Змеиный улей

Александр Попов 68
История, которую я Вам сейчас поведаю, произошла со мной и моими товарищами в 1976 году. Шел апрель месяц, вокруг все распускалось и благоухало . Вокруг во всю зелёным ковром покрывала землю  трава. На деревьях налились почки,и вот-вот должны были распустится листочки. Провода линий электропередач были  "увешаны" чёрными гроздьями скворцов, которые,перебивая друг  друга, заливались веселой трелью. Солнце уже припекало, не по -весеннему, хотя такой климат присущ именно астраханскому краю,где температура в конце апреля и начале мая поднималась до 35-40 градусов. Однако на нашей реке Кизаньке, несмотря на то, что давно сошёл лёд, вода ещё не прогрелась  и была ледяной. И можно ещё было наблюдать в некоторых местах маленькие льдинки, плывущие по течению. Мы, как  обычно в такое время, вместе с канавскими ребятами, Серегой Резцовым и Андреем Захаровым, и другими ребятами с канавы повадились ходить купаться на ерик Поперечный. Там вода прогревалась значительно быстрее. Естественно, мои родители  да и родители ребят были против таких купаний, так как непременно мы рисковали заболеть, а это угрожало пропуском занятий в школе. Однако нас это не пугало. Чтобы родители не знали, что мы купались, ребята снимали с себя всю одежду и ныряли в прохладную воду нагишом. Путь к ерику у нас проходил мимо дома бабушки Шуры, которая в то время жила рядом с кладбищем, кстати, это нас удивляло, что одинокий пожилой человек  жил в таком месте. В  дальнейшем, огибая его, шли по проселочной дороге либо напрямую через само кладбище -так было быстрее. На подходе к ерику, мы преодолевали заросли "дикого финника", так его мы прозвали на канаве , но на самом деле это растение из семейства  съедобного лоха. Существует несколько видов, в том числе и серебристый. Кстати наш американский вселенец, произрастает на Дону, в Крыму, Нижнем Поволжье. Хотя я всю жизнь считал, что это наше, российское растение. Поздней весной лох радует ароматом  своих желтовато -белых цветов, а в конце августа-сентября- своими  сладко вяжущими плодами . Пока они зеленоватые - не вкусные и жутко вяжут во рту. А по мере созревания вязкость уменьшается, по вкусу становятся сладковато -крахмалистыми, мякоть похожа на спрессованную муку. При окончательном созревании привкус муки почти исчезает, ягоды становятся янтарно-желто-зеленоватые, с отблеском серебра, и как бы припорошенные серебристо-белым порошком. Мякоть внутри бело-желтоватая, тянущаяся, похожая на начинающий засахариваться мед. Кора красно-коричневая, слегка лаковая, блестящая. Кстати, муку от этих ягод используют в Армении в кондитерском производстве для разного рода сортов булочек -они не черствеют.

       Не рекомендуется держать большие букеты лоха в спальнях - утром от них голова раскалываться будет. Увы, проверено на собственном опыте. У берега ерика также красовались несколько деревьев  плакучей ивы,очень величественного и грациозного дерева, ветви которых свисали к воде ерика. Однако ива- недолговечное дерево, со временем сердцевина превращается в рыхлое и легко поддающееся гниению составляющее, и дерево медленно умирало. Размножение ивы было поразительно просто: на берегу, в самой воде, втыкались ивовые колья, которые вскоре давали первые листочки и веточки. На следующий год этот самый кол, превращался в роскошное полноценное дерево.
    Мы с ребятами, добрались до дамбы. Вот здесь любой канавский житель меня сейчас поймёт, о чем я веду речь. Когда- то, в те годы в тех местах существовала и прекрасно функционировала сложная сеть орошения полей и рисовых чеков совхоза "Коммунар". Вот и дамба, проложенная через ерик Поперечный, служила одновременно  и мостом через ерик, и в то же время некой миниплотиной  в сельском хозяйстве района. Вот именно в том районе мы с ребятами и  любили ранней весной купаться. Как  обычно, скинув рубашки и штаны, а также нижнее белье, (благо девчонки туда не всегда ходили),мы ринулись к воде. Вода все же была прохладной, мы по очереди потихонечку входили в воду, как бы привыкая, да и дно было усыпано репьем, который безжалостно впивался в наши ноги. Андрей уже окунулся в воде, когда я, находясь в воде по колено, заметил проплывающую рядом с собой небольшую змею. Скажу честно, я не очень их переношу на дух. А тут ещё практически в полуметре от меня! От этого всё моё тело покрылось мурашками. Я быстрее стал входить в воду уже, не так обращая внимание на холод.  Окунувшись пару раз, я стрелой выбежал на берег; ребята ещё купались, звонкое эхо их голосов вперемешку со смехом далеко разносилось над устьем ерика. Немного отогревшись на солнышке, я стал искать удобную и длинную палку, так как,( да простят меня защитники животного мира), мы в детстве страстно любили гонять ими по берегу лягушек. Жабы размером до 20 см сидели большими группами по всей береговой полосе ерика, и, думаю, я был тогда не один, который любил это занятие!? Каждый канавский мальчишка  да и девочки, также недалеко отходили от парней, тоже любили побегать по берегу с палкой в руках и погонять лягушек!? Ну да ладно. Я долго бродил по берегу, когда чуть в глубине зарослей лоха ( дикого финника),  обнаружил полусгнивший пень ивы.  Вдруг из -под моих ног выскользнула довольно таки больших размеров  чёрная змея, чуть поодаль я увидел ещё одну. Оглядевшись вокруг, я увидел множество змей различной окраски и размеров. Змеи – поразительные и загадочные существа. Форма их тела, особенности передвижения, способность к обновлению покрова – все это завораживает и не может не удивлять! В Астраханской области, в том числе и Камызякском районе, в дельте обитает несколько видов змей, наиболее известные из которых ядовитые,это гадюки и неядовитые- это ужи. Следует отметить, что гадюки обитают главным образом в северных районах Астраханской области, там, где преобладают степные ландшафты и практически не встречаются в дельте, затапливаемой в период половодья. Безобидные ужи, напротив, обитают в Астраханской области повсеместно, их можно увидеть практически везде. Однако  в народе бытует мнение, что ужи — это только те змеи, у которых на голове отчетливо видны два ярко-желтых или оранжевых пятна.  Действительно, это отличительная черта ужа обыкновенного, которого благодаря школьному курсу биологии легко узнают практически все взрослые и дети.
