох золота берёз,
          В объятьях октября туманных,
          Брожу во власти своих грёз
          И мыслей тихих и печальных…
          Жар-птицей пролетело лето
          С сияньем неба голубым,
          С горячим солнцем, многоцветьем
          И плодоносьем молодым.
         
          А под осенним колпаком
          Душе и зябко, и тревожно,
          Хотя, быть может, ещё можно
          Согреться прошлого теплом?..
          Друзья, походы, встреча с милой,
          Презрение ко всем табу,
          Уверенность, что всё по силам
          И вера в счастье и судьбу…
         
          И было всё, и всё хотелось,
          И кровь играла, как вино,
          Но юности лихую дерзость
          Вернуть обратно не дано.
          Так что осталось мне – покой?
          Тепло домашнего уюта?
          И в час, назначенный судьбой,
          Последний бой с тоскою лютой?
         
          Но мне твердит ночная тишь,
          И шепчет ветер в час вечерний,
          Что вся моя былая жизнь –
          Лишь увертюра к Приключенью.
          Что все, что было и вершится,
          Страстей и чувств незримый воз
          В дороге дальней пригодится,
          Чтобы достичь желанных звёзд…
         
          А в стихотворении «Океан», написанном за десять месяцев до кончины, столько мудрости, веры и смирения, что оно никого не оставит равнодушным!
         
          Жизнь – океан, а души человечьи –
          Ладьи, плывущие меж звёзд в веках,
          Конечный порт – божественная вечность,
          А руль ладьи у каждого в руках.
         
          Нас путь манит, и звёзды маяками
          Ведут нас в дальний незнакомый край.
          Плывём туда, плывёт надежда с нами,
          И вера, что нас ждёт желанный рай.
         
          Судьбой хранимые, плывём сквозь годы,
          Лелея миф, что Бог нам будет рад,
          И, несмотря на грозы и невзгоды,
          Мы верим в счастье и не верим в ад.
         
          Шторм, налетая, все мечты сметает.
          Несёт на рифы нас бездушный вал.
          И сердце вдруг тревожно замирает,
          Предвидя смерть средь бурных волн и скал.
         
          Но из пучины тьмы, страданий, боли
          Выносит жизнь нас мощною волной,
          И, обретая силы, мысли, волю,
          Мы жаждем встречи с новою судьбой.
         
          С лучами солнца, с первым же рассветом,
          Едва душа оправится от ран,
          Мы ставим парус, и с попутным ветром
          Уходим вновь в безбрежный океан.

          Умер Вадим Александрович 14 ноября 2018 года в православный праздник Осенние Кузьминки, когда церковь вспоминает святых бессребреников и чудотворцев Косму и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии. По преданию братья Косма и Дамиан (Кузьма и Демьян) исцеляли от болезней людей, обречённых на смерть.
          Какое-то мистическое соприкосновение жизни Вадима с Небесами…
         
          Авторская страница Вадима Данилевского:
          http://www.proza.ru/avtor/danvadpr


