Покаяние спасительное

Иван Валерьев
Предисловия не будет, а начну сразу с Евангелия.


I. Покаянием мытарь оправдался паче фарисея.

II. За покаяние помилована грешница, омывавшая слезами ноги Спасителя.

III. Покаянием разбойнику отверсты райские двери.

IV. Покаянием и горькими слезами Апостол Петр, троекратно отрекшийся от Господа, снова возведен был в звание апостольское.

Покаянием многие величайшие грешники обратились на путь добродетелей и получили вечное блаженство.


Работники одиннадцатого часа

1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой

2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;

3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,

4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.

5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.

6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашёл других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?

7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;

11 и, получив, стали роптать на хозяина дома

12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

14 возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;

15 разве я не властен в своём делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Мф. 20:1–16

Не спеши судить человека, пока еще он жив, значит, Бог дает ему время на покаяние. А ты кто, чтобы судить другого человека? Понятно, тебе тяжело, но Господь сам ведет людей к Себе. Возможно ведь, что человек перед смертью покается от всего сердца и Бог помилует его и заберет к Себе, а ты так со своим осуждением и пойдешь в ад. Сказано же тебе "Не суди"!

И еще одна притча мне вспомнилась.

Притча о блудном сыне

    Лк., 79 зач., XV, 11-32.

11 У некоторого человека было два сына; 12и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 16и он рад был наполнить чрево свое рожка’ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 18встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 19и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 23и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! 24ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 26и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 30а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, 32а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Большинство людей скоры на суд. Большинству, дай власть, отправили бы в ад многих людей. Большинство видит однобоко. Господь же не так. Суд Его не таков как у нас, людей. Он видит само сердце человека. Он наперед знает всю жизнь любого грешника и ждет покаяния. Не стоит нам восхищать суд Божий. Господь добр, а мы злы - в этом вся проблема.

Не могу обойтись и без наглядных примеров.

Преподобная Мария Египетская 17 лет провела жизнь, полную греховных и порочных удовольствий, но, покаявшись, обрела у Господа такую благодать, что переходила реку Иордан как по суху.

Преподобный Иоанн Лествичник рассказывал, что во время пребывания его в одном общежительном монастыре, близ Александрии, пришел в этот монастырь для покаяния и пострижения в монашество разбойник. Великий отец, игумен монастыря, повелел учинить ему исповедание грехов своих при собрании всего братства в церкви. Когда разбойник исполнил это с горячей ревностью и самоотвержением, то игумен облек его немедленно в схиму. Святой Иоанн спросил наедине святого игумена, почему он постриг разбойника так скоро? Игумен привел в причину то, что разбойник сподобился исповедью полного отпущения грехов. "И не неверуй этому, - присовокупил он, - потому что один из присутствовавших тут братий уверял меня, говоря: "Я видел некоего страшного, державшего исписанную хартию и трость; и когда исповедавшийся произносил свой грех, тот страшный изглаждал этот грех на хартии тростью, и по справедливости, ибо говорит Писание: рех, исповем беззаконие мое, Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего" (Псал. XXXI, ст. 1).

Преподобный Давид был сначала разбойником и сделал столько зла, "яко ин никтоже". Однажды, отдыхая на горе вместе со своими сотоварищами и размышляя о своем прошлом, он пришел в ужас и тут же решился раскаяться и посвятить все остальные дни свои на служение Богу. Оставив своих сообщников, он пришел в монастырь и просил игумена принять его в число братии. Думая, что по преклонным своим летам Давид не вынесет монашеских подвигов, игумен сначала отказал в просьбе. Огорченный этим, Давид воскликнул: "Да знаешь ли ты, отче, кто я? Я атаман разбойников. Если ты не примешь меня, я снова примусь за свои дела, приведу своих товарищей, разорю монастырь и никого из вас не оставлю в живых". Услышав такие страшные слова, игумен! не медлил более и постриг Давида. Тогда "нача Давид подвизатися воздержанием, удерживати себе смирением. И всех преспе, иже в монастыре, седмьдесят черноризцев". Однажды, когда Давид сидел в своей келье, ему предстал Ангел и сказал: "Давиде, Господь простил тебе грехи твои и отныне ты будешь творить чудеса". И действительно, Давид после этого совершал силой Божией великие чудесные дела на пользу ближним.

Св. Исаак Сирин говорит о сем следующее: "Что горсть песку, брошенная в великое море, то же грехопадение всякой плоти в сравнении с Божиим Промыслом и Божией милостью. И как обильный источник не заграждается горстью пыли, так милосердие Создателя не препобеждается пороками тварей".