          Другому представителю семейства ужеобразных — водяному ужу, которого я встретил когда заходил в воду ерика, повезло меньше. При виде этой довольно крупной рептилии длина которой может достигать 1,5 метров, люди почему-то вспоминают о гадюке, поэтому часто называют «шахматной гадюкой» или просто «шахматкой» и, руководствуясь принципом «лучшая защита — нападение», как можно быстрее пытаются её убить. Тем не менее, водяной уж - змея неядовитая и, не смотря на свой грозный вид, совершенно не опасна для человека. При виде опасности ужи обычно стараются скрыться в воде или в укрытии. Если не удается спастись бегством, то можно еще попробовать притвориться мертвым или имитировать нападение. Видимо случаи агрессивного поведения водяных ужей и породило народный миф об их родстве с гадюками. Но тут передо мной открылась совсем иная картина. Змеи как по волшебству сползались в одно место, и этим местом был тот самый ивовый пень. Я знал, мне рассказывал мой отец, как отличить ядовитую змею, например, гадюку от неядовитой.  Гадюку от ужа отличить можно по зрачку: у всех ужеобразных зрачок круглый,  у гадюк — вертикальный. Но, ребята, это каким нужно быть, чтобы заглянуть в глаза змеи?!  Увы, я был не из таких! Да и такое количество змей вокруг меня немного шокировало. Однако любопытство брало верх. Оккуратно, не наступая на змей я подошёл на расстояние метра, к пню. Это был змеиный улей, сердцевина пня давно сгнила, и в нем образовалась пустота, внутри которой и находился огромный живой, копошившийся и извивавшийся клубок из змей. Различной длины и расцветки, шипя, все это хаотично двигалось. Вновь прибывшие особи также взбирались на пень и вплетались в эту змеиную оргию. Страх вперемешку с адриналином забурлили во мне. Я подавил в себе натуралиста и быстро покинул место змеиного улья. Я рассказал ребятам о данной находке. Второй раз я уже туда не пошел. Пошли Сергей и Андрей. Долго они там не задержались, вскоре и они выскочили как ужаленные с испуганными лицами.... Столько змей, уму непостежимо. Обратно уже домой мы шли, и всю дорогу, перебивая друг друга, описывали увиденное. Дома я все рассказал родителям, при этом естественно утаив, что купался. Путного тогда от своих родителей я ничего не услышал. Может, они и стеснялись мне, восьмилетнему мальчишке, рассказать, что тогда я видел. В результате  мне категорически запретили ходить на ерик Поперечный. Но уже достаточно взрослым я узнал следующее, что большое скопление змей в одном месте, в такие «клубки» встречаются в природе только в разгар брачного сезона, когда змеи начинают спариваться. Готовая к спариванию самка обыкновенного ужа привлекает около 20 самцов. Они не борются друг с другом, не проявляют агрессии. Но при этом каждый самец старается не допустить спаривания самки ни с кем из соперников. Иногда вокруг неё собирается несколько сотен мужских особей. Внутри клубка змей происходит настоящая борьба. Половые органы находятся у змей в хвостовой части тела, по обе стороны от позвоночника. Своими каналами они открываются в клоаку. Спаривание змей, как правило, групповое. Самцы выходят из своих убежищ раньше. Самки выползают обычно по одной. На поверхности её может ждать более сотни поклонников. Готовая спариваться самка довольно быстро оказывается в центре клубка. Видимо тогда именно самка греющаяся на пне ивы и привлекла к себе такое количество особей мужского пола. Каждый самец стремится «запечатать» пробкой её клоаку. В этом состоит суть спаривания. Как только кому-то из самцов это удаётся, никто другой уже не сможет оплодотворить её в этот сезон. После спаривания самка перестаёт выделять секрет. Остальные соперники расползаются в поисках новых партнёрш.
Камызяк Август 2018