          ><> Памяти Владилена Степановича РАКУШИНА (21.01.1941 – 20.02.2017) <><

          Владилен Степанович Ракушин (псевдоним Николай Шурик) родился 21 января 1941. Уже на первой его фотографии, сделанной в начале войны, по загадочной улыбке и озорным глазам можно было понять, какой нескучный малыш явился в мир, и как будет этот светоносный снимок оберегать и поддерживать на фронте его папу.
          Так и случилось: отец, военный строитель, вернулся с войны живым, невредимым и с наградами. Едва утихли залпы победных салютов, капитан Ракушин был командирован в Китай, где семья жила до 1950 года и откуда переехала в Карелию. Там в 1955 году Владилен окончил школу и поступил в Петрозаводский государственный университет. Диплом он получал уже в Архангельске – такова судьба у детей военных, часто меняющих место жительства. Затем дипломированный юноша отслужил рядовым «срочную» в Латвии – и началась взрослая жизнь: работа в НПО «Стеклопластик» в посёлке Андреевка, обустройство молодой семьи, рождение детей, командировки… в общем, всё как у других парней его поколения. Работа на «оборонку» была серьёзной, забота о семье тоже нелёгкой, но подвижный и любопытный мальчик, фантазёр и романтик, пребывающий в специалисте и отце семейства, держал того «на плаву» до конца жизни.
          Ему всё было интересно, всё новое, вся палитра жизни. В одной из своих поздних анкет в числе своих интересов Ракушин указал лирику, юмор, положительные эмоции, немного истории, немного приключений, воспоминания. Из музыки он предпочитал песни 40 - 70 годов ХХ века, «плюс к тому, Штраус, Григ и иже с ними». Кино – «только доброе и с легким юмором, да советские мультики, особенно, „Варежка“». А вот насчёт телевидения, был резок: «Если бы не опасение навредить людям, не пожалел бы 90 толовых шашек, чтобы ликвидировать 90% нынешнего телевидения».
          Интерес к «лирике» привёл его в литературу, в основном в прозу, хотя случались у него и «стишата», но это, скорее, было пробами чувства юмора к своим поэтическим способностям. В прозе слог у Ракушина лёгкий, ирония тонкая, контекст – глубокий. И вообще, в его творчестве есть некое изящество, опирающееся на твёрдый фундамент мужества, тактичности и уверенности в том, что всё, о чём он пишет, нужно.
          По духу Владилен Степанович был исследователем – и не только в своей стеклопластике. Он исследовал истории жизни и любви своих современников, при этом, как сам признавался, имел «расположение к „многосерийным“ рассказикам».  Писал он и о своих приключениях в поездках, и небольшие репортажи с интересных ему мероприятий. Круг интересов Ракушина хорошо видится в названиях его литературных папок на авторской странице сайта Проза.ру. Их 36, вот некоторые из них: «Рядом с космосом», «Эх, дороги!», «Граница», «Театральные приколы», «О любви, и не только», «Кардиобалет. Сердечная избыточность», «Литературоведение», «Физики шутят...», «Задачки, чужие и мои».
          Есть ещё папка «Анечка», миниатюры которой органично срастаются в повесть,и самая «пухлая» папка «По волнам моей памяти». Наособицу для меня стоит папка «Ах, Одесса, жемчужина у моря...» – это  Одесса подружила нас с Ракушиным, она родная плюс любимая нами физика.
          Об этом я писала в миниатюре «Письмо другу на Небеса», опубликованное в его «сороковины» в 2017 году – не буду повторяться. Переписывались мы с Владиленом чуть меньше года, но письма его с «высокочастотными приветами» – а их около семидесяти, до сих пор и веселят меня, и бодрят, и умиротворяют. Неиссякаемые в них юмор и жизнеутверждение – спасибо, «Шурик»!
          В целом жизнь Владилена Степановича удалась: и в творчестве он реализовался, и на работе до последнего дня был нужен, и семью создал крепкую да дружную, и дети у него удались: умные, успешные – а главное любящие и уважающие родителей. Об этом искренне и трогательно написал на сороковины отца его сын Антон. Вот оно, это чистосердечное признание в любви:
          «…В моей жизни войны не было. Я рос в мире. И в этом мире существовал мир самого лучшего папы. Мир – ещё помнивший войну. Мир – любящий жизнь. Мир – чуткий к людям. Мир – честный и правдивый. Мир – обтачивающий острые камни. Мир – противоречивый… Мой малый мир смотрел в глаза большого мира отца и впитывал его очертания. И мне очень дорог этот мир – несовершенный, живой, пронзительный папин мир... А отец... безмерно больше мира, которым он отзывался на жизнь. Его я люблю».
          Жить бы ему ещё да поживать в любви и востребованности! Но помешала «сердечная избыточность», лукаво названная медиками сердечной недостаточностью. Разве любить других больше себя – это нехорошо?
          Разным бывает «кардиобалет», у каждого свой. А каков он – Небеса рассудят…
         
          Умер Владилен Степанович Ракушин 20.02.17 в первый день масленицы – в сырную седьмицу. Впереди был народный праздник проводов зимы, гуляния… но не для него уже наступитла весна…

              Авторская страница Владилена Ракушина (Николая Шурика):
              http://www.proza.ru/avtor/manograf