 "Несколько дней тому назад посетил меня один торговец и поведал, примерно, следующее: «Торговля досталась мне в наследство отчего я захотел во что бы то ни стало ее укрупнить. При этом я не был разборчивым в способах и средствах. Обманывал людей, подбрасывал фальшивые купюры, прибегал к ложной клятве при закупках и продаже, брал огромные проценты с должников, обсчитывал всякого встречного и ко всем был скуп. Но, пока я всецело погружался в свое торжество, вкладывая в него и тело и душу, диавол проник в мой дом с другой стороны, намереваясь разрушить его до самого основания, а именно - моя супруга предалась разврату, а единственный сын, презрев и меня, тайком ушел из дому. Как-то ранним воскресным вечером, когда сидел дома у окна, думая о своей торговле, я услышал под окном говор бормотание двух прохожих. Один из них спрашивал у другого: "Где мы час находимся?" А другой объяснял: "Вот дом такого-то и такого-то хозяина, мы здесь". Услышав мое имя, тот, первый, произнес такие слова: "Бог простит его честного и почтенного отца, а сей бездушный лучше бы сменил с магазина фирменную вывеску с отцовским именем и написал бы: "Диавол и компания". Если бы молния поразила в тот миг мой дом, это подействовало бы на меня меньше, чем эти слова. В ту беспросветную, дождливую ночь я отправился на могилу своего отца и все время до рассвета провел там в плаче и судорожных рыданиях. На следующий день я все бросил и уехал в дальний глухой монастырь, где вот уже который год прожил в напряженном покаянии, посте и молитве. Теперь я чувствую себя совсем другим человеком. Обрел я свою душу, свое единственное благо, и начал думать и заботиться о спасении собственной души выше, чем о чем бы то ни было в мире".
Святитель Николай Сербский "О покаяния в современном мире "

Брат спрашивал авву Пимена: «Я сделал великий грех и хочу каяться три года». «Много», — говорит ему авва Пимен. «Или один год», — говорил брат. «И то много», — сказал опять старец. Бывшие у старца спросили, не довольно ли сорока дней. «И этого много, — сказал старец. — Если человек покается от всего сердца и более уже не будет грешить, то и в три дня примет его Бог».
(Древний патерик. 1914. С. 30. № 10.)

 "Брат безмолвствовал в одном монастыре, и молитва его постоянно состояла в следующем: “Господи! Нет во мне страха Твоего, пошли мне или тяжкий недуг, или напасть, чтобы таким образом пришла окаянная моя душа в страх Твой. Знаю, что грех мой сам по себе непростителен: много согрешил я пред Тобой, Владыко, согрешил много и тяжко. Но ради милости Твоей, по святой воле Твоей, прости мне грех мой. Если же и этого не может быть, то помучь меня здесь, чтоб здешними муками была несколько ослаблена мука будущая. Начни казнить меня отселе,Владыко, казнить не в гневе Твоем, а в человеколюбии.” Брат провел целый год, молясь таким образом в сокрушении и смирении сердца, в строгом посте. Между тем постоянно ему сопутствовала мысль: какое значение имеют слова Господа: блаженны плачущие, ибо они утешатся (Матф. 5:4). Однажды, когда брат, объятый печалью по обычаю сидел на земле и плакал, напал на него тонкий сон. Явился ему Христос, воззрел на него милостиво и сказал тихим голосом: “Что с тобой? О чем ты плачешь?” Брат отвечал Господу: “Господи! Я пал.” Явившийся сказал на это: “Восстань.” Брат отвечал, сидя на земле: “Не могу встать, если Ты не прострешь руки Твоей и не восставишь меня.” Господь простер руку и воздвиг его. Явившийся опять сказал тихо: “Что ты плачешь, о чем скорбишь?” Брат отвечал: “Господи! Как мне не плакать и не скорбеть, когда я столько прогневал Тебя?” Тогда явившийся простер руку Свою, приложил ладонь к сердцу брата и, погладив его, сказал: “Не скорби! Бог поможет тебе. Я уже не буду карать тебя, потому что ты сам наказал себя. Ради тебя Я пролил Кровь Мою, пролью и человеколюбие Мое на всякую душу, приносящую покаяние.” Брат, придя в себя, ощутил свое сердце исполненным неизъяснимой радости и приял извещение, что Бог сотворил милость с ним. Прочее время своей жизни он провел в великом смирении,славословя Бога, и отошел к Богу в настроении исповедания" (Еп. Игнатий. Отечник. С. 436. № 19).