          ><> Памяти Виталия ВАЛСАМАКИ (27.09.1948 – 17.08.2016) <><

          Художник, поэт и писатель Виталий Дмитриевич Валсамаки родился 27 сентября 1948 года в посёлке Каменка Дальнегорского района Приморского края.
          В 1974 году окончил Иркутское училище искусств, в 1981-м – Московский полиграфический институт. Преподавал в «Детской художественной школе» города Улан-Удэ.
          В 1984-1991 годах – участвовал в областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. Неоднократный лауреат республиканских, всесоюзных и международных конкурсов плаката. Автор серий плакатов по событиям в Чили (1973) и по охране природы, иллюстрировал книги Конан Дойля и Франсиско де Кеведо.
          Член Межрегионального союза писателей Украины, член Национального союза художников Украины, председатель Никопольского общества греков «Гефест». Помимо своих картин, Виталий Дмитриевич известен литературной, педагогической и общественной деятельностью. Его литературная студия «Звонница» воспитала целую плеяду талантливых поэтов и прозаиков.
          Произведения Валсамаки закуплены Союзом художников СССР, УССР, дирекцией передвижных выставок, художественными музеями Владивостока, Улан-Уде, Иркутска, Омска, Днепропетровска и частными коллекциями на благотворительных аукционах. Отдельные произведения находятся в Республиканском художественном музее имени Сампилова…
         
          Всё перечисленное взято в Интернете из официальной прессы о Виталии Дмитриевиче, написанной сухо и деловито, не раскрывая самобытности личности, её чуткости к звуку и цвету, неравнодушию к боли других.
          Ведь не ради материального благополучия Валсамаки так много работал? Это по зову души и завету «не зарывать таланты» помимо живописи и педагогики он занимался журналистикой, писал прозу и стихи. И делал это мастерски, честно и с душевным сопричастием к теме. Известно же, что поэтами не становятся – ими рождаются для выполнения высокой миссии посредничества между Небом и Землёй. Поэт не может быть равнодушным к творящемуся на земле беспределу, к бесовщине и хаосу.
          Именно неравнодушие остановило его однажды у моей новеллы «Полигон. Видение», опубликованной 28 января 2014 года. Рождалась она трудно и больно в дни, когда пылал Киевский майдан. Три месяца я, не отрываясь, смотрела этот жуткий сон, похожий то ли на голливудский фильм, то ли на гнусный и беспощадный бой гладиаторов. Тогда-то и познакомились мы с Виталием Дмитриевичем, гордо назвавшим себя позже «древнерусским греком».
          Вот, что он написал в своей рецензии на моё предвидение февральской победы украинской «хунты» через год после публикации:
          «…это не просто новелла – в этом труде воедино соединились взрыв пронзительных чувств автора, истинная поэтика, история, философия и подлая во все века политика. Произошло органичное слияние высмотренных времён, которые впечатались в нашу генную память, а великий простор Великой степи (орёл – символ этой истории) соединился с великой тревогой за судьбу человечества, и всё это окрашено пульсацией ритма живой авторской мысли. Вялотекущий Апокалипсис переходит в новое качество, время спрессовалось, события каждый день набирают скорость и движутся к новому мировому взрыву. Златолюбцы в своей алчбе не знают предела. Им мало имеющейся роскоши, потому решено оставить на планете золотой миллиард, а всё остальное человечество подлежит истреблению. Тема столь остра, что есть опасность долгого увлечения ею. Ограничусь сказанным и добавлю, что давно не читал такого откровения».
          После этой «встречи» мы ещё общались с Валсамаки, но не об этом сейчас я хочу сказать, а о неразгаданном мною мистическом знаке: когда я недавно копировала это высказывание, то обнаружила, на одной странице,  рядом, плотно друг другу расположились рецензии тех, о ком я пишу сейчас, в этой новелле! Тех, с кем я уже была знакома.
          Вот что написал Александр Васильевич Стародубцев:
          «Есть о чём поразмышлять. Да не всё разом укладывается в ленту размышлений. Ещё многое своим соком восприятия переваривать нужно… А вот происки мирового правительства и практические шаги по осуществлению сатанинских замыслов морального оскопления людей, очевидны. Уже действуют и приносят свои плоды, стоит внимательно присмотреться к происходящему и в нужных местах и в нужное время спросить себя – а зачем это делается? Кому это нужно? Почему это им выгодно? Всё происходящее сегодня всё активнее подтверждает гипотезу о том, что человечество появляется на земле и покидает её подобно листве на деревьях».
          Следующая рецензия написана Вадимом Данилевским:
          «Ещё можно спастись… если все вместе… собором… всем миром… – повторил он в рецензии последнюю фразу моего очерка и добавил: – Вот только всё больше равнодушных. Хотя есть ещё думающие и видящие, бьющие в набат: «Ау! Люди русские, где вы? Пора подниматься с колен. А в ответ – тишина...».
          Это написано в середине апреля 2016 года – за 4 месяца до смерти Валсамаки…
         
          Я не верю в случайные совпадения, как не верю в случайность сердечного приступа у Виталия Дмитриевича в ночь на 17-ое августа. Знаю доподлинно об аналогичном «приступе» у одного киевского поэта – и тоже «в ночь»… видела и лицо самого Валсамаки на фотографии «профсовещания» литераторов – она в основе моего коллажа в поминальном эссе «У поэтов душа не стареет»… но всё уже случилось.
          За несколько месяцев до кончины Виталий написал мне, что работает над книгой о своём времени. Не знаю, успел ли он закончить её, но очень надеюсь, что найдутся люди, решившиеся дописать и спасти её, ведь рукописи не горят…
         
          Виталий Дмитриевич Валсамаки умер в ночь на 17 августа 2016 – в день памяти семи Ефесских отроков, живших в III веке, в период гонения христиан императором Декием и в 4-й день Успенского поста. Уберёгся от сопричастности к гонению русского православия на очужевшей ему Украине…
             
          Авторская страница Виталия Валсамаки:
          http://www.proza.ru/avtor/vdvalsamaki


                ><><><><
          Каждому их четырёх поминаемых мужчин могут быть адресованы, написанные мною для Николая Шурика стихи:

          …В тишину, в богоданный покой,
          Иль вершить внеземные дела
          Синей птицей тебя за собой
          В поднебесье судьба позвала.
         
          Отстрадал, отлюбил, отдружил…
          Честь и верность Державе храня,
          С чувством долга ты Делу служил –
          Был в строю до последнего дня.
         
          Ты работал и жил на износ –
          Оттого быстро век твой истёк,
          И лишь ты знаешь, что перенёс,
          Пряча боли свои между строк.
         
          Ты спешил делать людям добро,
          В созидающих буднях сгорая –
          Пусть же вечно струит серебро
          Свет души твоей в Пажитях рая!

          Ушли настоящие мужчины, ушли неожиданно для друзей и близких, тихо и скромно. Отошли в мир иной, вписав в историю России свои страницы. Прожили в созидательных трудах и в плодотворном творчестве свой век, мера которому определяется деяниями, а не днями и годами.
          Покоя и радости душам вашим в Пажитях небесных, Мужики!
          И любовь и светлая память наша…



          Примечания.

1. Памяти Александра Стародубцева:
– Песни Александра Стародубцева опубликованы в Избе-читальне
– Миниатюра «В старом доме» – http://www.proza.ru/2016/08/29/1906
– Стихи «Серёже» – http://www.proza.ru/2014/03/29/1734
– Стихи «Воробышек» – http://www.proza.ru/2014/01/31/1053
2. Памяти Вадима Данилевского
– Анкета и фотографии – https://vk.com/id239751326
3. Памяти Владилена  Ракушина (Николая Шурика)
– Письмо Другу на Небеса – http://www.proza.ru/2017/03/31/137
– Анкеты и фото: https://my.mail.ru/mail/rvs1941/   https://vk.com/id172171722
4. Памяти Виталия Валсамаки
– Эссе «У поэтов душа не стареет» – http://www.proza.ru/2016/09/26/25
– Картины в картинной галерее Никополя (запустить слайд-шоу) – http://nikopol.do.am/photo/valsamaki_vitalij/48
– Работы Валсамаки и детей его художественной студии в Никополе
– Миниатюра Ларисы Бережной – http://www.proza.ru/2016/09/27/135


Внимание! Можно увеличить картинку и рассмотреть памятники «ближе». Для этого зажмите одним пальцем клавишу Ctrl и осторожно покрутите колёсико мышки вперёд. Вернуться в исходное положение можно покрутив колёсико назад.