Существуют и примеры современного покаяния

 "Один мой однокурсник по семинарии вскоре после ее окончания получил назначение в храм, находящийся в самом центре Москвы, около Кремля. Сейчас этот священник известный московский протоиерей, настоятель храма. В начале так называемых «нулевых» годов к нему в храм пришел мужчина характерной кавказской внешности и сказал, что хочет принять Крещение. Из разговора с ним батюшка узнал, что он уроженец Чечни, воевал в Первую чеченскую войну на стороне террористов в одном из бандформирований. Потом был пойман, осужден, этапирован в лагерь и отсидел там семь лет. Недавно освободился – и вот он здесь. Священник, понятно, был шокирован встречей с таким человеком и его желанием принять Святое Крещение. Желая проверить степень его веры и готовности, он спросил бывшего воина ислама: «Как ты веруешь? Пойми, что Крещение можно принимать, только имея твердую и сознательную веру и правильное представление о Боге». Когда пришедший довольно правильно и четко изложил основы веры христианской, мой товарищ еще более удивился. «Откуда ты всё это знаешь?» – спросил он чеченца.

Тогда тот рассказал историю своего обращения: «Вы посылаете к нам в тюрьму духовную литературу, а стены в камере очень унылые, неприглядные, окрашенные серой краской. Чтобы хоть как-то их украсить, заключенные наклеивают на стенки страницы из церковных журналов. Однажды я сидел в отхожем месте нашей камеры, по тюремному – на “параше”, и на стене увидел страничку из какого-то журнала. От нечего делать стал читать. На странице были слова из Евангелия. Строчки эти поразили меня. В каждой камере у нас была Библия, и я нашел там это место. Стал читать дальше, потом стал изучать духовную литературу, которую удавалось достать. Так я пришел к вере во Христа и понял, что должен стать христианином».

Оказалось, что познания в духовной литературе у этого недавнего заключенного весьма обширны. Он был хорошо знаком с творениями святителя Игнатия (Брянчанинова), других святых отцов, и когда речь зашла о том, с каким именем он хотел бы креститься, то сказал, что хочет взять имя Ефрем – в честь его любимого святого Ефрема Сирина. Книги этого святого отца он читал в тюрьме и очень их полюбил. Священник совершил таинство Крещения и, благословив новокрещенного Ефрема, попрощался с ним. В дальнейшем мой семинарский однокашник видел крещенного им кавказца только один раз. Через несколько лет тот навестил его. Как сложилась его жизнь потом, где он сейчас, неизвестно, но тогда Ефрем сказал, что в тюрьме ему было лучше, чем на родине. Как отнеслись к обращению в христианскую веру его недавние товарищи по оружию и родственники? Жив ли он сейчас? Мы не знаем этого. Если жив, дай Бог ему мужества и твердости в вере.

Тот же священник рассказал мне и о другом, не менее ярком примере покаяния «разбойника благоразумного», исповедь которого ему довелось принимать. Эта история произошла несколько ранее, в конце 1990-х годов. После вечерней службы народ дожидался исповеди. Среди исповедующихся был парень лет 30, который пропускал всех вперед себя, желая подойти самым последним. Когда все разошлись, он подошел и начал свое покаяние. В начале «лихих девяностых» он был спортсменом, занимался стендовой стрельбой и достиг весьма больших успехов. До этого он учился стрельбе в школе ДОСААФ. По картотеке этой организации его нашли «братки» и заставили работать на себя. Работал он киллером – наемным убийцей. Выполнял заказы в течение почти десяти лет и положил очень много разного народа. Покаяние его было глубоким и искренним, он подробно рассказывал буквально о каждом убитом им человеке, исповедь длилась долго. Батюшка прочел разрешительную молитву. Человек поцеловал крест и Евангелие и, поблагодарив священника, вышел из храма. Через некоторое время этот отец получил письмо из исправительной колонии особого режима. Письмо было написано его знакомым, бывшим киллером, а теперь приговоренным к пожизненному заключению осужденным. Он писал, что после той исповеди еще неделю собирался духом, а потом пошел в милицию и написал чистосердечное признание. Во время следствия рассказывал только про себя и свою вину. Дали ему, конечно, высшую меру, то есть по нынешнему положению – пожизненное. Конечно, человек с такой биографией прекрасно знал, на что он идет, сдаваясь властям. С тех пор, как у нас в стране ввели мораторий на смертную казнь, до сего времени не смолкают споры: что более гуманно – пустить человеку пулю в затылок или заставить медленно умирать в колонии для пожизненников типа «Полярной совы» или «Черного дельфина», то есть в зонах самого тяжелого и строгого режима? Средняя продолжительность жизни пожизненно осужденных в такой тюрьме обычно не превышает 5–7 лет" Протоиерей Павел Гумеров.

В Белоруссии живет один монах Герман, который в девяностые был вором авторитетом. С ним есть и видео в интернете. Можете посмотреть.